В очередном подорожании бензина и дизтоплива виноват "дикий" рынок
Просмотров: 2034
24 березня 2016 10:10
Фото Сергея КРЫЛОВА: Утром 24 марта топливо в Мелитополе продавали по таким ценам
С конца прошлой недели на АЗС Мелитополя и региона выросли цены на бензин и дизельное топливо на 0,50–1,5 грн/л. Подобные, нерадостные для потребителей смены ценников провели собственники всех заправок страны.
На 23 марта стоимость бензина и дизтоплива в Запорожской области была такой:
Стоит ли ожидать дальнейшего подорожания топлива, спрогнозировал заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
С чем связано подорожание бензина на ряде АЗС?
– Подорожание нефтепродуктов на границе и очередной виток девальвации гривны в целом оказали такое влияние на рынок, что даже импортеры вынуждены были поднимать цены. Дело в том, что нынешний разрыв в ценах между топливом, которое предлагают ведущие импортеры и, например, сети, контролируемые группой "Приват", составляет порядка 13%, а после подорожания этот разрыв увеличится до 20%, а может и больше. И результатом этого неизбежно станет сокращение объемов реализации в сетях импортеров. Поскольку сейчас компании работают в основном за счет оборота, а не за счет высокой маржи, то это решение должно быть очень болезненным. Так как все компании сегодня понимают – любое повышение цен приведет к уменьшению объемов реализации и к оттоку потребителей на те станции, которые предлагают менее качественное, иногда даже суррогатное топливо, но подешевле. Так что сейчас мы имеем действительно подорожание нефтепродуктов на границе, мы имеем снижение курса гривны и те проблемы, которые возникли после повышения акцизов и перехода на электронное администрирование акцизного налога на нефтепродукты. Все это вместе взятое способствовало нынешнему изменению ситуации.
Что будет на АЗС нижнего ценового диапазона?
– Эти компании имеют достаточно большой резерв, поскольку мы подозреваем, что они не платят в полном объеме налоги и сборы. Во всяком случае математика как раз говорит о том, что эти компании недоплачивают по меньшей мере порядка трех гривен с литра в бюджет. А это означает, что они имеют на три гривны больше эту подушку безопасности, которая позволяет не реагировать на какие-то изменения конъюнктуры на мировых рынках. Если будет поднят этот ценовой якорь, если компании нижнего ценового диапазона тоже поднимут цены, то тогда можно будет говорить о среднем увеличении на 50 и более копеек. Так как сегодня экономически обоснованный потенциал для роста цен составляет по меньшей мере полторы гривны. Все будет зависеть в дальнейшем от того, как поведет себя доллар.
Что будет, если доллар вновь подорожает?
– Если он будет и дальше дорожать, то 85% ввозимых в Украину нефтепродуктов подорожает тоже. И это означает, что в преддверии большого спроса на топливо со стороны сельскохозяйственных производителей, со стороны транзитеров, транспортных компаний, мы можем столкнуться с большим ростом цен. К сожалению, очень много в СМИ муссируется этот тезис в отношении того, что, вот, мол, нефть подешевела втрое, а бензин подорожал. Но дело в том, что мы покупаем на заправках не нефть, а бензин, который производится за рубежом за евро. Национальный банк не может обеспечить хотя бы относительную стабильность национальной валюты. Если пересчитать цены нынешние в доллар, то мы увидим, что украинские заправки снизили их намного больше, чем их европейские коллеги. Например, за прошлый год снижение в долларовом выражении – это минус 23%, минус 25%, а в Европе это минус 15-17%.
Те, кто продают контрафакт, тоже поднимают цены?
– Пока что они держат цены на том уровне, который был и раньше. Поскольку все они прекрасно понимают – чем ниже цены, тем больше объемы реализации. И так эти цены близки к так называемой границе эластичности, то есть это та величина изменения цены, которая позволяет надеяться на сохранение объемов реализации. Если же этот предел превышается, моментально потребитель идет на заправки, которые предлагают все, что угодно: суррогат, смеси какие-то спиртовые, которые вредят двигателям автомобиля, но лишь бы подешевле. Потому что если, например, потребитель обычный, который использует автомобиль для того, чтобы просто доехать на работу и обратно, или на дачу куда-то съездить, может, допустим, уменьшить объемы потребления топлива, то те, кто использует автомобили как средство для получения прибыли, как средство обеспечения бизнеса, они же не могут отказаться от покупки топлива. Поэтому неизбежно после любого повышения цен на нефтепродукты последует повышение цен практически на все группы товаров и услуг в Украине.
Обычные водители откажутся от машин и пересядут на общественный транспорт?
– Не думаю. Есть несколько тенденций в этом плане. Во-первых, это отказ от так называемого именного топлива и миграция потребителей к более дешевому, в том числе и к смесевому бензину. Это достаточно большое количество переоборудованных на газ автомобилей, то есть растет потребление сжиженного нефтяного газа, пропан-бутана, и это пускай не такая заметная, но все же дизелизация автомобильного парка, поскольку все-таки дизельное топливо стоит несколько дешевле, и объемы потребления топлива с дизельными двигателями, особенно в последнее время, несравнимы с объемом потребления бензина обычными бензиновыми двигателями.
Снижение спроса на топливо может повлиять на цены?
– Да, безусловно. Почему-то распространено мнение, что все трейдеры заинтересованы в том, чтобы как можно дороже продать топливо. Нет, сейчас тенденция немножко другая – все трейдеры заинтересованы в том, чтобы как можно больше продать топлива, при этом они готовы лояльным потребителям снижать цены.
Если мы сейчас видим повышение стоимости топлива в сетях, которые реализуют импорт, то это повышение, можно сказать, не для всех, поскольку потребители, которые покупают топливо по картам лояльности или по каким-то особым условиям, по-прежнему могут рассчитывать на достаточно большие скидки. Честно говоря, это спорно, и, допустим, Антимонопольный комитет неоднократно задавал вопрос, а почему так происходит.
Почему же?
– А потому, что такой у нас рынок, к сожалению, далек от цивилизации, его движение сейчас как раз не в сторону европейскую, даже не азиатскую, а куда-то туда в ближневосточную, то есть с очень низким качеством, с большой вероятностью обмана на АЗС. И дело не в том, что зальют меньше топлива, а в том, что зальют не то топливо. На рынке продолжают создаваться тепличные условия для компаний, которые реализуют суррогаты, которые оптимизируют налоги, не уплачивая их в полном объеме в бюджет.
На 23 марта стоимость бензина и дизтоплива в Запорожской области была такой:
Стоит ли ожидать дальнейшего подорожания топлива, спрогнозировал заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
С чем связано подорожание бензина на ряде АЗС?
– Подорожание нефтепродуктов на границе и очередной виток девальвации гривны в целом оказали такое влияние на рынок, что даже импортеры вынуждены были поднимать цены. Дело в том, что нынешний разрыв в ценах между топливом, которое предлагают ведущие импортеры и, например, сети, контролируемые группой "Приват", составляет порядка 13%, а после подорожания этот разрыв увеличится до 20%, а может и больше. И результатом этого неизбежно станет сокращение объемов реализации в сетях импортеров. Поскольку сейчас компании работают в основном за счет оборота, а не за счет высокой маржи, то это решение должно быть очень болезненным. Так как все компании сегодня понимают – любое повышение цен приведет к уменьшению объемов реализации и к оттоку потребителей на те станции, которые предлагают менее качественное, иногда даже суррогатное топливо, но подешевле. Так что сейчас мы имеем действительно подорожание нефтепродуктов на границе, мы имеем снижение курса гривны и те проблемы, которые возникли после повышения акцизов и перехода на электронное администрирование акцизного налога на нефтепродукты. Все это вместе взятое способствовало нынешнему изменению ситуации.
Что будет на АЗС нижнего ценового диапазона?
– Эти компании имеют достаточно большой резерв, поскольку мы подозреваем, что они не платят в полном объеме налоги и сборы. Во всяком случае математика как раз говорит о том, что эти компании недоплачивают по меньшей мере порядка трех гривен с литра в бюджет. А это означает, что они имеют на три гривны больше эту подушку безопасности, которая позволяет не реагировать на какие-то изменения конъюнктуры на мировых рынках. Если будет поднят этот ценовой якорь, если компании нижнего ценового диапазона тоже поднимут цены, то тогда можно будет говорить о среднем увеличении на 50 и более копеек. Так как сегодня экономически обоснованный потенциал для роста цен составляет по меньшей мере полторы гривны. Все будет зависеть в дальнейшем от того, как поведет себя доллар.
Что будет, если доллар вновь подорожает?
– Если он будет и дальше дорожать, то 85% ввозимых в Украину нефтепродуктов подорожает тоже. И это означает, что в преддверии большого спроса на топливо со стороны сельскохозяйственных производителей, со стороны транзитеров, транспортных компаний, мы можем столкнуться с большим ростом цен. К сожалению, очень много в СМИ муссируется этот тезис в отношении того, что, вот, мол, нефть подешевела втрое, а бензин подорожал. Но дело в том, что мы покупаем на заправках не нефть, а бензин, который производится за рубежом за евро. Национальный банк не может обеспечить хотя бы относительную стабильность национальной валюты. Если пересчитать цены нынешние в доллар, то мы увидим, что украинские заправки снизили их намного больше, чем их европейские коллеги. Например, за прошлый год снижение в долларовом выражении – это минус 23%, минус 25%, а в Европе это минус 15-17%.
Те, кто продают контрафакт, тоже поднимают цены?
– Пока что они держат цены на том уровне, который был и раньше. Поскольку все они прекрасно понимают – чем ниже цены, тем больше объемы реализации. И так эти цены близки к так называемой границе эластичности, то есть это та величина изменения цены, которая позволяет надеяться на сохранение объемов реализации. Если же этот предел превышается, моментально потребитель идет на заправки, которые предлагают все, что угодно: суррогат, смеси какие-то спиртовые, которые вредят двигателям автомобиля, но лишь бы подешевле. Потому что если, например, потребитель обычный, который использует автомобиль для того, чтобы просто доехать на работу и обратно, или на дачу куда-то съездить, может, допустим, уменьшить объемы потребления топлива, то те, кто использует автомобили как средство для получения прибыли, как средство обеспечения бизнеса, они же не могут отказаться от покупки топлива. Поэтому неизбежно после любого повышения цен на нефтепродукты последует повышение цен практически на все группы товаров и услуг в Украине.
Обычные водители откажутся от машин и пересядут на общественный транспорт?
– Не думаю. Есть несколько тенденций в этом плане. Во-первых, это отказ от так называемого именного топлива и миграция потребителей к более дешевому, в том числе и к смесевому бензину. Это достаточно большое количество переоборудованных на газ автомобилей, то есть растет потребление сжиженного нефтяного газа, пропан-бутана, и это пускай не такая заметная, но все же дизелизация автомобильного парка, поскольку все-таки дизельное топливо стоит несколько дешевле, и объемы потребления топлива с дизельными двигателями, особенно в последнее время, несравнимы с объемом потребления бензина обычными бензиновыми двигателями.
Снижение спроса на топливо может повлиять на цены?
– Да, безусловно. Почему-то распространено мнение, что все трейдеры заинтересованы в том, чтобы как можно дороже продать топливо. Нет, сейчас тенденция немножко другая – все трейдеры заинтересованы в том, чтобы как можно больше продать топлива, при этом они готовы лояльным потребителям снижать цены.
Если мы сейчас видим повышение стоимости топлива в сетях, которые реализуют импорт, то это повышение, можно сказать, не для всех, поскольку потребители, которые покупают топливо по картам лояльности или по каким-то особым условиям, по-прежнему могут рассчитывать на достаточно большие скидки. Честно говоря, это спорно, и, допустим, Антимонопольный комитет неоднократно задавал вопрос, а почему так происходит.
Почему же?
– А потому, что такой у нас рынок, к сожалению, далек от цивилизации, его движение сейчас как раз не в сторону европейскую, даже не азиатскую, а куда-то туда в ближневосточную, то есть с очень низким качеством, с большой вероятностью обмана на АЗС. И дело не в том, что зальют меньше топлива, а в том, что зальют не то топливо. На рынке продолжают создаваться тепличные условия для компаний, которые реализуют суррогаты, которые оптимизируют налоги, не уплачивая их в полном объеме в бюджет.