Врачеватели душ

Просмотров: 1516
9 серпня 2015 07:09
В Мелитополе переселенцев принимали и принимают радушно, они это чувствуют, они об этом не раз говорили. Многим удалось найти в нашем городе новый дом, работу. Но удалось ли им найти здесь покой?

Материальное благополучие - это далеко не все, что нужно человеку. Только когда в душе лад, можно двигаться дальше. Увы, большинство людей, бежавших в Мелитополь от бомбежки, словно замерли в ожидании. Их мысли, чувства перепутаны. Постоянный стресс изменил людей. Особенно пострадали дети.

Дети реагируют по-другому

В штабе, где оказывают помощь вынужденным переселенцам, штатные психологи горрайонного управления ГСЧС Юлия Цисельская и Артем Павлюченко оказались по долгу службы. Они обучены помогать людям в стрессовых ситуация и не раз бывали в условных «горячих точках». Крупное ДТП с многочисленными жертвами, поезд сошел с рельсов, дом обрушился - они на посту. Пока коллеги достают из завалов тех, кто не пережил трагедию, психологи помогают принять произошедшее выжившим.

Видеть горе им не впервой. Но то была беда взрослых людей. А в штабе психологи увидели непреодолимый страх в глазах детей - замкнутых, порой агрессивных. Некоторые малыши после пережитого просто переставали говорить, другие писались в штаны или не могли спать из-за кошмаров. И все как один, дети боялись любого громкого звука - взорвалась ли петарда, запустил ли кто-то фейерверк или просто громко хлопнул дверью. Все расценивалось как звуки бомбежки, а потому детвора инстинктивно жалась в юбки мам и бабушек.

- В шоковых ситуациях организм взрослого человека мобилизует все силы, чтобы решить возникшую проблему, - говорит Ю. Цисельская. - Поэтому большинство взрослых людей, прибывших к нам с Востока, не нуждались в помощи психологов. Они были заняты решением бытовых проблем: заполнить правильно документы, найти жилье, работу, добыть продукты, определить ребенка в школу. Да, им было сложно, но куда сложнее было их детям. Их забрали из родного дома, оторвали от друзей и привезли в чужой город. Родители заняты и не обращают на них особого внимания. Дети чувствуют себя брошенными и незащищенными. А для ребенка до пяти лет самое главное - его безопасность.

Наблюдая за тем, как детвора неприкаянно слоняется по штабу, или наоборот, боится отойти от мамы, заполняющей регистрационные формы, даже на шаг Юлия и Артем задумались, чем бы завлечь детвору.

- Штаб располагался в овальном зале ДК имени Шевченко, - вспоминает руководитель городской организации Красного Креста, член штаба по работе с вынужденными переселенцами Наталья Жадан. - В некоторые дни нам приходилось регистрировать до сотни человек. Можете представить себе эту толпу, шум и гам. Нужно было что-то делать. И тут мы заметили, что психологи ГСЧС тихонечко уединились с детьми. Присмотрелись - рисуют. А уже потом оказалось, что они не просто балуются карандашами, а через рисунки психологи помогали детям.

Недетские страхи

Первые альбомы, карандаши, игрушки Юлия и Артем принесли в штаб из дому. У обоих маленькие дети, так что такого добра в доме много. Сестры Красного Креста выделили стол и стульчики. Так и образовался в штабе первый детский уголок.
- Начали мы с того, что предложили детям поиграть, - говорит Юлия. - Малышам намного легче раскрыться в игре. Сначала они нас боялись. Мы ведь работали в форме, и дети ассоциировали нас с военными. Поэтому подходили с игрушками, отчаянно улыбались, предлагали вместе порисовать. Именно в рисунках очень хорошо проявляется состояние ребенка. Почти все дети рисовали военную технику, причем как девочки, так и мальчики. Мы со временем поняли - что это их страхи. Просили специально нарисовать то, что их пугает сильнее всего, а потом вместе с детьми и родителями рвали, жгли, топили, закапывали в землю эти листы бумаги, избавляясь таким образом от страхов. И это действительно помогает.

- Мы предлагали детям нарисовать дом, дерево и человека, себя и семью. Такие рисунки способны очень о многом рассказать, - продолжает психолог. - Я помню 12-летнюю девочку из Донецкой области, которая нарисовала черным фломастером себя в виде горящего дерева. Это был действительно страшный рисунок. Когда малыш берет в руки черный карандаш - это уже явный признак того, что он переживает стресс. А тут еще и сюжет такой зловещий. Девочка сначала вовсе не шла на контакт. Но постепенно, расспрашивая ее о деталях рисунка (где это дерево? почему оно горит?), малышку удалось разговорить, она расплакалась. А слезы - уже отличный признак. Они снижают эмоциональный уровень стресса. Естественно, пришлось после этого поработать с ней индивидуально, но все наладилось.

Бывали и другие случаи: пять раз психологам ГСЧС пришлось ездить в Кирилловку Акимовского района, где на лето обосновались мама с двумя детьми. Отец остался на Востоке. Причем мужчина остался не дом охранять, он осознанно воевал на стороне ополченцев. 10-летний сын гордился выбором и позицией отца и все время пытался поделиться этим со сверстниками. Естественно, не все воспринимали болтовню мальчишки нормально, были ребята, которые называли отца парня предателем. Дети ведь слышат, о чем говорят родители и с легкостью воспроизводят. В общем, нередко доходило до драк. Причем чаще всего первым на кулаки переходил донецкий мальчишка, пытаясь защитить честь отца. А со временем парнишка замкнулся, перестал разговаривать. И Ю. Цисельской пришлось долго беседовать с парнем, чтобы войти в доверие, объяснить, почему происходят конфликты и как их избежать.
Многие дети, по наблюдениям психологов, болезненно воспринимали тот факт, что им придется идти в школу в Мелитополе. Большинство ребят верили, что они таки смогут вернуться домой, пойти в свой класс, вернуться к своим учителям, друзьям. Родители, видя это, обращались к психологам с просьбой поработать с детьми индивидуально. Работали, а потом передавали на попечение школьных психологов.

Маленькими шажками - к цели

Дел было много, а нуждающихся в психологической помощи - еще больше. И психологи ГСЧС вскоре задумались о том, где искать помощи. Долго искать желающий не пришлось - откликнулся Мелитопольский педуниверситет. Три студентки-третьекурсницы, будущие психологи Ксения Манусевич, Мария Колесниченко, Дарья Кирпик пришли в штаб на волонтерских началах.
- Мы очень быстро нашли общий язык с девчонками, - говорит Ю. Цисельская. - Они большие умницы. Дети к ним очень быстро привязывались. И они старались еще больше - часами играли, разговаривали с малышами, переодевались в клоунов, носили ушки зайчиков и белочек. К тому же все три девочки имели опыт работы с методиками арт-терапии, которые позволяют и диагностировать состояние человека, и помочь выйти из стресса, вылечить. Девочки вместе с детьми лепили, рисовали, складывали фигурки-оригами.

Так небольшими шажками от одного столика с набором карандашей специалисты дошли до своего рода центра психологической помощи. Он возник спонтанно, и стал первым в своем роде в Запорожской области. Затем идею подсмотрели сотрудники запорожского штаба и воплотили ее в жизнь у себя.

Сейчас Юлия, Артем и девчонки-волонтеры передали свое детище психологу Центра поддержки семьи, который был открыт в городе при поддержке детского фонда ООН «Юнисеф». Теперь у психолога свой кабинет, а рядом еще и игровая комната, где малыши могут и уроки выучить, и на коврике пазлы поскладывать, и опять же порисовать.

Условия стали чуть лучше, но суть осталась прежней - помочь детям пережить беду. И, по большому счету, для этого нужно не так много.

- Зачастую достаточно просто утешить, разговорить, выслушать, - говорят психологи. - У детей очень гибкая психика. Они быстро справляются со стрессом, если во вовремя заметить проблему. Но беда в том, что родители зачастую слишком заняты, чтобы заметить неприятности детей. У них много бытовых проблем, а иногда просто нет времени и сил на своих же детей. Поэтому нам приходится в некоторой мере заменять малышам родителей - слушать, жалеть, окружать любовью. И это работает!

Здійснено в рамках проекту за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні. Погляди авторів не обов'язково збігаються з офіційною позицією уряду США. / Supported by the Media Development Fund of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government.




Похожие новости: