Знаем ли мы остров Хортица?
Просмотров: 3567
12 березня 2016 10:30
Остров Хортица, расположенный посреди широкого Днепра, одно из самых уникальных мест Украины. Вотчина запорожских казаков, вписавших немало страниц в историю не только Украины. Остров и по сей день хранит много тайн и загадок, которые до сих пор не разгаданы. Но то, что уже известно, притягивает к себе и ученых, и туристов. Итак, знакомьтесь - остров Хортица.
Откуда название?
Впервые название этого самого большого острова на Днепре встречается в труде «Об управлении империей», составленным византийским императором Константином Багрянородным. Впрочем, в разных списках сочинения земля между двух днепровских берегов называлась и островом святого Георгия, и островом святого Григория. Приднепровские земли когда-то принадлежали скифам-земледельцам. А слово «земледелие» по-гречески звучит как «георгия». Находятся и такие, что связывают название острова с именем армянского просветителя Григория, якобы побывавшего у нас.
Другие степняки пришли на берег Славутича. После того, как половцы завладели окраинными землями Руси, остров уже стал известен под нынешним, несколько, правда, по-другому звучащим названием. Хортич, Хорчик, Хортиц, Кортицкий, Ортинский, Интрский, Хордецкий, даже Городецкий - вот далеко не полный перечень его тогдашних имен. Бог солнца Хорс был племенным божеством славян.
А на острове, как известно, под священными дубами наши славянские предки приносили различные жертвы. В том числе и светилу. Есть греческое слово «хортос» - луга, поляна, место для выпаса скота. Конечно, в хортицких балках могли пастись домашние животные, тем более, что на островной земле особого присмотра они не требовали. Но под нынешним названием остров стал известен уже после греков. Раньше на юге было много ловчих охотничьих собак - борзых или хортов (сучек еще называли «хортицами»). Если подняться высоко, скажем, на вертолете, то можно увидеть, что очертания острова действительно напоминают борзую, преследующую зверя. Но мог ли мой далекий предок воспарить над землей? Вряд ли. А вот то, что земля окружена водой и находится посредине реки, предок знал наверняка. «Орт», «орта» - на языке почти всех народов тюркской группы эти слова означают «срединный», «находящийся посредине». Буква «Х» появилась чуть позднее, когда славяне стали осваивать южные окраины, и в их речь перешли многие тюркские слова. Большинство этимологов склоняются к этой самой разумной и простой трактовке названия Хортицы. Название как раз и определяет ее место на Днепре - в центре, посередине! Любой клочок суши, где родился, где вырос, с которым связана жизнь твоих предков, откуда пролегли пути их кораблей и караванов к другим землям - середина, центральная земля, точка отсчета...
Каменное диво
На острове почти у каждого камня есть название, у каждой скалы - ее легендарное прошлое. В округе нет ничего древнее хортицких скал. Граниты, гнейсы и мигматиты, из которых они сложены, представляют собой архейские кристаллические породы. Они образовались еще в докембрийскую эпоху - их изотопный возраст около 2,850 миллионов лет. В геологическом паспорте значится имя - Украинский кристаллический щит. Три миллиона лет назад этот «щит» и преградил путь реке.
Название Днепра ученые связывают с санскритским словом «дан» - река и готским «парис, перес» - поток. Мощный поток совершил стремительный бросок на юг. Перед каменным исполином он на мгновение замер. Часть воды выбрала окружной путь, разлилась по плавневым рукавам и протокам. Основной же поток с ревом ринулся вперед. Так образовались Днепровские пороги. Так возникла Хортица.
«Знаменитые» скалы и камни
У каждого каменистого образования на острове, у каждой скалы, гранитного обломка и валуна своя история. Рядом с Верхней Головой расположены Сечевые ворота. По преданию, в этом узком ущелье запорожцы устраивали испытание новичкам. Через каньон перебрасывали бревно, по которому должен был пройти с завязанными глазами парубок, желающий вступить в сечевое братство. Кто оступался (внизу его ловили товарищи), приходил сдавать экзамен на следующий год. За Верхней Головой на юг по Старому Днепру расположена скала Черная. В ее названии намек на трагическое событие - гибель Святослава. Скала Кара служила местом наказания ослушников.
С восточной стороны после Нижней Головы на севере расположена скала Думная. На ней, по преданию, собирались казацкие ватаги, чтобы обдумать детали предстоящих походов. Дальше идут скалы Ушвивая (Терновая), на которой запорожцы выбивали из сорочек вшей, скала Совутина. Здесь некоторое время существовал карьер, где посредством взрывов немцы-меннониты добывали камень для городских нужд.
Где-то в полукилометре на север от скалы Ушвивой лежит в воде огромный валун с отверстием посредине. Один из запорожских краеведов считает, что обломок скалы мог служить казакам своеобразным маяком. В отверстие заливали какой-нибудь жир и поджигали его. На свет этого маячка и шли казацкие суда, возвращающиеся после похода с низовьев Днепра.
Между островом Хортица и Днепрогэсом из воды торчат три величественных скальных образования. Их в народе издавна называют Стогами или Столбами, а промежутки между ними - «воротами». Они то и привлекли внимание запорожского путешественника Владимира Супруненко. Он даже зарисовал их и подробно описал: «Насколько я могу вспомнить, столбы эти, особенно первый из них, со стороны реки, представляет сплошную массу ровного гранита, в верхней части будто бы покрытую камнями циклопических размеров, которые старательно притерты один к другому. Со стороны же суходола эта скала возвышается приступками или прискалками из отдельных частей, которые, известное дело, сделала рука человека. Кажется, что основания этих Столбов не искусственные, а природные, что касается верхней части - доделал их уже человек».
Метров сто от Кресла - Девичья Купель или Запорожская миска. Посреди скалы - углубление довольно правильной округлой формы. Рассказывают, что тут запорожские казаки варили галушки.
«Место царей»
Неподалеку от северной оконечности острова из воды торчит скала, которую в народе называют Кресло Екатерины. Утверждают, что царица во что бы то ни стало стремилась побывать на легендарном острове, однако на подступах к нему вынуждена была провести ночь на скале.
Издревле Хортица была своеобразным пятачком суши, где перекрещивались судьбоносные линии истории. Предполагается, что Геродот имел ввиду именно Хортицу, утверждая: «Могилы царей находятся в Геррах, до которых Борисфен судоходный». Во-первых, в обоих названиях местности угадывается одинаковое корневое ядро, во-вторых, именно от хортицких берегов начинался опасный, недоступный для многих судов порожистый путь на север. Кстати, на языке эллино-скифов слово «хогпт» означает буквально «место царей». Российский историк Надеждин еще в 1844 году, определяя местоположение Герроса - страны царских скифов - указывал на остров Хортицу. На острове, кроме курганных захоронений, обнаружено целое скифское городище с оборонительными сооружениями и жилыми постройками.
Одно из первых упоминаний о Хортице мы встречаем не у кого-нибудь, а у византийского императора Константина Багрянородного. В известном труде «Об управлении империей» (946-953 гг.) он писал: «Пройдя Крарийскую переправу, они, русы, причаливают к острову, который носит имя Святого Георгия». Именно под этим именем остров впервые стал известен цивилизованному миру. А ведь известно, что Святой Георгий был покровителем богатырей, воинов и вождей. Недаром первые киевские князья получали при крещении имя-титул Георгий. Многие из них посетили «место царей». Согласно летописям и легендам, на Хортице побывали князья Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Святополк, княгиня Ольга.
Создается такое впечатление, что в трудные минуты хортицкая земля подпитывала предводителей народов и племен некоей энергией, необходимой для великих свершений и громких побед. В свою очередь эту энергетическую силу как особый дар остров получал от солнечного светила…
Илья КУПЧЕНКО, по материалам сети Интернет
Откуда название?
Впервые название этого самого большого острова на Днепре встречается в труде «Об управлении империей», составленным византийским императором Константином Багрянородным. Впрочем, в разных списках сочинения земля между двух днепровских берегов называлась и островом святого Георгия, и островом святого Григория. Приднепровские земли когда-то принадлежали скифам-земледельцам. А слово «земледелие» по-гречески звучит как «георгия». Находятся и такие, что связывают название острова с именем армянского просветителя Григория, якобы побывавшего у нас.
Другие степняки пришли на берег Славутича. После того, как половцы завладели окраинными землями Руси, остров уже стал известен под нынешним, несколько, правда, по-другому звучащим названием. Хортич, Хорчик, Хортиц, Кортицкий, Ортинский, Интрский, Хордецкий, даже Городецкий - вот далеко не полный перечень его тогдашних имен. Бог солнца Хорс был племенным божеством славян.
А на острове, как известно, под священными дубами наши славянские предки приносили различные жертвы. В том числе и светилу. Есть греческое слово «хортос» - луга, поляна, место для выпаса скота. Конечно, в хортицких балках могли пастись домашние животные, тем более, что на островной земле особого присмотра они не требовали. Но под нынешним названием остров стал известен уже после греков. Раньше на юге было много ловчих охотничьих собак - борзых или хортов (сучек еще называли «хортицами»). Если подняться высоко, скажем, на вертолете, то можно увидеть, что очертания острова действительно напоминают борзую, преследующую зверя. Но мог ли мой далекий предок воспарить над землей? Вряд ли. А вот то, что земля окружена водой и находится посредине реки, предок знал наверняка. «Орт», «орта» - на языке почти всех народов тюркской группы эти слова означают «срединный», «находящийся посредине». Буква «Х» появилась чуть позднее, когда славяне стали осваивать южные окраины, и в их речь перешли многие тюркские слова. Большинство этимологов склоняются к этой самой разумной и простой трактовке названия Хортицы. Название как раз и определяет ее место на Днепре - в центре, посередине! Любой клочок суши, где родился, где вырос, с которым связана жизнь твоих предков, откуда пролегли пути их кораблей и караванов к другим землям - середина, центральная земля, точка отсчета...
Каменное диво
На острове почти у каждого камня есть название, у каждой скалы - ее легендарное прошлое. В округе нет ничего древнее хортицких скал. Граниты, гнейсы и мигматиты, из которых они сложены, представляют собой архейские кристаллические породы. Они образовались еще в докембрийскую эпоху - их изотопный возраст около 2,850 миллионов лет. В геологическом паспорте значится имя - Украинский кристаллический щит. Три миллиона лет назад этот «щит» и преградил путь реке.
Название Днепра ученые связывают с санскритским словом «дан» - река и готским «парис, перес» - поток. Мощный поток совершил стремительный бросок на юг. Перед каменным исполином он на мгновение замер. Часть воды выбрала окружной путь, разлилась по плавневым рукавам и протокам. Основной же поток с ревом ринулся вперед. Так образовались Днепровские пороги. Так возникла Хортица.
«Знаменитые» скалы и камни
У каждого каменистого образования на острове, у каждой скалы, гранитного обломка и валуна своя история. Рядом с Верхней Головой расположены Сечевые ворота. По преданию, в этом узком ущелье запорожцы устраивали испытание новичкам. Через каньон перебрасывали бревно, по которому должен был пройти с завязанными глазами парубок, желающий вступить в сечевое братство. Кто оступался (внизу его ловили товарищи), приходил сдавать экзамен на следующий год. За Верхней Головой на юг по Старому Днепру расположена скала Черная. В ее названии намек на трагическое событие - гибель Святослава. Скала Кара служила местом наказания ослушников.
С восточной стороны после Нижней Головы на севере расположена скала Думная. На ней, по преданию, собирались казацкие ватаги, чтобы обдумать детали предстоящих походов. Дальше идут скалы Ушвивая (Терновая), на которой запорожцы выбивали из сорочек вшей, скала Совутина. Здесь некоторое время существовал карьер, где посредством взрывов немцы-меннониты добывали камень для городских нужд.
Где-то в полукилометре на север от скалы Ушвивой лежит в воде огромный валун с отверстием посредине. Один из запорожских краеведов считает, что обломок скалы мог служить казакам своеобразным маяком. В отверстие заливали какой-нибудь жир и поджигали его. На свет этого маячка и шли казацкие суда, возвращающиеся после похода с низовьев Днепра.
Между островом Хортица и Днепрогэсом из воды торчат три величественных скальных образования. Их в народе издавна называют Стогами или Столбами, а промежутки между ними - «воротами». Они то и привлекли внимание запорожского путешественника Владимира Супруненко. Он даже зарисовал их и подробно описал: «Насколько я могу вспомнить, столбы эти, особенно первый из них, со стороны реки, представляет сплошную массу ровного гранита, в верхней части будто бы покрытую камнями циклопических размеров, которые старательно притерты один к другому. Со стороны же суходола эта скала возвышается приступками или прискалками из отдельных частей, которые, известное дело, сделала рука человека. Кажется, что основания этих Столбов не искусственные, а природные, что касается верхней части - доделал их уже человек».
Метров сто от Кресла - Девичья Купель или Запорожская миска. Посреди скалы - углубление довольно правильной округлой формы. Рассказывают, что тут запорожские казаки варили галушки.
«Место царей»
Неподалеку от северной оконечности острова из воды торчит скала, которую в народе называют Кресло Екатерины. Утверждают, что царица во что бы то ни стало стремилась побывать на легендарном острове, однако на подступах к нему вынуждена была провести ночь на скале.
Издревле Хортица была своеобразным пятачком суши, где перекрещивались судьбоносные линии истории. Предполагается, что Геродот имел ввиду именно Хортицу, утверждая: «Могилы царей находятся в Геррах, до которых Борисфен судоходный». Во-первых, в обоих названиях местности угадывается одинаковое корневое ядро, во-вторых, именно от хортицких берегов начинался опасный, недоступный для многих судов порожистый путь на север. Кстати, на языке эллино-скифов слово «хогпт» означает буквально «место царей». Российский историк Надеждин еще в 1844 году, определяя местоположение Герроса - страны царских скифов - указывал на остров Хортицу. На острове, кроме курганных захоронений, обнаружено целое скифское городище с оборонительными сооружениями и жилыми постройками.
Одно из первых упоминаний о Хортице мы встречаем не у кого-нибудь, а у византийского императора Константина Багрянородного. В известном труде «Об управлении империей» (946-953 гг.) он писал: «Пройдя Крарийскую переправу, они, русы, причаливают к острову, который носит имя Святого Георгия». Именно под этим именем остров впервые стал известен цивилизованному миру. А ведь известно, что Святой Георгий был покровителем богатырей, воинов и вождей. Недаром первые киевские князья получали при крещении имя-титул Георгий. Многие из них посетили «место царей». Согласно летописям и легендам, на Хортице побывали князья Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Святополк, княгиня Ольга.
Создается такое впечатление, что в трудные минуты хортицкая земля подпитывала предводителей народов и племен некоей энергией, необходимой для великих свершений и громких побед. В свою очередь эту энергетическую силу как особый дар остров получал от солнечного светила…
Илья КУПЧЕНКО, по материалам сети Интернет