Кто первый

Просмотров: 2161
17 жовтня 2015 13:00
Фото Сергея КРЫЛОВА
Согласно ст. 54 Закона Украины «О местных выборах», местные организации партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатном избирательном округе, а также кандидаты в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидаты на должность городского головы имеют право начать свою предвыборную агитацию со дня, следующего за днем принятия соответствующей территориальной избирательной комиссией решения о регистрации кандидатов.

В Мелитополе данная норма закона была выполнена для местных организаций партий. А вот их всеукраинские «родители» начали рекламироваться задолго до момента регистрации.
Так, уже в начале сентября, в Мелитополе появились борды с рекламой политсилы «Наш край». В нашем городе с ней связывали сначала депутата облсовета Геннадия Шанина. Однако эта версия оказалась ошибочной - Геннадий Иванович пошел на выборы от «Солидарности». А кандидатом в мэры «Наш край» выдвинул главврача горбольницы №1 Николая Андроса. Фактически же в эту политсилу вошли в основном экс-регионалы и коммунисты.
Но главное, что именно борды этой политсилы первыми появились в Мелитополе. И надежно удерживают первенство по количеству. Только на ул. Воинов-интернационалистов в сентябре их было десять.

Второй по количеству на начало предвыборной гонки стал «Оппозиционный блок» и лично №1 его списка Евгений Балицкий.

Далее в списке ВО «Батькивщина» - их рекламные щиты преимущественно всеукраинского образца. Они обещают «Сохранить мир», «Контрактную армию» и проч.

Лица на бордах

«Солидарность» Блока Петра Порошенко одна из первых опубликовала и лицо кандидата в мэры, и кандидатов в облсовет. Почти тогда же на рекламных плоскостях появилось и лицо кандидата в мэры от «Партии ветеранов Афганистана»

Борды «с лицами» еще есть у «Сильной Украины» (целая команда кандидатов в облсовет) и «Самопомощи». При этом последние играют еще и с цифрами. Так, один из бордов сообщал, что кандидаты от «Самопопощь» оказали благотворительности на 50 миллионов гривен. А другой, что кандидат «во время своей общественной деятельности воспитал более 5000 детей».
Появились борды с фото кандидатов от «Радикальной партии Олега Ляшко».

Остальные политсилы акцентируют внимание на партийной символике и фамилиях кандидатов. Здесь оригинальничает «УКРОП» они не делают «именные» рекламы, а по всей стране одновременно меняют борды со слоганами. Один из последних «Укроп» - Партія ворогів Путіна»

Помнят ли о законе?

Отметим, что согласно п.2 ст. 56 Закона Украины «О местных выборах», печатный агитационный материал должен содержать сведения о заказчике и организации, осуществившей печать, его тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск. Распространение печатных агитационных материалов без указанных сведений запрещается.

В Мелитополе эту норму закона выполняет большинство политсил. Правда, выборочно.
Некоторые рекламные плоскости «Батькивщины» имеют сведения о тираже, заказчике и исполнителе, другие - нет.

Не всегда ставят исходные данные на бордах «Нашего края». Отсутствует необходимая информация на бордах «УКРОПа».

Отметим также, что среди всех образчиков политрекламы есть и «обманки».
Так, «Сильная Украина» и Сергей Минько поздравляли Мелитополь с днем рождения. У них на бордах не были указаны сведения о заказчике. С одной стороны вроде не политреклама же, а простое поздравление. А с другой - сомнений в том, что такая реклама тоже часть предвыборной гонки, не возникает.

Также отметим, что согласно украинскому законодательству, предвыборная агитация осуществляется за счет и в пределах средств собственных избирательных фондов кандидатов в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатном избирательном округе. Использование для предвыборной агитации средств из других источников запрещается. А вот сколько денег партии потратили на рекламу, читайте во второй части нашего расследования в одном из ближайших номеров «МВ».


Расследование подготовлено в рамках проекта поддержки журналистских расследований в Восточной Европе (SCOOP) при поддержке Датской Ассоциации журналистов-расследователей (FUJ), общественной организации International Media Support (IMS) и при содействии Министерства иностранных дел Королевства Норвегия.




Похожие новости: