Не быть манкрутами

Просмотров: 2171
26 вересня 2015 08:27
Памятник Пахомову уже сняли с этого пьедестала. А может быть, стоило разобраться?
В 1980 году на полках советских книжных магазинов появился роман киргизского писателя Чингиза Айтматова «Буранный полустанок».

Современные события дополнялись среднеазиатскими легендами, писатель пытался найти ответ на актуальную тему взаимоотношений между поколениями. Айтматов тогда не подозревал, что стал творцом нового в русском языке слова - «манкурт». Так писатель назвал тех, кто не уважал своих родителей.

Не помнящие родства

Существуют два вида манкуртов. Первый - манкурт поневоле. В старинные времена, если верить писателю, у воинственных кочевников одного из племен, применялась жестокая пытка пленника, захваченного в бою. Пленника заковывали в кандалы, на голову ему натягивали кусок сырой верблюжьей кожи. На некоторое время человека оставляли под палящим солнцем вдали от кочевья. От жары верблюжья кожа начинала высыхать и сжиматься. От сильной боли несчастный либо умирал, либо терял память. Когда его освобождали от страданий, он становился преданным рабом своих мучителей. Один из таких манкуртов в романе, выполняя приказ, убивает родную мать.

Второй вид манкуртов - это манкурты добровольные. Один из героев романа Айтматова стал стыдиться своего отца, и когда тот умер, не захотел выполнять волю покойного похоронить его на родовом кладбище.

Вычеркнуть эпоху

15 мая 2015 года президент Украины П. Порошенко поставил свою подпись под пакетом законов о декоммунизации, в который вошел закон запрещающий пропаганду коммунистической и советской символики. Снос всех памятников коммунистическим деятелям, а также переименование населенных пунктов, улиц и прочих топографических объектов, названных в честь советских вождей и лидеров, согласно подписанным законам, должно быть произведено в течение девяти месяцев со дня вступления законов в силу.

Эти законы были разработаны в Украинском институте национальной памяти, одобрены Верховной Радой. По мнению авторов, их претворение в жизнь избавит украинский народ от тоталитарного наследия советской эпохи, которая принесла так много страданий. Фактически предлагается вычеркнуть из памяти народа 70 лет жизни, целую эпоху. В одном из интервью директор этого института заявил, что проведенные исследования показали, что люди, родившиеся и живущие на улице, которая носит имя какого-нибудь коммунистического деятеля, в жизни менее активные, менее подверженные демократическим переменам. Но тогда спрашивается, кто построил в стране заводы, шахты, мосты, новые города, победил в войне с фашизмом?

В свое время большевики так же пытались переписать историю, представить все, что происходило в России до октября 1917 года в черных тонах. В чем-то им это удалось. И не только с помощью репрессий, но реальными достижениями: развития энергетики, тяжелой и легкой промышленности, строительства жилья, полета первого человека в космос.
В Мелитополе снесли три памятника Ленину, несколько бюстов коммунистическим деятелям. Пустые постаменты вызывают негативные ассоциации. Кто теперь будет на этом месте?

Имя имени рознь

По поводу переименования улиц тоже не все однозначно. В Мелитополе нужно переименовать несколько десятков улиц и переулков. Многие краеведы предлагают вернуть улицам в нижней части города прежние исторические названия. С таким предложением можно согласиться лишь частично. Улица Ленина до 25 октября 1921 года (массового переименования улиц в городе) называлась Бульварной. Улица К. Маркса называлась Воронцовской, улица Кирова от МГПУ вверх называлась Акимовской, улица Луначарского - Федоровской, улица Артема - Миллионной. А вот улица Петровского, названная в честь видного государственного деятеля Советской Украины Григория Петровского, до революции называлась Петровской улицей. Эти названия очень схожи, и есть предложения оставить все как есть. Хотя суть вопроса разная.

Улица Дзержинского (от восточного въезда до железной дороги) до 17 июня 1929 года называлась улицей Льва Троцкого, улица Котовского до этого времени - улица Богадельная, а вот переулок Коммунаров до 8 декабря 1961 года носил имя Сталина. И подобных случаев немало.
А вот улица А. Невского упоминается еще в 1890 году. В советское время она была переименована в честь немецкого коммуниста Карла Либкнехта. Во время «перестройки» участку этой улицы от ул. Фрунзе вернули прежнее название.

Есть предложения в названии улиц увековечить память об известных мелитопольцах или тех людей, кто был тесно связан с нашим городом. Такие попытки были предприняты еще в советское время. В честь местных революционеров Николая Пахомова и Константина Бронзоса названы улицы, возле ДК «Октябрь» были установлены их бюсты. Прошло время, и «благодарные» земляки посчитали, что эти люди зря были увековечены в бронзе. Бюсты сняли, а теперь хотят переименовать улицы, названные их именами. А ведь простой рабочий-строгальщик Николай Пахомов не мог смириться с несправедливостью со стороны администрации завода, стал организатором забастовки рабочих. Был изгнан с завода с «волчьим» билетом, несколько месяцев провел в царской тюрьме. После октября 1917 года Пахомов был избран председателем военно-революционного комитета, занимал руководящие должности в Александровске (Запорожье). Позже стал председателем губисполкома Нижегородской губернии, при нем возводился гигант советского автомобиля строения - завод «ГАЗ». В тридцатые годы Николай Пахомов - нарком водного транспорта СССР. Тогда была заложена мощная основа морского и речного флота страны. В 1938 году по ложному доносу он был арестован НКВД, объявлен «врагом народа» и расстрелян. Во время хрущевской «оттепели» Пахомов был посмертно реабилитирован, в Мелитополе его именем назвали улицу. Теперь, выходит, его ожидает новое забвение! Считаю, что это несправедливо. Пора перестать оценивать деятельность человека по политическим или идеологическим мотивам, а делать это по конкретным делам.

К счастью, в новой истории Мелитополя есть и такие примеры. В 1989 году улицу, названную в честь сталинского соратника Андрея Жданова, виновного в преследованиях ленинградской интеллигенции, переименовали в улицу Павла Ловецкого, замечательного украинского писателя. Он 20 лет прожил в Мелитополе, возглавлял литературное объединение, воспитал многих известных поэтов и прозаиков.

В Мелитополе есть проезд Карвацкого (в честь известного земского врача и садовода), площадь Грищенко (в честь бывшего директора завода «Мелитопольхолодмаш»). Хотелось бы, чтобы таких примеров стало больше.

 Что же делать?

Возвращаясь к теме Айтматова, как избежать того, чтобы человек не превратился в манкурта? Как привить ему любовь и уважение к своим родителям, а через них и чувство почитания к предкам, любовь к своей истории? Вопрос открытый. Знаю, что это дело не одного дня и даже года. И никакие постановления и законы, принятые на самом высоком уровне, этому не помогут.

Сергей Авдеенко, журналист, краевед.





Похожие новости: