Как люди президента осваивают военную промышленность

Просмотров: 1251
1 березня 2016 18:53
Как люди президента осваивают военную промышленность
Петр Порошенко и его окружение обрастают броней. Компании, входящие в сферу интересов президента все активнее переключаются на производство одного из самых востребованных сегодня товаров в Украине – военной техники.

Наиболее популярное направление, в котором сейчас работает бизнес, близкий к главе государства, - бронированные автомобили. В прессе успели засветиться не менее пяти разных бронемашин, о существовании которых до войны на Донбассе ничего не было известно.

Интерес провластных компаний к военпрому вполне объясним: Минобороны сегодня один из самых щедрых заказчиков. Только в 2015 году на вооружение армии военное ведомство потратило более 5 млрд гривен.
Новый бизнес «Богдана»

Прежде всего, по-новому начал развиваться бизнес давнего партнера президента Олега Гладковского, который ранее носил фамилию Свинарчук. Еще в 1990-е он отвечал за автомобильное направление управляющей компании Порошенко – «Укрпроминвест». Позднее партнеры решили разделить бизнес. Гладковскому достались автомобильные активы, объединенные в корпорацию «Богдан».

Последние годы дела у «Богдана» шли, мягко говоря, не очень хорошо: в стране кризис -продажи автомобилей падали, а вслед за ними и производство. А с началом российской агрессии будущее корпорации и вовсе начало выглядеть туманным. В первую очередь из-за того, что значительная часть бизнеса Гладковского была завязана на России – корпорация производила автомобили из комплектующих «АвтоВАЗа». А дилерский бизнес «Богдана» по сей день строится на поставках из Тольятти: корпорация – официальный представитель бренда «Лада» в Украине.

Однако дружба и бизнес с президентом дала Гладковскому все возможности поправить дела. Порошенко показал: давнего партнера незабыл – в 2014-м глава государства назначил собственника «Богдана» главой Межведомственной комиссии по военному сотрудничеству и экспортному контролю. А вначале 2015-го бизнесмен вошел в состав СНБО в должности первого заместителя секретаря. Так что теперь бывший автомагнат, связанный с Порошенко, в курсе всех военных контрактов и финансовых потоков.

Параллельно с карьерой военного чиновника Гладковский начал осваивать и соответствующий бизнес. В декабре 2014 года «Богдан» представил свой первый бронированный автомобиль – «Барс». Хотя до этого корпорация не имела ни малейшего отношения к производству какой-либо военной техники. А тем более бронированной.

Успех новоиспеченного броневика не заставил себя ждать – в апреле 2015-го спикер администрации Порошенко по вопросам АТО Александр Мотузяник заявил: Национальная гвардия получит 90 «богдановских» машин «Барс».

Но военные амбиции Гладковского на «Барсах» не остановились. В сентябре прошлого года профильные СМИ сообщили о том, что «Богдан» планирует наладить в Украине производство бронированных грузовиков на базе белорусских военных МАЗов. В сеть даже попали снимки опытных образцов, подготовленных, якобы, на «богдановском» заводе в Черкасссах.

В «Богдане» на запрос о возможном сотрудничестве с МАЗом не ответили. Решили отмолчаться и представители Минского автозавода. Однако источники «Главкома» уверены, что в Украине таки будут собирать белорусские грузовики. «Информация о возможном сотрудничестве озвучивалась еще на выставке «Зброя та безпека» осенью прошлого года. И, судя по всему, «Богдан» и МАЗ таки договорились», - пояснил собеседник издания.
Кузница Порошенко

Не остался не удел и сам президент. Подконтрольный ему завод «Ленинская кузница» также «выковал» первый в своей истории бронеавтомобиль – «Тритон». Машина дебютировала на той же выставке «Зброя та безпека» в сентябре 2015-го.

В отличие от «Богдана», у «Ленинской кузницы» есть опыт производства бронированной техники. Завод строил для Узбекистана речной артиллерийский бронекатер «Гюрза». Но, так же, как и для корпорации Гладковского, бронеавтомобиль для кузницы – продукт абсолютно новый. Впрочем, собеседники «Главкома» признают, что машина получилась неплохой. «Я знаю людей, которые привлекались к этому проекту. Они хорошие специалисты», - заверил один из участников рынка, пожелавший остаться не названным.

Дальнейшая судьба «Тритона» пока непонятна. Ни Министерство обороны, ни Национальная гвардия о планах покупать этот броневик еще не заявляли.
Конкуренты президента

В желании, заработать на военных госзаказах, команда президента не одинока. Пытаются «влезть» на рынок бронированных автомобилей и предприниматели, близкие к лагерю премьер-министра и его фракции в парламенте «Народны фронт», партнеры БПП по коалиции. В прошлом году в Украине был представлен бронеавтомобиль «Варта», авторы которого имеют отношение к народному «депутату-фронтовику» Сергею Пашинскому.

В частности «Варту» представлял Николай Кузьма. По информации «Главкома», этот человек с весны прошлого года значился в списке помощников Пашинского. Правда, в сентябре – за три месяца до публичного появления бронеавтомобиля «Варта» – фамилия Кузьмы исчезла из перечня депутатских консультантов.

История создания этого броневика не менее увлекательна. На своей странице в Facebook давний соратник Пашинского, глава МВД Арсен Аваков уверял, что к разработке «Варты» привлекались белорусские инженеры. А некоторые чиновники и вовсе рассказывали, что созданием бронемашины занималось конструкторское бюро МАЗа. Однако представители белорусского автопрома свое участие в проекте опровергли.

По словам собеседников «Главкома», «Варта» действительно построена на базе белорусского грузовика. Но к бронированию белорусы отношения не имели. «За основу был взят обычный небронированный полноприводный военный МАЗ. А вот кто занимался разработкой броневика на его базе, неизвестно. В целом уровень проработки «Варты» на сегодня непонятен. Вполне возможно, что это просто красивая упаковка», - отметил источник издания.

Тем не менее, в прошлом году Министерство внутренних дел заявило, что планирует закупить сотню таких автомобилей. Сумма сделки оценивается в полмиллиарда гривен.


Источник: glavcom.ua



Похожие новости: