На церкви поставили крест
Просмотров: 2524
23 квітня 2016 13:40
Фото Сергея КРЫЛОВА
Война, кризис и безразличие остановили восстановление уникального храма в селе Дивнинском Приазовского района.
Два золотых купола этого сельского храма ярко блестят на солнце, и видно их еще задолго до того, как перед глазами появляется табличка с надписью «Дівнинське». Купола и окна храма блестят, но когда подходишь ближе, то видишь, что храм закрыт - через окно можно рассмотреть, что в храме висят электрические кабели, да и внутренняя отделка стен не завершена.
- Нет-нет, в церкви у нас службы не ведутся! - взмахивает рукой Галина, уборщица местного магазина, расположенного по соседству с храмом. - Его так бодро восстанавливали, но с тех пор, как началась война, восстановление закончилось. Последний раз тут правили службу, кажется, на Пасху - батюшка из соседней Георгиевки приезжал. Но и он уже махнул рукой на восстановление церкви, теперь ремонтирует комнату в сельсовете, где у нас раньше бухгалтерия колхоза была, там и править службу будет.
Встреченные нами на улице и в магазине жители села подтвердили - храм так и не открылся, потому что спонсоры с началом войны исчезли. А голова местного сельсовета Сергей Сивун рассказал, что, поскольку спонсоры были из Донецка, то с началом боевых действий у них уже были другие мысли.
Албанские корни
Историю храма нам рассказала директор местной школы Галина Шило. Оказывается, основателями села были албанцы, которые более ста лет назад и профинансировали, построили церковь Святой Троицы. Храм действовал до 1937 года, а потом его закрыли коммунисты, они же хотели вообще разобрать его, но это им не удалось, и в храме долгое время было зернохранилище.
Но самым большим знатоком истории, связанной с храмом, оказался священник, отец Александр. Он рассказал, что с этим храмом связано немало загадок, даже время его строительства скрыто в истории. Например, о. Александр уверенно утверждает, что храм был построен в 1875 году: «Мне одна женщина из Запорожья, писавшая диссертацию по храмам Приазовья, говорила, что она в архивах Симферополя нашла много данных по церквям нашего края, но вот по Дивненскому ничего не нашла. Но, на мой взгляд, это говорит лишь о том, что документы по нему были утрачены, поскольку по другим храмам мы если и имеем какие-то недостающие моменты, то по нашему храму просто-напросто не было ничего».
Другим аргументом о. Александра является время прибытия в эти места поселенцев-албанцев. Они прибыли из Албании сначала в Болгарию, потом оттуда перебрались в нынешнюю Одесскую область, где основали городок Каракурт (в советское время переименованный в Жовтневое). Когда там им стало тесно (высокая рождаемость дала себя знать), они прислали своих представителей в Бердянский уезд и попросили выделить им землю в обработку. И вот после этого, осмотревшись и получив разрешения, албанцы в 1862 году и приехали в Приазовье, основав три села - Дивнинское, Гергиевку и Гамовку.
Первые два года жизни были очень тяжелыми, из-за неурожаев переселенцы не могли нормально обустроиться, жили в землянках. Лишь в 1864 году дела пошли на лад, и переселенцы заложили церковь, которую строили 11 лет. Все эти факты священник узнал от своих прихожан. Многие из них уже ушли в мир иной, но их слова он записал. По этим рассказам и выходит, что храм закончили к 1875-му году. Жители Георгиевки и Гамовки некоторое время ходили в эту церковь, но потом им надоело, и в Георгиевке построили свой храм. Несколькими годами позже, уже в 1907 году, построили церковь и в Гамовке. Все эти факты противоречат официальным данным, якобы церковь Святой Троицы открылась в 1907 году.
Но и это оказалось еще не все - одна старушка-прихожанка вспоминала, как ее отца крестили в этом храме в 1905 году, стало быть, не мог он быть построен в 1907-м. А когда отец Александр сам уже ремонтировал церковь, то нашел на крыше три листа оцинковки, на которых были выбиты двуглавые орлы с датой - 1911 год. Один такой лист священник передал в музей. Если учесть, что крышей здание покрывают перед тем, как начать внутренние отделочные работы, то логично предположить, что церковь была построена в 1875 году, а в 1911 году кровлю просто поменяли.
Легенды старого храма
Кстати, в старой крыше было много пулевых отверстий, оставленных уже после окончания войны - их там проделали три вернувшихся с войны солдата, которые якобы принесли с войны и снайперские винтовки. Вот эти три снайпера и «развлекались», стреляя голубей на церковной крыше. Эти стрельбы им, похоже, не прошли даром - все трое умерли страшной смертью.
Рассказал о. Александр и местную легенду, связанную с закрытием храма при коммунистах. Говорят, что когда в 1937 г. из церкви прямо во время службы выгоняли священника, то один безбожник из местных сказал: «Снимай крест и убирайся вон! Двери для тебя открыты настежь!». Батюшка снял с груди крест, отдал его безбожнику, а тот ударил его этим крестом по голове. Священник, уходя, в сердцах сказал этому активисту: «Чтоб рога у тебя на лбу выскочили!». Отец Александр рассказал, что с тех пор у этого активиста начала расти на лбу кость. Он переехал в Душанбе, там ему делали одну операцию за другой, и во время одной из этих операций этот активист-безбожник умер. Якобы, перед смертью он все-таки успел раскаяться в содеянном.
Правдива эта легенда или нет, но храм обладает какой-то сложно поддающейся описанию притягательностью. Думаю, не случайно и самые важные в селе здания тоже стоят вокруг этого собора - сельсовет, школа, клуб культуры, магазин, братская могила погибших советских солдат.
Где найти пять миллионов
Почему сейчас не удается восстановить эту церковь? Отец Александр имеет на то свою точку зрения:
- Приход в селе слишком мал, всего десять человек. И почти все они пенсионеры, самые молодые - пятидесятилетние уже люди, к тому же двое из них имеют инвалидность. Кроме того, отопить такое здание в холодную зиму будет невозможно, придется снова искать спонсора, только теперь уже на обогрев. За те шесть лет, что я восстанавливал церковь, на нее ушел как минимум миллион гривен. А на дальнейшие работы нужно еще миллионов пять, ведь только на оштукатуривание нужно более миллиона. Местный фермер мне очень помогал, но кредиты, работа, долги не дают ему возможности делать это и дальше. Так что восстанавливать дальше храм не имеет смысла. Я накрыл его крышей, вставил окна, мы возвели и колокольню по проекту молодого архитектора из Харькова. Фактически, церковь законсервировали до лучших времен. Думаю, будет воля Божья, и храм легко и быстро восстановится, как восстанавливаются даже сейчас, во время войны, храмы на Харьковщине.
Остается надеяться, что сила, сберегавшая храм больше ста лет, сохранит его и в этот раз.
Два золотых купола этого сельского храма ярко блестят на солнце, и видно их еще задолго до того, как перед глазами появляется табличка с надписью «Дівнинське». Купола и окна храма блестят, но когда подходишь ближе, то видишь, что храм закрыт - через окно можно рассмотреть, что в храме висят электрические кабели, да и внутренняя отделка стен не завершена.
- Нет-нет, в церкви у нас службы не ведутся! - взмахивает рукой Галина, уборщица местного магазина, расположенного по соседству с храмом. - Его так бодро восстанавливали, но с тех пор, как началась война, восстановление закончилось. Последний раз тут правили службу, кажется, на Пасху - батюшка из соседней Георгиевки приезжал. Но и он уже махнул рукой на восстановление церкви, теперь ремонтирует комнату в сельсовете, где у нас раньше бухгалтерия колхоза была, там и править службу будет.
Встреченные нами на улице и в магазине жители села подтвердили - храм так и не открылся, потому что спонсоры с началом войны исчезли. А голова местного сельсовета Сергей Сивун рассказал, что, поскольку спонсоры были из Донецка, то с началом боевых действий у них уже были другие мысли.
Албанские корни
Историю храма нам рассказала директор местной школы Галина Шило. Оказывается, основателями села были албанцы, которые более ста лет назад и профинансировали, построили церковь Святой Троицы. Храм действовал до 1937 года, а потом его закрыли коммунисты, они же хотели вообще разобрать его, но это им не удалось, и в храме долгое время было зернохранилище.
Но самым большим знатоком истории, связанной с храмом, оказался священник, отец Александр. Он рассказал, что с этим храмом связано немало загадок, даже время его строительства скрыто в истории. Например, о. Александр уверенно утверждает, что храм был построен в 1875 году: «Мне одна женщина из Запорожья, писавшая диссертацию по храмам Приазовья, говорила, что она в архивах Симферополя нашла много данных по церквям нашего края, но вот по Дивненскому ничего не нашла. Но, на мой взгляд, это говорит лишь о том, что документы по нему были утрачены, поскольку по другим храмам мы если и имеем какие-то недостающие моменты, то по нашему храму просто-напросто не было ничего».
Другим аргументом о. Александра является время прибытия в эти места поселенцев-албанцев. Они прибыли из Албании сначала в Болгарию, потом оттуда перебрались в нынешнюю Одесскую область, где основали городок Каракурт (в советское время переименованный в Жовтневое). Когда там им стало тесно (высокая рождаемость дала себя знать), они прислали своих представителей в Бердянский уезд и попросили выделить им землю в обработку. И вот после этого, осмотревшись и получив разрешения, албанцы в 1862 году и приехали в Приазовье, основав три села - Дивнинское, Гергиевку и Гамовку.
Первые два года жизни были очень тяжелыми, из-за неурожаев переселенцы не могли нормально обустроиться, жили в землянках. Лишь в 1864 году дела пошли на лад, и переселенцы заложили церковь, которую строили 11 лет. Все эти факты священник узнал от своих прихожан. Многие из них уже ушли в мир иной, но их слова он записал. По этим рассказам и выходит, что храм закончили к 1875-му году. Жители Георгиевки и Гамовки некоторое время ходили в эту церковь, но потом им надоело, и в Георгиевке построили свой храм. Несколькими годами позже, уже в 1907 году, построили церковь и в Гамовке. Все эти факты противоречат официальным данным, якобы церковь Святой Троицы открылась в 1907 году.
Но и это оказалось еще не все - одна старушка-прихожанка вспоминала, как ее отца крестили в этом храме в 1905 году, стало быть, не мог он быть построен в 1907-м. А когда отец Александр сам уже ремонтировал церковь, то нашел на крыше три листа оцинковки, на которых были выбиты двуглавые орлы с датой - 1911 год. Один такой лист священник передал в музей. Если учесть, что крышей здание покрывают перед тем, как начать внутренние отделочные работы, то логично предположить, что церковь была построена в 1875 году, а в 1911 году кровлю просто поменяли.
Легенды старого храма
Кстати, в старой крыше было много пулевых отверстий, оставленных уже после окончания войны - их там проделали три вернувшихся с войны солдата, которые якобы принесли с войны и снайперские винтовки. Вот эти три снайпера и «развлекались», стреляя голубей на церковной крыше. Эти стрельбы им, похоже, не прошли даром - все трое умерли страшной смертью.
Рассказал о. Александр и местную легенду, связанную с закрытием храма при коммунистах. Говорят, что когда в 1937 г. из церкви прямо во время службы выгоняли священника, то один безбожник из местных сказал: «Снимай крест и убирайся вон! Двери для тебя открыты настежь!». Батюшка снял с груди крест, отдал его безбожнику, а тот ударил его этим крестом по голове. Священник, уходя, в сердцах сказал этому активисту: «Чтоб рога у тебя на лбу выскочили!». Отец Александр рассказал, что с тех пор у этого активиста начала расти на лбу кость. Он переехал в Душанбе, там ему делали одну операцию за другой, и во время одной из этих операций этот активист-безбожник умер. Якобы, перед смертью он все-таки успел раскаяться в содеянном.
Правдива эта легенда или нет, но храм обладает какой-то сложно поддающейся описанию притягательностью. Думаю, не случайно и самые важные в селе здания тоже стоят вокруг этого собора - сельсовет, школа, клуб культуры, магазин, братская могила погибших советских солдат.
Где найти пять миллионов
Почему сейчас не удается восстановить эту церковь? Отец Александр имеет на то свою точку зрения:
- Приход в селе слишком мал, всего десять человек. И почти все они пенсионеры, самые молодые - пятидесятилетние уже люди, к тому же двое из них имеют инвалидность. Кроме того, отопить такое здание в холодную зиму будет невозможно, придется снова искать спонсора, только теперь уже на обогрев. За те шесть лет, что я восстанавливал церковь, на нее ушел как минимум миллион гривен. А на дальнейшие работы нужно еще миллионов пять, ведь только на оштукатуривание нужно более миллиона. Местный фермер мне очень помогал, но кредиты, работа, долги не дают ему возможности делать это и дальше. Так что восстанавливать дальше храм не имеет смысла. Я накрыл его крышей, вставил окна, мы возвели и колокольню по проекту молодого архитектора из Харькова. Фактически, церковь законсервировали до лучших времен. Думаю, будет воля Божья, и храм легко и быстро восстановится, как восстанавливаются даже сейчас, во время войны, храмы на Харьковщине.
Остается надеяться, что сила, сберегавшая храм больше ста лет, сохранит его и в этот раз.