Вспомните о тех, кому одиноко

Просмотров: 1882
26 грудня 2015 21:00
Фото автора: Портрет Саши и вышивки - самые дорогие вещи для бабушки Нины
Немало рядом с нами одиноких людей. Как проходит их жизнь? Уезжают дети, разлетаются внуки. А бабушки и дедушки живут мыслями о них, мечтами о том, как они приедут на каникулы, в отпуск…

Нине Александровне Овчаренко 76 лет. Живет в селе Владовка Черниговского района. Так сложилась жизнь, что уже много лет женщина одна. Свою тоску она изливает в вышивках - ярких, неповторимых.
- Родом я из большой семьи, - рассказывает Нина Александровна, - В войну папа погиб на фронте, а мама вышла замуж во второй раз. Жили мы на Западной Украине. Нас было двое - я и брат Сашка. А потом родители забрали еще двое детей, наших родственников. Когда выросла, работала в больнице статистиком. Муж был водителем, но пил, гулял, а потом вообще ушел.

Так и вышло, что Нина осталась в 28 лет одна. Нет, не одна - с сыном! Сын маму очень любил, отучился в школе и пединституте, отслужил в армии. А потом ушел и он - совсем молодым умер от саркомы печени. Невестка Оля, Сережина жена, живет в Запорожье. Вырастила двоих сыновей - Сашу и Виталика. Бабушка всегда была помощницей с внучатами. Ради них она жила и работала: чтобы были деньги на учебу мальчишкам и дальнейшее устройство в жизни.

Саша был очень способным, учился в таможенной академии в Москве. Когда перешел на последний курс, решил вернуться домой и уйти добровольцем в АТО. Саша был хорошим внуком. Трудолюбивым: когда приезжал к бабушке, корову доил. Как не хватает сейчас его работящих рук! Год назад, в сентябре, Александр погиб на Донбассе. Узнав о случившемся, второй внук, Виталий, тоже ушел из жизни. Так бабушка в одночасье лишилась сразу обоих. Рассказывая о жизни, она беспрестанно плачет, и слезы струятся по морщинкам на щеках, а руки не знают, чем себя занять.

Стоит большой дом запустевший. Нина Александровна по-прежнему держит коров, поросят, немалую пасеку. Но устала она, нападает на нее тоска:

- Кому все это? Вот хочу корову Ласуню продать. Тяжко мне справляться. Встаю в четыре утра, подою, подготовлю молоко для продажи. Все мне приходится своими руками делать, кто ж поможет? Так вышло, что все мои родные уже умерли: и мамка, и отчим, и сын, и внуки. Дочка отчима живет далеко, на Кубани. Иногда приезжает ко мне невестка Оля из Запорожья, ей тоже тяжело, я знаю, все-таки потеряла двоих сыновей…

Мы идем по ее большому дому. Громоздятся в спальне уютные подушки-великаны с накидками. Доходим до заветного комода. Все ящики его туго набиты вышивками. Начинает Нина Александровна доставать сокровища - сияют яркими нитками розы, васильки, мальвы и барвинки. Тут и рушники, и скатерти, и платки, и наволочки - чего только нет! Каждая работа очень аккуратная: что лицо, что изнанка - не отличишь, стежочки лежат один к одному.

- Я и кофты вышивала, и мужские рубашки, и шторы, - вспоминает она, - Портрет Шевченко, который я делала, брали на выставку в Запорожье. Сейчас я больше гладью работаю – крестом не вижу. Нитки у меня особенные - шерстяные, мягкие.

Вышивкой украшено многое в этом доме. Внуки очень любили гостить у бабушки, все говорили: «Бабушка, у тебя в доме по-особенному пахнет». А теперь она ума не приложит - как жить дальше? Для чего? Зачем война забирает жизни наших дорогих ребят? И нечего мне сказать ей в ответ, только по руке погладить да помолиться. Но жить дальше нужно. Вон коровы пришли с пастбища, гуси во дворе гогочут. Жизнь катится дальше, и ты, человек, идешь по этой дороге для того, чтобы понять: «Зачем?»





Похожие новости: