Человек-феерия Виктор Чмиль
28 сентября 1937 г. в Одессе в семье рабочего Анатолия Даниловича и медсестры Ксении Андреевны родился первенец - сын Виктор. Тревожное и тяжелое детство ему досталось: война, разруха, голод. Самое яркое воспоминание маленького Вити - бомбежка Одессы фашистами. Однажды, прячась от очередного налета в одесских катакомбах, Виктор с мамой и другими одесситами чуть было не остался заживо погребенным: вход в катакомбы завалило взрывом авиабомбы. Четырехлетний мальчишка не понимал тогда всей опасности, а ведь настоящим чудом было то, что наутро их откопали.
Виктор любил спорт, прекрасно рисовал, танцевал. Ген творчества передался ему по наследству. Ни одна свадьба или гулянье в округе не обходились без весельчака, души компании, замечательного певца и танцора Анатолия Чмиля. А прадед Виктора еще при царском режиме был в авторитете у начальства как великолепный танцор. О его умении танцевать ходили легенды: будто пол под ним ходуном ходил, ноги сами в пляс пускались!
В 10 лет, видя таланты мальчика, по совету друзей родители отдали Виктора в хореографическую школу при Одесском оперном театре. Первую серьезную хореографическую постановку Виктор Чмиль осуществил еще в девятом классе. Потребовалось не просто станцевать самому, но и привлечь к танцу ребят. В журнале «Советская эстрада» Виктор нашел описание украинского танца «Горлиця» Захара Сизоненко.
Удивительно, как переплетутся через годы их судьбы: Виктор Чмиль познакомится и будет сотрудничать с известным балетмейстером Запорожского края, собирателем фольклора Захаром Никитичем Сизоненко, продолжит работу фольклориста, соберет и творчески обработает его наследие в уникальной книге «Танці Запорізького краю». Но это спустя десятки лет. А пока именно «Горлиця» Сизоненко стала первым постановочным опытом будущего танцора, балетмейстера, хореографа.
После шести лет занятий из-за тяжелой болезни Виктору пришлось прервать обучение в Одесской хореографической школе. А потом умерла мать, и самому старшему из троих детей - семнадцатилетнему Вите пришлось сразу после окончания десятилетки идти на свои хлеба.
1955 г. По комсомольской путевке Виктор Чмиль едет работать на шахту в Донбасс. Специальности у вчерашнего выпускника средней школы еще не было, поэтому его определили «на женский труд» - под землю, на выкачивание воды из шахты. После работы Витя ходил на курсы слесарей и машинистов электровозов. Узнав, что он хорошо рисует, танцует, Виктору поручили выполнение обязанностей художника-оформителя при шахтоуправлении и завклубом. Но была у симпатичного паренька еще одна должность - свадебного генерала. Привез он в шахтерский поселок из Одессы свой танцевальный костюм - красные шаровары, вышиванку, кушак. Баянист, игравший на свадьбах, попросил как-то пройтись в этом наряде впереди свадебной процессии. И пошло-поехало. Заказы на бравого казака поступали от женихов-невест и их родителей за неделю, а то и за месяц. «Что, свадьба хорошая была?, А пожелания на свадьбу?» - «Та не-е. Казака у них не было».
В 1957 г. В. Чмиль вернулся в Одессу и поступил в Одесский культпросветтехникум. Он очень хотел учиться танцу, хореографии. Но в те годы ни в техникумах, ни в вузах хорео-графических отделений не было, поэтому Виктор выбрал режиссерское отделение. Учебу на стационаре совмещал с работой слесаря на заводе им. Октябрьской революции. После успешного окончания техникума Виктор год танцевал в сильнейшем хореографическом коллективе Одессы - ансамбле песни и танца Черноморского флота. А еще через год стал студентом режиссерского отделения Харьковского государственного института культуры.
Преддипломную практику В. Чмиль проходил в Мелитопольском культпросветучилище. Его дипломной работой стал спектакль по пьесе Мольера «Лекарь поневоле». Как вспоминает преподаватель училища, а тогда исполнитель главной роли Вилен Усиков, сохранив мольеровский текст, В. Чмиль превратил спектакль в классический «капустник». Зрители смеялись до слез. Администрация училища, студенты, педагоги узнавали себя в мольеровских героях. Их язык, поступки в доброжелательной форме трансформировались в сценическое действие. «Лекарь поневоле» стал запоминающейся страницей в театральной жизни города.
Дипломная работа В. Чмиля была оценена на «отлично», а сам он получил приглашение работать в Мелитопольском училище культуры. Виктор очень хотел попасть по распределению в Кишинев, в насыщенную яркими красками и южным темпераментом Молдавию. Но уж очень убедительно уговаривал его директор Мелитопольского училища ехать в «цветущий город-сад у самого теплого моря», и Виктор поддался на уговоры. Так, в 1964 г. в Мелитопольском культпросветучилище появился активный, увлеченный, фанатично преданный танцу и творчеству молодой талантливый преподаватель.
В те годы в училище не было хореографического отделения. В. Чмиль преподавал на режиссерском отделении, организовал «Театр теней», танцевальный коллектив, на базе которого позже возник народный ансамбль танца «Запорізькі обереги», впоследствии ставший гордостью не только училища, нашего города, но и всего Запорожского края. Как сегодня вспоминает Виктор Анатольевич, у зрителей особой по- пулярностью пользовался танец «Беспризорники», где главную партию танцевал В. Чмиль, а роль самого маленького пацаненка-беспризорника трогательно исполняла его ученица Светочка - теперь заслуженный работник культуры, руководитель народного ансамбля спортивного бального танца «Радуга» Светлана Романцова.
В 1967 г. по решению Министерства культуры в училище открыли хореографическое отделение, и В. А. Чмиль стал его первым заведующим и практически единственным педагогом спецдисциплин и балетмейстером. Первый набор - 15 человек. Затем отделение укрепилось преподавателями и единомышленниками Александром Боевым, Василием и Надеждой Горковенко, Людмилой Забуруновой, Николаем Себестиянским и стало одним из лучших в Украине. Выпуск за выпуском, постановка за постановкой. Виктор Анатольевич поставил более 300 танцев, подготовил сотни замечательных специалистов. Книги, не то что газетной статьи, мало, чтобы рассказать обо всех его талантливых выпускниках. Взять хотя бы Галину Фокину - солистку парижского театра-кабаре «Мулен Руж» или известную актрису театра и кино Ирину Чериченко, которую мелитопольцы видели в фильмах «Бабник-2», «Не хочу жениться!», «Завтра была война».
Опыт и талант В. Чмиля как режиссера, балетмейстера, хореографа был востребован не только в Запорожской области, но и в нашей стране и за ее пределами.
1982 г. Болгария, IV Национальный конкурс танцев народов СССР. Виктор Анатольевич готовит к конкурсу хорео-графический коллектив города Варна. Месяц работы и результат - Гран-при конкурса. 1985 г. XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Размах небывалый. В. Чмиль в команде режиссеров и балетмейстеров под руководством Игоря Моисеева превращает подмосковный музей-заповедник «Коломенское» в сказочный фольклорный городок.
1997 г. Чехия, фольклорный фестиваль, куда съехались лучшие фольклорные коллективы со всего мира. Но организаторы выделили только три: ансамбли из королевства Тонго, Египта и «Запорізькі обереги» из Мелитополя.
В 1999 г. по приглашению выпускницы Натальи Колесник В. Чмиль ездил в Италию передавать свой богатый опыт танцорам хореографического коллектива города Бусто Арсицио, ставить для них «наши» танцы - русский, украинский, белорусский. Строгий, требовательный, но веселый и добродушный «профессор», как называли его итальянские танцоры, оставил в их душах интерес и любовь к украинскому фольклору, пять ярких, необычных танцев и выученное ими слово «дрібненько», которое маэстро повторял, показывая движение в танце «Запорізькі молодички». Один танец В. Чмиль поставил для двух коллективов в надежде, что когда-нибудь встретятся два ансамбля: из Бусто Арсицио и «Запорізькі обереги». Его мечтам и надеждам суждено сбыться. На этой неделе, спустя девять лет, итальянские танцоры приезжают в Мелитополь.