Северный пример

Просмотров: 1835
20 лютого 2016 08:11
Фото Марины КЛИМЕНКО
Нам у финнов многому стоит поучиться, но не нужно их слепо копировать - уверена педагог Марина Клименко, изучившая опыт этой страны.

- Менять украинскую систему образования нужно, в этом я еще раз убедилась, когда в декабре 2015 года в течение 10 дней в составе делегации украинских педагогов ездила в Финляндию и изучала финскую образовательную систему, - говорит Марина Клименко, учитель мелитопольской средней школы №25. - Но вот полностью копировать финскую систему образования не нужно, хотя она и одна из лучших в мире, потому что их менталитет отличается от нашего.

2,6 миллиона евро на школу

- Первые три дня нашей поездки мы провели в столице, в Хельсинки, - рассказывает Марина Клименко. - Но все знают, как сильно могут отличаться школы в столице и в провинции, поэтому мы попросили показать нам школы в каком-то небольшом городе.

Финны пошли нам навстречу, и мы оказались в городе Ювяскеле, население которого 100 тысяч жителей. Как видите, этот город даже немного меньше, чем Мелитополь, но вот их школы… Сказать, что они лучше, этого мало. Я вам покажу фотографии, которых я нащелкала там за неделю несколько сотен штук. Посмотрите (показывает фото на своем компьютере, - прим. В.Ч.), какие в школе высокие и просторные холлы, актовый зал, зимние сады. В кабинетах мебель, которую легко передвинуть, чтобы быстро получилось свободное пространство, если это нужно.

Мне понравилось, что у них много мягкой мебели, чего нет у нас, ведь нам саннормы не разрешают мягкую мебель, которую трудно избавить от бактерий. Финны такого не боятся, поэтому обстановка в их школах более домашняя: мягкие кресла, диванчики, ковролин, по которому дети бегают в носках. Классы имеют прозрачные стены, так что все очень открыто в полном смысле этого слова.

Финны считают, что каждый должен играть на каком-то музыкальном инструменте, поэтому у них в каждом классе я видела по нескольку гитар, пианино, много разных духовых инструментов, флейт и обязательно ударные инструменты.

В начальной школе у ребят много уроков труда, причем мальчики и девочки на уроках вместе пилят, вяжут, вместе работают на ткацких станках. Готовить еду и стирать юные финны тоже учатся в начальной школе - у них есть плиты, современные стиральные машины, в которых ребята стирают, предварительно перебрав одежду по цветам.

На каждую такую школу финское государство выделяет ежегодно по 2,6 миллиона евро. Поэтому вполне естественно, что в столовых детям государство обеспечивает двухразовое бесплатное горячее питание, и дети в столовой сами решают, сколько и чего они съедят.

Аллергикам готовят отдельно, емкости с их едой даже помечены иными крышками, чтобы никто из поваров ничего не спутал. Бесплатны для детей канцелярские товары, пособия, учебники.

За еду и уборку директор школы не отвечает, этим заняты коммунальные предприятия: приезжает специализированная машина, всю школу быстро убирает и уезжает. Если кто-то что-то разбил-разлил, то для этого в школе есть две технички, которые это приберут. Та же история с приготовлением пищи.

Дети-инвалиды учатся в одной школе с обычными детьми, но классы у них свои. В той школе, где мы гостили, четыре ребенка-инвалида были объединены в один класс, и их кабинет был оборудован кроватями, где они могли в любой момент прилечь и отдохнуть.

А вообще классы у них довольно большие, по 25-26 учеников. Специализированных школ в Финляндии нет.

Начальная школа у них длится с 1 по 6 класс, а в конце обучения - экзамен в виде теста. По его итогам решают, куда ему лучше идти - в гимназию или в колледж.

По сути, их колледжи - это профтехучилища. Но, поскольку они уравняли в оплате умственный и физический труд, то учиться в колледже не стыдно. Да и учеба в колледжах, благодаря хорошей материальной базе, тесно связана с практикой. Например, колледж, готовящий поваров, имеет свой ресторан, где будущие повара обслуживают посетителей с улицы. Мы были в этом ресторане, и, уверяю вас, он ничем не отличается от любого другого ресторана.

После трех лет учебы в колледже или гимназии ученик снова сдает экзамен в виде теста и по его итогам может перейти из колледжа в гимназию, которая готовит ученика к поступлению в вуз.

Плохой папа? Плати штраф!

С 1 по 3 класс детям оценок не ставят. Но, чтобы родители как-то контролировали своих детей, как минимум дважды в год учитель вызывает родителя в школу и подробнейшим образом рассказывает ему об успехах и проблемах его ребенка, стараясь преподнести все так, чтобы по итогам встречи родитель хотел помочь. Родительских собраний нет, как нет и публичных обсуждений достоинств и недостатков ребенка.

Связь родителей со школой по-настоящему жесткая, постоянная. Родители обязаны каждый день заглядывать в электронный журнал своего ребенка. Если учитель не видит заботы со стороны родителей, то звонит им. Нет контроля и дальше - учитель звонит уже в социальные службы, и тогда уже они разбираются с родителями, которым нет дела до их отпрыска. А далее уже идут штрафы, которые в Финляндии очень высоки, поэтому на школьную жизнь своих детей там реагируют все и сразу.

Высокие требования и результаты

Меня поразили высокие требования к педагогам. Но, тем не менее, эта профессия в Финляндии очень престижна, потому как получают учителя, в зависимости от нагрузки, стажа и опыта, от 3500 до 6000 евро. Конкурс в педагогические вузы - 23 человека на место.

Воспитание самостоятельности и, одновременно с этим, умение работать в паре и в группе финны начинают воспитывать в своих детях еще с детского сада, куда, кстати, ходит 95 процентов детей, потому что родители понимают, что это хороший переходный этап от семьи к школе. У нас же без контроля со стороны учителя или родителей дети быстро теряют работоспособность. Вот это нам нужно у них перенять.

Финская система лучше адаптирована под потребности и способности ребенка. Поэтому-то за последние 30 лет Финляндия совершила прорыв в сфере образования, показателем чего является высокое развитие их учеников и призовые места на международных конкурсах и олимпиадах. Но для этого нужно большее внимание государства к образованию. Также хотелось бы выстроить общие цели для педагогов и родителей ради более полного раскрытия личности наших детей.



Похожие новости: