«Пойте Богу Нашему, пойте!»
Просмотров: 2218
1 травня 2016 09:30
Фото из архива собора Александра Невского
…Это было в 80-х годах прошлого века. В городе возрождалась церковная жизнь. Единственным открытым храмом был собор Александра Невского. Именно там появился коллектив, который позже получил замечательное название - «Преображение». Этот хор изменил жизнь людей: тех, что пели, и тех, что слушали. Потому что люди эти - особенные, и музыка эта - особенная.
Обретенное богатство
- В 1989 году я пришел в хор, - вспоминает Николай Федоров, тогда певчий, а ныне протодиакон собора. - Для нас, музыкантов, духовная музыка стала открытием. Ведь что мы пели до этого? «Партия - наш рулевой». А тут столкнулись с богатством - громадным пластом музыки серьезной, затрагивающей самые тонкие струны души. Первым регентом хора была Марина Четвертак, через несколько лет ее сменила Оксана Братцева. Оксана Алексеевна по крупицам собирала ноты, переписывала от руки - тогда же никто не слышал об интернете и ксероксе. Я пел с замечательными людьми: Игорем Крошкой, Светланой Дидух, Галиной Лобан, Ларисой Мариновой, Натальей Шестак. С теплотой вспоминаю уникального Павла Резуненко, ныне покойного. Этот человек не владел нотной грамотой, он работал на заводе. Но при этом обладал редчайшим голосом - басом-профундо (очень низкий голос). Когда Павел Фомич пел молитвы к Божьей Матери, у него слезы начинали течь из глаз, а вслед за ним плакали и мы.
В 2011 г. О. Братцева уехала из Мелитополя, место регента заняла ее ученица - Юлия Шейко. Она пришла в хор 19-летней студенткой первого курса. За девять лет пения на клиросе накопился солидный багаж знаний и навыков. Но когда ей пришлось стать во главе коллектива, все пришлось переосмыслить заново. Ночами Юлия слушала записи чужих хоров и штудировала статьи, чтобы понять: какой должна быть церковная музыка?
Слово - ядро, музыка - оболочка
- Сегодня век высоких технологий, музыка становится цифровой, искусство превращаются в шоу, - объясняет Ю. Шейко. - При этом, к сожалению, многое обедняется. А в церкви, как и прежде, звучит музыка, которая помогает пережить душе яркие впечатления и ведет за собой. Оксана Братцева задала нашему хору высокую планку, все эти годы коллектив стремится ее удержать. Оксана Алексеевна говорила: «Пойте Богу разумно». Православный хор не имеет права звучать крикливо; страсти, волнения - это все в светской музыке. А в церковной главное - слово, для которого музыка лишь оболочка. Слово должно пропеваться с пониманием и молитвой. Чтобы овладеть церковным пением, недостаточно консерваторского образования. Нужны терпение, трудолюбие, смирение.
Некоторые обороты церковной речи непонятны. Их смысл Бог открывает постепенно. Попробуйте произнести (не то, что спеть) «колесницегонителя» или «всепразднственная ночь». А певчим нужно и смысл молитвы понять, и при этом исполнить ее так на таком же уровне, как музыку в концертном зале.
Многие не знают, что пение - это мышечная нагрузка, после которой чувствуешь усталость, как после занятий спортом. Певчий держит в памяти огромный объем мелодий и текстов, мозг его работает напряженно: нужно чутко слышать себя и других, четко находить свое место в строю голосов. Добавьте к этому, что служба - это три часа стояния, когда присесть невозможно, ведь поешь!
А помимо пения в храме у этих людей есть основная работа. Как же непросто совмещать эти вещи! Для женщин-певчих нужно еще выкроить время на стирку-готовку-уборку, воспитание детей. Воскресенье - единственный выходной, а ты половину его проводишь в церкви. Но пение помогает понять, кто ты в этом мире, для чего живешь, дает возможность почувствовать Бога. Вот почему пение в церкви - это в первую очередь радость.
Большая семья
Сегодня хор «Преображение» - это 10-15 человек (состав меняется в зависимости от важности службы). Среди них - те, кто в коллективе десятки лет: Александр Демьяненко, Наталья Милюкова, Наталья Колос, Лариса Мержева, Александр и Виктория Антоненко. В том, что хор «Преображение» неповторимо звучит, их заслуга, ведь большинство - сами руководители других городских хоров.
Украшают клирос басы - замечательный музыкант Алексей Сопин и самородок Дмитрий Осипов, не получивший специального образования, но имеющий непреодолимое желание петь. В последние годы появилась молодежь с сильными и яркими голосами: Наталья Чабанова, Яна Троценко, Яна Момот, Владислав Колос.
Хористы вместе не только в церкви, но и на отдыхе: выезжают в лесничество, в Аскания-Нова. Особый день в году - праздник Преображения Господнего, ведь этот праздник дал название хору. В том, что коллектив живет как большая семья, заслуга его наставника - протоиерея Александр Виниченко, ключаря собора Александра Невского. Отец Александр - музыкальный человек, сам любит петь. Благодаря ему третий год при соборе существует мужской ансамбль «Невский», которым руководит А. Демьяненко. Мечта о. Александра - детский хор, который будет участвовать в службах.
Все эти годы хор «Преображение» - участник общегородских молебнов, крестных ходов, многих городских мероприятий. Он - лауреат областных, всеукраинских, международных конкурсов.
Особенно запомнилась участникам коллектива поездка в 2008 году в польский город Хайнувка. Там, на Международном фестивале церковной музыки провинциальный коллектив занял первое место, обойдя столичные хоры. Из последних воспоминаний - победы на «Пентикостии» в Киево-Печерской Лавре и Днепропетровском фестивале рождественских песнопений.
И это при том, что у хора - малый состав. Разве может он сравниться с коллективами, насчитывающими 30-50 человек, которые выступают на фестивалях? Оказывается, может. В большом хоре исполнитель может спрятаться за другого, где-то спеть халтурно, пропустить службу-другую. А здесь прятаться не за кого, каждый - солист, каждый исполняет свою партию с максимальным усердием. Потому что понимает: он служит Богу и людям.
Обретенное богатство
- В 1989 году я пришел в хор, - вспоминает Николай Федоров, тогда певчий, а ныне протодиакон собора. - Для нас, музыкантов, духовная музыка стала открытием. Ведь что мы пели до этого? «Партия - наш рулевой». А тут столкнулись с богатством - громадным пластом музыки серьезной, затрагивающей самые тонкие струны души. Первым регентом хора была Марина Четвертак, через несколько лет ее сменила Оксана Братцева. Оксана Алексеевна по крупицам собирала ноты, переписывала от руки - тогда же никто не слышал об интернете и ксероксе. Я пел с замечательными людьми: Игорем Крошкой, Светланой Дидух, Галиной Лобан, Ларисой Мариновой, Натальей Шестак. С теплотой вспоминаю уникального Павла Резуненко, ныне покойного. Этот человек не владел нотной грамотой, он работал на заводе. Но при этом обладал редчайшим голосом - басом-профундо (очень низкий голос). Когда Павел Фомич пел молитвы к Божьей Матери, у него слезы начинали течь из глаз, а вслед за ним плакали и мы.
В 2011 г. О. Братцева уехала из Мелитополя, место регента заняла ее ученица - Юлия Шейко. Она пришла в хор 19-летней студенткой первого курса. За девять лет пения на клиросе накопился солидный багаж знаний и навыков. Но когда ей пришлось стать во главе коллектива, все пришлось переосмыслить заново. Ночами Юлия слушала записи чужих хоров и штудировала статьи, чтобы понять: какой должна быть церковная музыка?
Слово - ядро, музыка - оболочка
- Сегодня век высоких технологий, музыка становится цифровой, искусство превращаются в шоу, - объясняет Ю. Шейко. - При этом, к сожалению, многое обедняется. А в церкви, как и прежде, звучит музыка, которая помогает пережить душе яркие впечатления и ведет за собой. Оксана Братцева задала нашему хору высокую планку, все эти годы коллектив стремится ее удержать. Оксана Алексеевна говорила: «Пойте Богу разумно». Православный хор не имеет права звучать крикливо; страсти, волнения - это все в светской музыке. А в церковной главное - слово, для которого музыка лишь оболочка. Слово должно пропеваться с пониманием и молитвой. Чтобы овладеть церковным пением, недостаточно консерваторского образования. Нужны терпение, трудолюбие, смирение.
Некоторые обороты церковной речи непонятны. Их смысл Бог открывает постепенно. Попробуйте произнести (не то, что спеть) «колесницегонителя» или «всепразднственная ночь». А певчим нужно и смысл молитвы понять, и при этом исполнить ее так на таком же уровне, как музыку в концертном зале.
Многие не знают, что пение - это мышечная нагрузка, после которой чувствуешь усталость, как после занятий спортом. Певчий держит в памяти огромный объем мелодий и текстов, мозг его работает напряженно: нужно чутко слышать себя и других, четко находить свое место в строю голосов. Добавьте к этому, что служба - это три часа стояния, когда присесть невозможно, ведь поешь!
А помимо пения в храме у этих людей есть основная работа. Как же непросто совмещать эти вещи! Для женщин-певчих нужно еще выкроить время на стирку-готовку-уборку, воспитание детей. Воскресенье - единственный выходной, а ты половину его проводишь в церкви. Но пение помогает понять, кто ты в этом мире, для чего живешь, дает возможность почувствовать Бога. Вот почему пение в церкви - это в первую очередь радость.
Большая семья
Сегодня хор «Преображение» - это 10-15 человек (состав меняется в зависимости от важности службы). Среди них - те, кто в коллективе десятки лет: Александр Демьяненко, Наталья Милюкова, Наталья Колос, Лариса Мержева, Александр и Виктория Антоненко. В том, что хор «Преображение» неповторимо звучит, их заслуга, ведь большинство - сами руководители других городских хоров.
Украшают клирос басы - замечательный музыкант Алексей Сопин и самородок Дмитрий Осипов, не получивший специального образования, но имеющий непреодолимое желание петь. В последние годы появилась молодежь с сильными и яркими голосами: Наталья Чабанова, Яна Троценко, Яна Момот, Владислав Колос.
Хористы вместе не только в церкви, но и на отдыхе: выезжают в лесничество, в Аскания-Нова. Особый день в году - праздник Преображения Господнего, ведь этот праздник дал название хору. В том, что коллектив живет как большая семья, заслуга его наставника - протоиерея Александр Виниченко, ключаря собора Александра Невского. Отец Александр - музыкальный человек, сам любит петь. Благодаря ему третий год при соборе существует мужской ансамбль «Невский», которым руководит А. Демьяненко. Мечта о. Александра - детский хор, который будет участвовать в службах.
Все эти годы хор «Преображение» - участник общегородских молебнов, крестных ходов, многих городских мероприятий. Он - лауреат областных, всеукраинских, международных конкурсов.
Особенно запомнилась участникам коллектива поездка в 2008 году в польский город Хайнувка. Там, на Международном фестивале церковной музыки провинциальный коллектив занял первое место, обойдя столичные хоры. Из последних воспоминаний - победы на «Пентикостии» в Киево-Печерской Лавре и Днепропетровском фестивале рождественских песнопений.
И это при том, что у хора - малый состав. Разве может он сравниться с коллективами, насчитывающими 30-50 человек, которые выступают на фестивалях? Оказывается, может. В большом хоре исполнитель может спрятаться за другого, где-то спеть халтурно, пропустить службу-другую. А здесь прятаться не за кого, каждый - солист, каждый исполняет свою партию с максимальным усердием. Потому что понимает: он служит Богу и людям.