Под чужой крышей

Просмотров: 1485
2 липня 2015 09:47

Год назад в Запорожскую область начали прибывать первые переселенцы из Донецкой и Луганской областей. Люди бежали из-под бомбежек и обстрелов, некоторые - без вещей и документов. Они искали пристанища в мирной Запорожской области, и наша земля
с готовностью приняла их.

Начать жизнь на новом месте было нелегко. Как справлялись переселенцы со своими проблемами? Как помогали в этом мы, запорожцы? Газета «Надежда» начинает серию материалов, посвященных этой теме.

Где и сколько?

Первая проблема, с которой столкнулись все переселенцы, - это жилье. Чаще всего переселенцы селились в городах и райцентрах, ведь там легче можно найти работу. Зато в селе можно было прокормиться, работая на огороде или заведя хозяйство. Найдя крышу над головой, людям пришлось решать многие проблемы - переоформлять пенсии, оформлять пособия, искать работу, устраивать детей в школы и садики. Помощь им оказывало государство, общественные организации Украины и других стран и просто добрые люди, живущие по соседству.

- По состоянию на 15 июня 2015 года на территории Запорожской области зарегистрировано 63 тыс. 740 переселенцев, - говорит Николай Головань, начальник регионального штаба по вопросам социального обеспечения и временного размещения переселенцев из зоны проведения АТО, - 852 человека проживают в 14 местах массового поселения, предоставленных органами местной власти в городах: Запорожье, Бердянск, Мелитополь.

В течение 2014-15 годов в области была проведена работа по привлечению средств ООН - получено 2 млн. 600 тыс. грн., которые пошли для ремонта на четырех объектах, там планируется разместить 400 переселенцев. Два общежития в Запорожье уже введены в эксплуатацию, они оборудованы мебелью, бытовой техникой и уже заселены. Два других тоже готовы к эксплуатации.

Еще чуть больше полтысячи человек могли бы проживать в модульном городке, выстроенном в областном центре благодаря правительству ФРГ. Но городок заселен наполовину - там размещается 199 семей из 372 человек. Модули оборудованы мебелью, бытовой техникой, жить в них относительно недорого: 150 грн. с человека в месяц. Однако переселенцы не спешат туда. Причина проста: люди не согласны жить с другими семьями в помещении: комнаты городка рассчитаны на 4-8 человек, а среднестатистическая семья состоит из трех человек. Поэтому переселенцы предпочитают искать жилье сами.

- В области проведена работа по поиску недостроенного жилого фонда (государственной и коммунальной собственности) с готовностью более 80 процентов, - продолжает Н. Головань. - Все предложения по этому вопросу предоставлены в Кабинет Министров Украины. На территории области продолжается реализация программы «Сельское подворье», которая создана коммунальным учреждением Запорожского областного совета «Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе». Так,
21 мая этого года был подписан Меморандум о сотрудничестве по вопросам предоставления льготных кредитов для приобретения и построения жилья, в том числе и внутренне перемещенным лицам под 3 проц. годовых.



Несмотря на всю эту серьезную работу, большинство переселенцев продолжает жить замкнуто, надеясь лишь на свои силы. Люди снимают квартиры, теснятся в одной комнате с родственниками, тратя пенсии и пособия на оплату за жилье. Пособия на это обычно хватает: нетрудоспособные лица (пенсионеры, инвалиды, дети) получают 884 грн., а трудоспособные - 442 грн. Назначена государственная денежная помощь 18 тыс. 624 семьям.

Мекка для беженцев

В Бердянске сосредоточено самое большое количество переселенцев (не считая областного центра). В городе 112 тысяч населения, из них больше 15 тысяч - приехавшие из Донецкой и Луганской областей.

- В городе был создан единый реестр частного жилья, но переселенцы не спешат за адресом в исполком - ищут жилье сами, - объясняет Юлия Коротаева, замначальника Бердянского городского управления труда и социальной защиты населения. - Скорей всего, у этих людей есть средства к существованию, они получают и гуманитарные пайки, и помощь. Из 15 тысяч официально работает только 52 человека. Многие предпочитают числиться работающими на донецких предприятиях. В местах компактного проживания на базе «Парус» нашли прибежище 62 человека, живут люди и в общежитии колледжа ТГАТУ.

- Я приехала год назад с родителями-пенсионерами и четырехмесячным сыном, - вспоминает Олеся Данилькевич из Горловки, - За года мы сменили несколько квартир. Многие из нас с наступлением курортного сезона вынуждены искать новое жилье. Цены выросли, хозяева квартир просят съезжать. За последнюю, однокомнатную, платили тысячу гривен в месяц. Такая цена устраивала хозяйку только до июня. Сейчас цены в Бердянске выросли до четырех тысяч в месяц. Мы планируем продержаться в городе до холодов, ведь возвращаться на родину просто нет смысла.

Есть в Бердянске здания которые можно было бы отремонтировать и реконструировать -детский сад №39, школа № 1, несколько амбулаторий. Именно их посещает наибольшее количество переселенцев. В общежитии на ул. Егорова можно было бы поселить до 200 человек. В этом общежитии с общей кухней и санузлом никто не живёт. Отремонтировать эти помещения можно будет, если Бердянск выиграет конкурс в рамках проекта «Содействие развитию социальной инфраструктуры».

Бердянский район - один пяти в области, которые претендует на получение гранта для ремонта жилых помещений для поселения внутренне перемещенных лиц. В числе районов - Гуляйпольский, Розовский, Пологовский, Приморский. Тут органами местной власти проводится работа по подготовке программы на получение грантов на сумму 25 тыс. евро на каждый район.

Взгляд из глубинки

В Черниговском районе большая часть переселенцев размещается в райцентре. В стационаре Владовской амбулатории жило зимой до 10 человек. Сейчас осталось двое: кто-то вернулся на родину, остальные перешли в другое жилье. Без помощи они не остаются - переселенцам давали уголь, продукты, кровати, холодильники, конвектора. В селах Черниговского района есть брошенные дома, если бы сделать там ремонт, можно было поселить и еще людей. Однако для этого нужны деньги и официальное разрешение. Впрочем, переселенцы не очень стремятся в села - там нет работы.

- Наш район не очень большой, поэтому переселенцев из зоны АТО у нас немного, - говорит капитан местной службы гражданской защиты Роман Синица, - По спискам это 160 человек, а в реальности намного меньше - около 50. Есть такие, что продлевают выплаты и возвращаются домой, в Донецкую и Луганскую область, другие живут постоянно уже больше года - это, в основном пенсионеры и женщины с детьми. Работают с ними спасатели ГСЧС и специалисты службы субсидий. Мы готовы помогать людям! Однако у нас недостаточно сил, нет психолога, который помог бы переселенцам. Одна из самых больных тем сегодня - оформление пропусков в зону АТО. У большинства остались на родине родственники, иногда престарелые. Но чтобы проведать их, нужно попасть домой. А для этого необходимо оформить пропуска в Донецкую и Луганскую область, форма пропусков меняется, люди стоят в очереди по нескольку месяцев, тратят деньги.

- Я живу в Черниговке с 8 августа 2014 года, - говорит Анатолий Шарапов, - Мы жили в районе аэропорта в Донецке. После первых авианалетов мы отправили ребенка к бабушке в Черниговку. Потом начали массово бомбить дома, рынки. У моего друга сын играл в футбол во дворе, его убило. Моя жена работала продавцом в магазине и ходила на работу под обстрелами. Тогда мы приняли решение уехать. Я пытался работать здесь: занимался дезинфекцией помещений для скота. Но после работы с химикатами похудел на 20 кг и решил уйти на пенсию. Жена не может устроиться на работу: когда мы бежали из Донецка, она не успела рассчитаться, ее трудовая книжка у хозяина их частного магазина, а хозяин сам эвакуировался. Поэтому мы работаем дома по хозяйству. Живем вместе с тещей, ей уже 76 лет, и она рада нашей помощи. Хотя я и городской житель, но быстро привык к сельскому укладу: встаем в 5 утра, работаем на огороде, делаем ремонт в доме. Помощь мы получали, особенно радовались 4 тысячам на сына, которую дали весной. Самая большая проблема сейчас - собрать 10-летнего Данила к сентябрю в школу.

Крыша над головой - это далеко не все. Решается ли проблема медицинского обслуживания переселенцев? Где их дети смогут оздоровиться летом? Как жители Донецкой и Луганской областей справляются с тоской по дому? Реально ли устроиться на работу? Обо всем этом - в последующих выпусках «Надежды».



Здійснено в рамках проекту за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні. Погляди авторів не обов'язково збігаються з офіційною позицією уряду США. / Supported by the Media Development Fund of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government.




Похожие новости: