Народное - это значит «наше»!
Просмотров: 1881
14 листопада 2015 08:07
Фото из соцсетей
Для человека искусства признанием всегда будут не регалии и звания, а аплодисменты зала. Владимир Синиченко из Энергодара слышал их бесчисленное количество раз. Владимир Николаевич - заслуженный работник культуры и талантливый руководитель сразу двух творческих коллективов.
Купите мне гармошку
Детство Володи прошло в поселке Снежное Донецкой области. Его мать, Лидия Петровна, работала в колхозе трактористкой, а отец, Николай Ильич, был шахтером.
В семье не было профессиональных музыкантов, но мама очень хорошо пела. Родители, собираясь на базар, всегда спрашивали детей, что купить. Сестра просила куклу, а Володя всегда заказывал гармошку. Потом играл на ней вместе со взрослыми шахтерами. В музыкальной школе одаренный мальчик оказался не сразу, ведь находилась она в соседнем поселке. Добираться туда приходилось на попутках, и спустя какое-то время юного музыканта стали узнавать водители, отказывались брать с него за проезд. Но музыка - это не только талант от Бога, но и собственное человеческое трудолюбие. В семье Синиченко оно прививалось с детства.
- Когда я оставался дома со своим дедом Ильей Ивановичем, - вспоминает В. Синиченко, дед брал меня за руку и водил по двору, огороду, о чем-то рассказывая. К примеру, подводил к каменной ограде и говорил: «Ось цей камінь клав дід Микола (родной брат Ильи Ивановича), а це дерево посадила…» Я уже не помню, как звали эту прапрабабушку, которая посадила грушу, но дерево выросло очень большое и всегда обильно плодоносило. Дед часто говорил: «Це все твоє!», прививая уважение к труду и приучая меня к мысли, что нужно быть хорошим хозяином.
Первая попытка поступить после школы в Славянское музыкальное училище провалилась: среди абитуриентов было много демобилизованных солдат, которых брали в первую очередь. И тогда Владимир Синиченко пошел работать репетитором на комбинат бытового обслуживания - по программе музыкальной школы учил играть на баяне всех желающих.
Потом была армия, где он освоил гитару, синтезатор, духовые инструменты. Помимо этого, активно занимался гиревым спортом и гандболом, рисовал. Получив после вуза специальность «учитель музыки и пения», преподавал в Стахановском музучилище. Но время шло, семья росла, нужно было поднимать детей, Оксану и Илью. С надеждой на получение квартиры оказался Владимир в Энергодаре.
«Я не планировал заниматься хором!»
Поначалу преподавал в музыкальной школе. А потом получил задание от городского руководства: срочно нужен хор!
- А какой хор?! Я вообще не планировал заниматься хором, - улыбается Синиченко. - Но семья ведь на первом месте. И начались репетиции в ДК «Современник». «Мы, коммунисты, правдой сильны своей, цель нашей жизни - счастье простых людей…» - такие песни тогда мы пели. Это был финальный номер большого отчетного концерта - фанфары, факелы… Сегодня кому-то смешно, а это была жизнь, люди воспринимали этот патриотический настрой, он был им нужен.
С этого и началась история хора «Червона калина». Постепенно подбирался костяк коллектива. Поначалу руководитель планировал обучать работников - простых людей - классическому вокалу. Но однажды услышал из окна, как его хористы после репетиций идут по улице и поют народные песни, и понял: вот оно, настоящее! С тех пор не только ищет ноты украинского фольклора , но и изучает все обстоятельства, при которых выполняли ту или иную песню.
- Каждая связана с определенным праздником , обрядом , традицией, - рассказывает Владимир Николаевич. - В каждом регионе, в каждом селе свои особенности исполнения. Это только для советских чиновников все украинцы были одинаковыми: в венках и черных плахтах женщины, а мужчины - в шароварах и однообразных вышиванках… Для того, чтобы передать все нюансы , мы отслеживаем манеру исполнения, движения и жесты, которыми сопровождаются музыкальные произведения. Здесь все важно: одежда, интерьер. Мы ищем репертуар не только в песенниках. Еще в юности я ходил с диктофоном к бабушкам села Беленького неподалеку Запорожья. А теперь уже вместе с участниками «Красной калины» продолжили собирать фольклор.
Сегодня этому народному хору уже более 30 лет. Он не раз становился победителем всеукраинских фестивалей и известен далеко за пределами Запорожской области. Слушая пение «Червоной калины», знаменитая Нина Матвиенко сказала: «Громче, сильнее, во весь голос несите флаг искусства!».
Вслушаться в каждый звук
Не так давно, в 2005 году, Владимир Синиченко стал руководить детским коллективом «Родослав» (сегодня он носит название образцового). Коллектив этот фольклорный, он работает на базе Энергодарской детской музыкальной школы. В этом новом деле Владимир Синиченко его поддерживали верные помощники - Наталья Ляшко, преподаватель вокала, и Сергей Мариев, старый друг и концертмейстер «Красной калины». Чтобы оценить уровень мастерства юных воспитанников Владимира Синиченко, надо их услышать. Живя в русскоязычном городе, в соврменной культуре, дети не просто наряжаются в народные костюмы и изображают обряды. Они поют, выдерживая древние традиции и вживаясь в них.
- В старой Европе уже не осталось живых носителей народных традиций, - объясняет энергодарский знаток фольклора. - А в наших украинских селах живут бабушки, которые знают обрядовые песни, неповторимые в каждом населенном пункте. К счастью, в стране появилось много молодых людей с высшим музыкальным образованием. Они понимают, что надо вслушаться в каждый звук,
присматриваться к каждому движению бабушек, которые поют, расспрашивать стариков. И тогда нить, связывающая наш народ воедино, не прервется.
Купите мне гармошку
Детство Володи прошло в поселке Снежное Донецкой области. Его мать, Лидия Петровна, работала в колхозе трактористкой, а отец, Николай Ильич, был шахтером.
В семье не было профессиональных музыкантов, но мама очень хорошо пела. Родители, собираясь на базар, всегда спрашивали детей, что купить. Сестра просила куклу, а Володя всегда заказывал гармошку. Потом играл на ней вместе со взрослыми шахтерами. В музыкальной школе одаренный мальчик оказался не сразу, ведь находилась она в соседнем поселке. Добираться туда приходилось на попутках, и спустя какое-то время юного музыканта стали узнавать водители, отказывались брать с него за проезд. Но музыка - это не только талант от Бога, но и собственное человеческое трудолюбие. В семье Синиченко оно прививалось с детства.
- Когда я оставался дома со своим дедом Ильей Ивановичем, - вспоминает В. Синиченко, дед брал меня за руку и водил по двору, огороду, о чем-то рассказывая. К примеру, подводил к каменной ограде и говорил: «Ось цей камінь клав дід Микола (родной брат Ильи Ивановича), а це дерево посадила…» Я уже не помню, как звали эту прапрабабушку, которая посадила грушу, но дерево выросло очень большое и всегда обильно плодоносило. Дед часто говорил: «Це все твоє!», прививая уважение к труду и приучая меня к мысли, что нужно быть хорошим хозяином.
Первая попытка поступить после школы в Славянское музыкальное училище провалилась: среди абитуриентов было много демобилизованных солдат, которых брали в первую очередь. И тогда Владимир Синиченко пошел работать репетитором на комбинат бытового обслуживания - по программе музыкальной школы учил играть на баяне всех желающих.
Потом была армия, где он освоил гитару, синтезатор, духовые инструменты. Помимо этого, активно занимался гиревым спортом и гандболом, рисовал. Получив после вуза специальность «учитель музыки и пения», преподавал в Стахановском музучилище. Но время шло, семья росла, нужно было поднимать детей, Оксану и Илью. С надеждой на получение квартиры оказался Владимир в Энергодаре.
«Я не планировал заниматься хором!»
Поначалу преподавал в музыкальной школе. А потом получил задание от городского руководства: срочно нужен хор!
- А какой хор?! Я вообще не планировал заниматься хором, - улыбается Синиченко. - Но семья ведь на первом месте. И начались репетиции в ДК «Современник». «Мы, коммунисты, правдой сильны своей, цель нашей жизни - счастье простых людей…» - такие песни тогда мы пели. Это был финальный номер большого отчетного концерта - фанфары, факелы… Сегодня кому-то смешно, а это была жизнь, люди воспринимали этот патриотический настрой, он был им нужен.
С этого и началась история хора «Червона калина». Постепенно подбирался костяк коллектива. Поначалу руководитель планировал обучать работников - простых людей - классическому вокалу. Но однажды услышал из окна, как его хористы после репетиций идут по улице и поют народные песни, и понял: вот оно, настоящее! С тех пор не только ищет ноты украинского фольклора , но и изучает все обстоятельства, при которых выполняли ту или иную песню.
- Каждая связана с определенным праздником , обрядом , традицией, - рассказывает Владимир Николаевич. - В каждом регионе, в каждом селе свои особенности исполнения. Это только для советских чиновников все украинцы были одинаковыми: в венках и черных плахтах женщины, а мужчины - в шароварах и однообразных вышиванках… Для того, чтобы передать все нюансы , мы отслеживаем манеру исполнения, движения и жесты, которыми сопровождаются музыкальные произведения. Здесь все важно: одежда, интерьер. Мы ищем репертуар не только в песенниках. Еще в юности я ходил с диктофоном к бабушкам села Беленького неподалеку Запорожья. А теперь уже вместе с участниками «Красной калины» продолжили собирать фольклор.
Сегодня этому народному хору уже более 30 лет. Он не раз становился победителем всеукраинских фестивалей и известен далеко за пределами Запорожской области. Слушая пение «Червоной калины», знаменитая Нина Матвиенко сказала: «Громче, сильнее, во весь голос несите флаг искусства!».
Вслушаться в каждый звук
Не так давно, в 2005 году, Владимир Синиченко стал руководить детским коллективом «Родослав» (сегодня он носит название образцового). Коллектив этот фольклорный, он работает на базе Энергодарской детской музыкальной школы. В этом новом деле Владимир Синиченко его поддерживали верные помощники - Наталья Ляшко, преподаватель вокала, и Сергей Мариев, старый друг и концертмейстер «Красной калины». Чтобы оценить уровень мастерства юных воспитанников Владимира Синиченко, надо их услышать. Живя в русскоязычном городе, в соврменной культуре, дети не просто наряжаются в народные костюмы и изображают обряды. Они поют, выдерживая древние традиции и вживаясь в них.
- В старой Европе уже не осталось живых носителей народных традиций, - объясняет энергодарский знаток фольклора. - А в наших украинских селах живут бабушки, которые знают обрядовые песни, неповторимые в каждом населенном пункте. К счастью, в стране появилось много молодых людей с высшим музыкальным образованием. Они понимают, что надо вслушаться в каждый звук,
присматриваться к каждому движению бабушек, которые поют, расспрашивать стариков. И тогда нить, связывающая наш народ воедино, не прервется.