Что принесет реформа здравоохранения врачам и пациентам

Просмотров: 1402
6 жовтня 2015 11:05
Автономия предполагает, что больницы начнут конкурировать за пациента и за финансирование, что обеспечит повышения качества услуг. Но старт реформы затягивают

Необходимость в реформе здравоохранения в Украине и учреждении страховой медицины обсуждалась годами, в том числе и новой властью. Наличие норм, которые действуют в медицине еще с советских времен, тормозит развитие отрасли в целом и способствует коррупции на местах. В Министерстве здравоохранения последние полгода трудились над разработкой законопроекта об автономизации медицинских учреждений, который должен стать трамплином для дальнейших изменений в охране здоровья. Правда, видение этих изменений у функционеров отрасли отличается, так что наряду с минздравовским законопроектом разработан альтернативный – от профильного комитета ВР. Рассмотреть проекты Рада намерена уже на этой неделе.

Что даст автономизация больниц врачам и пациентам

Реформа по автономизации больниц – это основа для реформы всей системы здравоохранения, ее модернизации. В Украине сегодня все больницы являются бюджетными учреждениями, которые получают от Министерства здравоохранения нормы и деньги на исполнение этих норм. Главврач не может сам решать, сократить ли количество гинекологов и увеличить количество неврологов. Деньги налогоплательщиков "сьедаются" мифическими нормами, которые действуют со времен Советского Союза.
"Нигде в цивилизованном мире больницы не являются бюджетными учреждениями – они независимые, сами управляют активами, сами решают, сколько платить врачам, какая у них структура отделений, сколько у них койко-мест", – говорит Павел Ковтонюк, проектный менеджер реформы здравоохранения Национального совета реформ.

1. Больницы смогут свободно распоряжаться собственным бюджетом.

Сейчас зарплата врачам установлена на законодательном уровне – 1500 грн. Главврач не может платить сотрудникам 10 тысяч грн, потому что это нарушало бы закон. Автономия дает больницам право самостоятельно определять, на что потратить деньги. Зарплаты врачей больше не будут нормироваться законодательно. Если больница получит большой доход и сможет себе позволить повысить зарплаты врачам, она будет в праве это сделать. Сейчас же деньги, выделенные бюджетом на обед, нельзя использовать на покупку лампочек и т.д. Павел Ковтонюк приводит и другой пример: "Сейчас согласно нормам 10% бюджета больницы должно уходить на оплату коммунальных услуг. Если главврач договорится с городской властью, и она бесплатно предоставит ему услуги, он сможет на эти 10% открыть новое отделение или сделать ремонт. То есть, благодаря автономизации услуги для пациента станут более качественными".

2. Больницам разрешат иметь свои банковские счета.

Больницы – бюджетные учреждения, и по закону они имеют право получать деньги только из бюджета. Когда они станут независимыми, они смогут привлечь инвесторов, меценатов и средства, полученные от любых других физических или юридических лиц, положить на свой банковский счет. "Сегодня те деньги, которые поступают в больницу из благотворительных фондов, являются нелегальными. Автономизация устраняет проблему теневых поступлений в больницы из благотворительных фондов, а у больниц появляется легальный механизм для получения денег". В результате пациент, опять же, получает постепенное улучшение качества услуг, а врач – достойные условия и оплату труда, и как следствие мотивацию для более качественной работы.

3. Введут принцип "деньги идут за пациентом".

Следующий важный шаг – переход на систему к плате из бюджета за медицинские услуги, а не за больничные койки.

"Сегодня государство платит деньгами налогоплательщиков не за услуги, а за помещения. Оно оплачивает имущество, ЖКХ, зарплаты, содержит устаревшую инфраструктуру. Страна сейчас платит за пустующие больницы столько же, сколько за работающие. А теперь она будет платить за услуги, которые получает пациент, и из бюджета будет тратиться ровно столько, сколько нужно на ваше лечение", – поясняет Павел Ковтонюк.

Ремонтом, коммунальными услугами и зарплатами будет заниматься главврач. В его интересах будет организовать работу больницы качественно. В зависимости от того, сколько пациентов к нему придет и какие услуги он им предоставит, столько денег ему выделит госбюджет. "Больницы начнут конкурировать за пациента. Он сможет выбирать больницу, в которой лечиться, не будет привязан к ней по территориальному признаку. И это послужит своеобразным "естественным отбором" для медучреждений: если кто-то из них не реорганизуется и не будет улучшать уровень услуг, им придется закрыться, сократить сотрудников или перепрофилироваться, но это не является задачей реформы. Это эволюция", – отмечают в Минздраве.

4. Переход к страховой медицине

Этот шаг открывает путь к третьему – переходу к системе страховой медицины. По оценкам экспертов, реформу можно было бы завершить за 3 года, если бы была политическая воля всех сторон процесса. А пока только на первый шаг в Министерстве потратили целых полгода.

Затянувшийся старт реформы

Законопроекты, которые меняют принцип хозяйственной деятельности медицинских учреждений, выносились на обсуждение депутатов трижды, начиная с июля этого года. Кабинет Министров Украины одобрил их, но Комитет ВР по вопросам здравоохранения отклонил предложенный Минздравом законопроект, обосновав свое решение высоким риском приватизации больниц. Взамен замглавы комитета Олег Мусий предложил альтернативный законопроект реформы на основе предложенного МОЗом. Поправки к альтернативному законопроекту Комитет здравоохранения презентовал на круглом столе 5 октября в Украинском кризисном медиацентре.

Оба документа предусматривают автономность в принятии управленческих решений путем перевода больниц в другую организационно-правовую форму. Отличие между документами Минздрава и Комитета по вопросам здравоохранения, в частности, заключается в том, в каких именно формах могут существовать больницы.

Различия между законопроектами МОЗа и Комитета здравоохранения

1. Организационно-правовые формы

Министерство предлагает свободу выбора организационно-правовых форм, в которых хотят существовать больницы: государственное или коммунальное унитарное некоммерческое и коммерческое предприятие, казенное предприятие, хозяйственные общества (ООО и АО) с 50% и более собственностью государства или общины.

Олег Мусий предложил оставить только две: неприбыльные государственное или коммунальное унитарное некоммерческое предприятие. В Комитете по вопросам здравоохранения сочли, что остальные организационные формы создают предпосылки для дальнейшей приватизации больниц. Под статусом "неприбыльных предприятий" подразумевается, что все, что зарабатывают больницы, они могут тратить только на свое развитие.

2. Формы собственности

МОЗ определяет четыре возможные формы собственности для больниц: государственная, коммунальная, частная и смешанная (объединяет разные формы собственности).
Вместо последнего пункта в альтернативном проекте предлагают такую форму, как "общие коммунальные предприятия, действующие на основе совместного финансирования" (совместного содержания). Правда, в Минздраве опасаются, что частные партнеры на такую форму сотрудничества не пойдут и она не будет работать.

3. Счета в банках

В законопроекте МОЗа предусмотрено, что реорганизованые учреждения могут иметь счета в государственных и частных банках. В альтернативном законопроекте указано, что больницы могут иметь счета только в государственных банках, что подобно наличию счета в казначействе у нынешних бюджетных учреждений.

4. Установление объема финансирования

Согласно законопроекту Минздрава, объем финансирования определяет государство, а законопроект от замглавы профильного комитета ВП предполагает определение финансирования на основе подушного норматива – то есть, исходя из койко-места, как это высчитывается сейчас.

Норма, которая отсутствует в кабминовском законопроекте, но есть в альтернативном : финансирование медицинских услуг будет осуществляться исходя из видов медицинской помощи. Она делится на первичную (поликлиники, амбулатории, поликлиники, семейные врачи), вторичную (областные больницы) и третичную (специализированная помощь – например, онкодиспансеры). В Минздраве же считают, что подход к финансированию должен быть одинаковый, а цены должны отличаться в зависимости от вида конкретной услуги.

Зато одну из норм, которая есть в законопроекте Министерства, изъяли в Комитете здравоохранения. В ней указано, что с 1 января 2017 года из бюджетных средств будут финансироваться только учреждения, прошедшие реорганизации (бюджетные финансироваться не будут). Это – механизм мотивации для медучреждений, поясняют в МОЗе: если дедлайн не установить, это может законсервировать реформу.
Как отмечает проектный менеджер реформы здравоохранения Национального совета реформ Павел Ковтонюк, между Комитетом и Министерством не было налажено сотрудничество.

"Какие-то взаимные обиды, не было общения вне камер – только через журналистов и официальные заявления. Хотя Комитет и Минздрав находятся в 5 минутах ходьбы друг от друга, через дорогу по улице Грушевского. Технически можно за одно рабочее заседание все проблемы обсудить и решить", – считает эксперт.

Оба законопроекта – от Минздрава и Комитета Здравоохранения – уже внесены в парламент. Их будут рассматривать вместе, вероятно, уже на этой неделе. Правда на круглом столе в УКМЦ члены Комитета обсуждали возможность составления третьего законопроекта с учетом всех неточностей и рисков.

Заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Юрий Гарбуз и вовсе заявил, что оба законопроекта еще сырые. "Сегодня ни один, ни второй законопроект не готовы к принятию в Верховной Раде", – считает он. Вероятно, депутаты один из документов отклонят, а второй отправят на доработку.

В целом эксперты сходятся на том, что принятие закона об автономизации больниц неизбежно. Вопрос только в том, когда реформа вступит в силу. Планировалось, чтобы закон был принят уже до конца года, но, учитывая темпы продвижения законопроектов, реформу могут отложить до следующего года.

источник: Сегодня



Похожие новости: