Мусор - тоже деньги

Просмотров: 1926
2 січня 2016 06:01
Команда гимназии № 5 в ноябре-декабре принимала участие в конкурсе проектов в рамках Всеукраинского молодежного экономического форума «Экономика Украины: пути выхода из кризиса».

Мелитопольцы предложили построить на подъездах к городу мусороперерабатывающий комплекс, на котором отходы превращались бы в топливо стандарта Евро-5. Идею гимназистов оценили специалисты и присудили первое место.

Конкурс проектов проходил в два этапа и получил поддержку Министерства образования и науки Украины, а также Министерства экономического развития и торговли Украины. Так что все было на наивысшем уровне и по-серьезному. За два месяца форум объединил 205 ученических и студенческих команд из 23 областей Украины. В первом туре конкурса организаторы получили 153 письма с оригинальными проектами. А выбрать нужно было всего семь. По условиям конкурса среди всех команд-участниц экспертное жюри выбрало четыре студенческие команды и три школьные. В финале соперниками наших ребят стали ученики Шевченковской ООШ (Николаевская область) и киевского лицея № 227.

- Наверное, сразу же нужно отметить, что гимназия № 5 единственная в городе имеет экономический профиль, - говорит руководитель команды-победительницы, учитель гимназии Василий Матвиенко. - Поэтому на счету наших учеников немало побед на олимпиадах и в профильных конкурсах. Узнав о проведении форума, мы, естественно, решили попробовать свои силы. Хотя, честно скажу, на победу особо не рассчитывали.

Команда была сформирована из пяти человек, ведь пять - счастливое число для гимназии. За работу взялись десятиклассники Владислав Прийма, Илья Зверев, Артур Андрос, Богдан Опанасенко и педагог ребят В. Матвиенко. Работали слажено, прислушиваясь друг к другу. Сначала решили перенять опыт у коммунальных служб Израиля и разработать проект по освещению улиц.

- Там под дорожное покрытие укладывают сенсорные датчики, которые способны аккумулировать энергию движущегося транспорта и преобразовывать ее в электричество для освещения улиц, - рассказывает суть идеи педагог. - Мы рассудили, что Мелитополь - транзитный город. Даже при условии, что крымское направление сейчас не столь популярно, летом через город проходит достаточно большой поток транспорта. Но, поразмыслив еще немного, эту идею мы отмели. Решили, что мелковато. И начали работу над проектом по переработке мусора.

Не прогадали. В финале защиту проекта мелитопольской команды оценивали 15 членов судейской коллегии - люди грамотные, заинтересованные, имеющие соответствующее образование. Слушали внимательно, задавали массу вопросов, следовательно, заинтересовались.

Что же предлагают мелитопольцы? Изучив мировой опыт, ребята поняли, что на переработке мусора можно зарабатывать немалые деньги. Во многих странах так и поступают, но только не в Украине. В нашей стране, по подсчетам юных экономистов, всего шесть мусороперерабатывающих заводов. Тогда как под свалками занято 7 проц. территории всей Украины, и это при том, что заповедные зоны занимают лишь 4 проц. украинской земли.

В Мелитополе, заверяют гимназисты, уже сейчас на свалках лежат мертвым грузом 3 млн. т твердых бытовых отходов, а ежегодно мелитопольцы выбрасывают примерно 50 тыс. т. мусора. Если добавить к этому весь мусор, который можно было бы вывезти из соседних курортных зон – получится просто астрономическая цифра. Это ж сколько добра пропадает!

По замыслу творческой команды, на пересечении двух трасс - Одесса-Мариуполь и Харьков-Новоалексеевка - необходимо возвести мусороперерабатывающий комплекс. На нем школьники предлагают преобразовывать ТБО путем пиролиза в топливо стандарта Евро-5. Уверяют, что для города проект принесет только пользу. Во-первых, расчистятся свалки. Если думаете, что перерабатывающий завод будет выбрасывать в атмосферу вредные вещества, нанося вред и без того неблагоприятной экологической ситуации - ошибаетесь. При пиролизе выделяется лишь безвредный углекислый газ и вода, заверяют юные экономисты. Да и топливо, которое будет получать производитель на выходе, будет куда экологичнее бензина с мелитопольских АЗС, а себестоимость его будет равна 10 грн. Во-вторых, строительство завода даст городу более сотни рабочих мест, а инвестору - 136 млн. гривен чистой прибыли в год. Тогда как на постройку и оснащение комплекса с ноля потребуется, по грубым подсчетам, около 162 млн. грн, а окупать себя завод начнет уже спустя 15 месяцев.

Наградой за столь детальный и актуальный проект для мелитопольцев, кроме, конечно морального удовлетворения, стали кубок, диплом победителей и солидная денежная премия - 10 тыс. грн. Пока ребята не придумали, на что пустят выигрыш, и просто радуются имеющейся сумме. А тем временем всерьез задумались над тем, не зарегистрировать ли им авторские права на этот проект, и не поискать ли заграничных инвесторов на его реализацию. А что, чем черт не шутит? Вот на зимних каникулах этими вопросами и займутся.



Похожие новости: