Энтузиаст с камерой наперевес
Просмотров: 1712
16 листопада 2015 09:00
Фото из архива редакции
Сегодня, 16 ноября, отмечается Всемирный день телевидения, радио и связи.
На Мелитопольщине это праздник множества прекрасных профессионалов - сотрудников телерадиокомпании "МТВ-плюс", КП "Телерадиокомпания "Мелитополь", КП "Студия "Мелитопольский район", радийщиков и сотрудников Укртелекома.
Это еще и профессиональный праздник тех, кто связал свою жизнь с видео. О человеке, который с камерой не расстается почти никогда, мы хотим рассказать читателям.
«Любить свою работу так, как женщина любит мужчину» - это главный совет, который может дать новичкам Садриджан Исламов - известный всему Мелитопольскому району видеооператор. Видео от «Джима» а именно так называют его в родном селе, есть у каждого константиновца. А еще в его архивах тысячи метров документальных хроник о событиях Мелитополя и района. В профессиональный праздник мы попросили Садриджана «перейти на другую сторону камеры» и рассказать читателям «Мелитопольских ведомостей» хронику своей жизни.
Фотография - это сила
Садриджан родился в 1959 году в Константиновке. Его отец, крымский татарин, приехал сюда после четверти века нахождения в «местах не столь отдаленных», где сидел по «политической» статье. Он и дал мальчику красивое имя. Которое, правда, на долгие годы было забыто. Потому что сначала его называли на наш лад Сергеем, а потом переименовали в «Джима».
Путь будущего видеографа начинался с фотографии.
- Я вообще хотел в милицию идти работать, но из-за национальности в милицию меня не взяли. Тогда отец и посоветовал: всегда работу найдет или зубной врач или фотограф, - рассказывает Садриджан-Сергей. И вспоминает, что отец и сам немножко занимался фотографией.
У него был фотоаппарат «Момент» - советский аналог «Полароида». Отец несколько раз показал сыну, как делать фото, и тот уже в школе стал радовать одноклассников снимками, и даже получать за это какие-то деньги.
- Но окончательно я уверился, что фотография – это сила, в старших классах. Учитель по физике очень любил лабораторные работы. И на одной из них мы проявляли фотографии. И я работу сделал на «пять». Для хронического троечника это было очень радостным моментом, - вспоминает Сергей.
А потом была армия. За то, что фотографировал, его и сослуживцы уважали, и на кухне очень любили - всегда лишний кусочек масла предлагали.
И когда после армии стал вопрос, куда идти учиться, Сергей, конечно же, стал мечтать о профессии фотографа.
- Институт мне не светил - родители уже были старенькие, надо было им помогать. И тогда родственники из Запорожья рассказали, что в ПТУ Облбытуправления идет экспериментальный набор на годовое обучение фотографии. А я ж был уже солидный, взрослый, так что меня туда с радостью приняли. И на практику направили в лучшее ателье Запорожья, где Василий Михайлович Биченко был старшим. Он нас так гонял!
Первый раз я приехал, и меня отправили покойника фотографировать. А я их боялся страшно. А Василий Михайлович и говорит, ты что, для съемки это же самый лучший объект. Только фото отдать надо побыстрее, потому что покойника забывают на второй-третий день, могут за фото уже не прийти, - вспоминает Садриджан. И признается, что в том числе и благодаря этому фотомастеру полюбил фотографию на всю жизнь.
Видеокамера по цене дома
А первую видеокамеру Сергей увидел в Узбекистане на свадьбе брата, еще подростком. Оператор беспрерывно снимал не только торжественную часть, но и праздничный обед.
- Это чудом, конечно, было. Но я все время думал, зачем он так снимает. И решил, что была бы у меня камера, я бы все не так делал.
И с того самого момента мечта о видеокамере прочно «засела» в сердце Сергея. Но даже и в 90-х, когда первые камеры «добрались» до Мелитополя, удовольствие это было сильно недешевое.
Первая камера в городе появилась у Александра Колчинского. Его же Садриджан называет в некотором роде наставником. Но когда мой собеседник узнал о том, что мог и сам купить видеокамеру «Панасоник», что называется, загорелся. Стоила она около трех тысяч долларов - по тем временам, цена домика в селе, между прочим. Но Сергей назанимал денег у друзей и родственников и вожделенную технику таки приобрел.
Первое время вообще боялся ее из рук выпускать. Признается, что спать ложился, ее рядом с кровать ставил. И что вы думаете - на первой же съемке камера упала!
Тут Садриджан на минутку отвлекается: «У меня вся техника должна упасть. Я могу ее поймать или не поймать, но падает обязательно. Вот и камеру ценой в дом небрежно поставил на край стола, и она стала падать. Еле поймал у пола. Едва не поседел за эти секунды.
И та, которая у Сергея сейчас (простенькая, «мыльница» среди камер) тоже падала.
- Вы видели - она компактная, снимает хорошо, а еще ею можно по голове ударить и не жалко, если чего случится, - смеется мой собеседник. И вспоминает, когда ездил на Чонгар, тамошние обитатели долго присматривались, что это за «топорик» он с собой носит.
Татарин и патриот
Садриджан жил на Чонгаре несколько недель. Говорит, видеохроника оттуда - одна из самых ценных в его архиве. Но все же самыми важными и запоминающимися считает съемки на Майдане.
- Я видел таких людей, я ощутил такое, что не передать словами. Я и был патриотом, но после этих событий окончательно убедился, что Украина - мой родной дом.
Правда тут же уточняет, что любит Украину как землю, потому что люди всякие есть, вот и в родной Садриджану Константиновке «за петрушку продаются» - далеко не все разделяют его убеждения
Садриджан говорит, что пленки, которую он использовал для съемок, достаточно чтобы несколько раз обмотать Земной шар. А мы знаем, что счастливых эмоций, вызванных работой «Джима» точно хватит на небольшое Солнце, чтобы земной шар согреть.
На Мелитопольщине это праздник множества прекрасных профессионалов - сотрудников телерадиокомпании "МТВ-плюс", КП "Телерадиокомпания "Мелитополь", КП "Студия "Мелитопольский район", радийщиков и сотрудников Укртелекома.
Это еще и профессиональный праздник тех, кто связал свою жизнь с видео. О человеке, который с камерой не расстается почти никогда, мы хотим рассказать читателям.
«Любить свою работу так, как женщина любит мужчину» - это главный совет, который может дать новичкам Садриджан Исламов - известный всему Мелитопольскому району видеооператор. Видео от «Джима» а именно так называют его в родном селе, есть у каждого константиновца. А еще в его архивах тысячи метров документальных хроник о событиях Мелитополя и района. В профессиональный праздник мы попросили Садриджана «перейти на другую сторону камеры» и рассказать читателям «Мелитопольских ведомостей» хронику своей жизни.
Фотография - это сила
Садриджан родился в 1959 году в Константиновке. Его отец, крымский татарин, приехал сюда после четверти века нахождения в «местах не столь отдаленных», где сидел по «политической» статье. Он и дал мальчику красивое имя. Которое, правда, на долгие годы было забыто. Потому что сначала его называли на наш лад Сергеем, а потом переименовали в «Джима».
Путь будущего видеографа начинался с фотографии.
- Я вообще хотел в милицию идти работать, но из-за национальности в милицию меня не взяли. Тогда отец и посоветовал: всегда работу найдет или зубной врач или фотограф, - рассказывает Садриджан-Сергей. И вспоминает, что отец и сам немножко занимался фотографией.
У него был фотоаппарат «Момент» - советский аналог «Полароида». Отец несколько раз показал сыну, как делать фото, и тот уже в школе стал радовать одноклассников снимками, и даже получать за это какие-то деньги.
- Но окончательно я уверился, что фотография – это сила, в старших классах. Учитель по физике очень любил лабораторные работы. И на одной из них мы проявляли фотографии. И я работу сделал на «пять». Для хронического троечника это было очень радостным моментом, - вспоминает Сергей.
А потом была армия. За то, что фотографировал, его и сослуживцы уважали, и на кухне очень любили - всегда лишний кусочек масла предлагали.
И когда после армии стал вопрос, куда идти учиться, Сергей, конечно же, стал мечтать о профессии фотографа.
- Институт мне не светил - родители уже были старенькие, надо было им помогать. И тогда родственники из Запорожья рассказали, что в ПТУ Облбытуправления идет экспериментальный набор на годовое обучение фотографии. А я ж был уже солидный, взрослый, так что меня туда с радостью приняли. И на практику направили в лучшее ателье Запорожья, где Василий Михайлович Биченко был старшим. Он нас так гонял!
Первый раз я приехал, и меня отправили покойника фотографировать. А я их боялся страшно. А Василий Михайлович и говорит, ты что, для съемки это же самый лучший объект. Только фото отдать надо побыстрее, потому что покойника забывают на второй-третий день, могут за фото уже не прийти, - вспоминает Садриджан. И признается, что в том числе и благодаря этому фотомастеру полюбил фотографию на всю жизнь.
Видеокамера по цене дома
А первую видеокамеру Сергей увидел в Узбекистане на свадьбе брата, еще подростком. Оператор беспрерывно снимал не только торжественную часть, но и праздничный обед.
- Это чудом, конечно, было. Но я все время думал, зачем он так снимает. И решил, что была бы у меня камера, я бы все не так делал.
И с того самого момента мечта о видеокамере прочно «засела» в сердце Сергея. Но даже и в 90-х, когда первые камеры «добрались» до Мелитополя, удовольствие это было сильно недешевое.
Первая камера в городе появилась у Александра Колчинского. Его же Садриджан называет в некотором роде наставником. Но когда мой собеседник узнал о том, что мог и сам купить видеокамеру «Панасоник», что называется, загорелся. Стоила она около трех тысяч долларов - по тем временам, цена домика в селе, между прочим. Но Сергей назанимал денег у друзей и родственников и вожделенную технику таки приобрел.
Первое время вообще боялся ее из рук выпускать. Признается, что спать ложился, ее рядом с кровать ставил. И что вы думаете - на первой же съемке камера упала!
Тут Садриджан на минутку отвлекается: «У меня вся техника должна упасть. Я могу ее поймать или не поймать, но падает обязательно. Вот и камеру ценой в дом небрежно поставил на край стола, и она стала падать. Еле поймал у пола. Едва не поседел за эти секунды.
И та, которая у Сергея сейчас (простенькая, «мыльница» среди камер) тоже падала.
- Вы видели - она компактная, снимает хорошо, а еще ею можно по голове ударить и не жалко, если чего случится, - смеется мой собеседник. И вспоминает, когда ездил на Чонгар, тамошние обитатели долго присматривались, что это за «топорик» он с собой носит.
Татарин и патриот
Садриджан жил на Чонгаре несколько недель. Говорит, видеохроника оттуда - одна из самых ценных в его архиве. Но все же самыми важными и запоминающимися считает съемки на Майдане.
- Я видел таких людей, я ощутил такое, что не передать словами. Я и был патриотом, но после этих событий окончательно убедился, что Украина - мой родной дом.
Правда тут же уточняет, что любит Украину как землю, потому что люди всякие есть, вот и в родной Садриджану Константиновке «за петрушку продаются» - далеко не все разделяют его убеждения
Садриджан говорит, что пленки, которую он использовал для съемок, достаточно чтобы несколько раз обмотать Земной шар. А мы знаем, что счастливых эмоций, вызванных работой «Джима» точно хватит на небольшое Солнце, чтобы земной шар согреть.