Земляки: Призвание - машиностроитель
Просмотров: 3094
12 серпня 2016 06:00
Евгений Золотов - директор завода "Бытмаш" и заслуженный машиностроитель Украины
12 августа исполняется 80 лет нашему земляку, заслуженному машиностроителю Украины, директору завода «Бытмаш» Евгению Золотову.
Дорога в люди
Родился Е. Золотов в Брянске. В годы Второй мировой войны погибли его родители, и для мальчика началась горькая сиротская, детдомовская жизнь. В его биографии есть строчка: с 1948 по 1952 гг. - обучение в ремесленном училище, специальность «фрезеровщик». На мой вопрос: «Почему вы выбрали именно эту профессию?» Евгений Николаевич грустно ответил: «А кто же нас спрашивал. Нас детдом направлял по ремесленным училищам. Мне тогда 12 лет исполнилось, нас просто распределили по профессиям». Что было ремесленное училище для подростка без поддержки семьи? Общежитие, полное довольствие, 7-классное образование и получение рабочей профессии.
- В 1952 году с ремесленного училища нас всю группу фрезеровщиков направили в город Орел на военный завод, выпускавший радиолокаторы. Там я проработал два года, - вспоминает Евгений Николаевич. - А в Мелитополе у меня жила родня: три тетушки и двоюродный брат Филадельф Васильевич Соколов. Он в то время руководил заводом МРЗ - сегодняшний «Автогидроагрегат». Они и перетянули меня в Мелитополь.
В 1955 г. Евгений впервые попал на «Бытмаш» - пришел работать фрезеровщиком. После службы в армии вернулся на завод, поступил в Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря.
- Я 13 лет совмещал работу и учебу. Друзья после смены к девчонкам идут на свидание, а я в школу на учебу. Когда сегодня рассказываю об этом внукам, они не верят, недоумевают: «А зачем? Кто заставлял?» Никто. Хотел выйти в люди, - улыбается Е. Золотов. - В Киеве был техникум трудовых резервов, где содержали своих учащихся на полном обеспечении: кормили, одевали, учили. Я очень хотел туда поступить. Для этого, несмотря на мое семиклассное образование, снова в Мелитополе пошел учиться в седьмой класс вечерней школы. И учился, учился, вплоть до окончания института!
Фрезеровщик, мастер, начальник цеха, замдиректора «Бытмаша» по производству – упорной, трудной была дорога в люди для мальчишки-сироты.
Школа для директора
Е. Золотов был в резерве на должность директора завода «Бытмаш». А в советские годы, как вспоминает Евгений Николаевич, с резервом работали серьезно. Будущего руководителя по программе министерства машиностроения направили в Харьковский инженерно- экономический институт на факультет по подготовке руководителей высшего звена. В СССР было всего три таких факультета: в Харькове, Москве и Ленинграде.
Интересно, что появились они, благодаря американскому экономисту, украинцу, эмигранту, члену знаменитой семьи промышленников Терещенко и Никите Хрущеву. Дело в том, что побывав с визитом в США, Никита Сергеевич выдвинул лозунг: «Догоним и перегоним Америку!» За «рецептом процветания» он обратился к экономисту Терещенко, который предложил на руководящие посты в промышленности назначать не просто людей с высшим образованием, а специально отобранных и подготовленных. Контролировали использование выпускников этих факультетов в самом ЦК КПСС.
С дипломом инженера-организатора промышленного производства Е. Золотов был назначен директором Ленинабадского завода «Торгмаш» (Таджикистан).
В январе 1972 г. молодой руководитель приступил к своим обязанностям, оставив в Мелитополе беременную вторым ребенком жену и маленькую дочь. В июне родился сынишка, а уже в августе супруга с детьми приехала в Ленинабад, где вовсю шло новое строительство в рамках проекта реконструкции завода. Этот проект был разработан еще за несколько лет до него, но ничего не делалось из-за того, что по территории будущих заводских корпусов шли оросительные каналы для хлопковых полей - стратегического сырья Таджикистана. Молодой, энергичный выпускник ХИЭИ серьезно взялся за дело и сдвинул его с мертвой точки.
- Когда переносили водовод, на одной из улиц экскаваторщик остановился – впереди на пути встретились три шелковицы, - вспоминает Евгений Николаевич. - А по законам Таджикской республики самовольное уничтожение шелковицы - до трех лет тюрьмы. Потому что в Ленинабаде тогда был самый большой в Союзе шелкопрядильный комбинат, и шелкопрядов разводили не только на госпроизводстве, но и в каждом доме. «Пока не дадите разрешение исполкома на снос деревьев – не буду копать!» - уперся экскаваторщик. Пошел я по кабинетам начальников - нигде не пробить, никто на себя не хочет брать ответственность. Дошел до первого секретаря горкома партии: «Серго Шарматович! Вот такая проблема. Уже три дня стоит экскаватор. Помогите!» - «Завтра в пять часов жди меня у шелковиц».
На следующий день ровно в 17.00 на место подъезжают председатель горисполкома, зампредседателя облисполкома, председатель комиссии по охране природы и другие начальники, связанные с решением моего вопроса. Первый секретарь горкома вышел из машины, попросил найти по дворам и принести топор и начал рубить шелковицу. Потом передал топор одному начальнику, другому, третьему, четвертому. «Все, хватит, остальное Золотов сам дорубит!»
На заводе все наладилось, а вот дома… Здоровье маленького сына ухудшалось на глазах, малыш задыхался. Врачи объяснили - климат не подходит. Чтобы не потерять сына, пришлось Золотовым в 1975 г. возвращаться в Мелитополь. Здесь Евгений Николаевич был назначен главным инженером завода «Бытмаш», а с 1976 г. - генеральным директором производственного объединения «Старт», куда входили мелитопольский «Бытмаш» и мариупольский «Электробытприбор».
Время свершений
В должности гендиректора ПО «Старт» Е. Золотов проработал 25 лет до выхода на заслуженный отдых. Из небольшого предприятия завод стал самым крупным в Украине по производству бытовых стиральных машин. Было освоено производство оборонной продукции - укупорки для снарядов ВМФ трех калибров, да в таком объеме, который обеспечивал потребности всех стран Варшавского договора.
Завод подвергся коренной реконструкции, практически был перестроен заново и оснащен на высоком техническом уровне. Создана внушительная социальная сфера: четыре базы отдыха на берегу Азовского моря, торговый центр с объемом 2 млн. руб. в месяц (в годы, когда существовал бартер, и зарплату выдавали товарами), подсобное хозяйство в Обильном по откорму 5000 свиней в год с соответствующей кормовой базой. Это позволяло в трудные времена обеспечивать каждому заводчанину по 3 кг свинины ежемесячно по копеечным ценам и снабжать мясопродуктами свой детский сад. Начато строительство микрорайона на ул. Шмидта и, если бы планам суждено было сбыться, все стоявшие в очереди на жилье заводчане получили бы квартиры в новостройках. Успели построить только семейное общежитие и жилой дом. Вместе с заводом «Рефма» «Старт» шефствовал над строительством кардиологического корпуса горбольницы №2. Были проведены реконструкция и ремонт травматологического отделения и онкологии, за что в последней ПО были выделены две постоянные палаты для лечения непрофильных больных-заводчан. «Старт» вложил свою долю в реконструкцию энергоснабжения Мелитополя и газификацию нижней части города.
Всего в 1991-1999 гг. в развитие инфраструктуры Мелитополя заводом было инвестировано около 6 миллионов. По решению исполкома «Старт» вел активную работу по проектированию и дальнейшему строительству завода по переработке твердых отходов на городской свалке.
Это только некоторые сухие факты. А знаете ли вы, сколько времени, сил, энергии, знаний, опыта, а порой и дипломатической сноровки, связей, хитрости руководителя предприятия и его дружной команды стоят за ними? Вот один только эпизод:
- Так совпало, что когда мы активно росли и начали реконструироваться, было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина о запрете вновь начинаемых строек в связи с огромным количеством незавершенного строительства в стране. В нашем случае вопрос осложнялся еще и тем, что по проекту строительство начиналось с административного здания, а это было под особым запретом. Что я только не делал, к кому только за помощью не обращался! Дошел до председателя Совета министров СССР Николая Тихонова, он и помог решить вопрос. Помог мне организовать встречу с ним курировавший наше министерство в ЦК КПСС Валентин Огарок, с которым мы дружили во времен комсомольской работы: я был комсомольским секретарем «Бытмаша», а он - «Автогидроагрегата». К тому же, жили в одном доме. У него уже был телевизор, мы семьей ходили к ним в гости на просмотр телепрограмм.
А сегодня не дай Бог смотреть на выбитые стекла, разрушенные стены корпусов, на все, что доведено до такого убожества. Сердце кровью обливается, я лишний раз проходить мимо не могу. Не стало хозяина, порезали и сдали на металлолом уникальное дорогостоящее импортное оборудование, разбазарили предприятие и всю соцсферу.
Семья - это сила
Кроме директорских обязанностей Е. Золотов выполнял еще и большую общественную работу: избирался депутатом городского и областного советов десяти созывов; в 1996 г. был назначен начальником штаба по предотвращению угрозы подтопления города с передачей ему в оперативное подчинение полка ГО, горДЭУ и некоторых коммунальных служб; с 1995 по 1998 гг. избирался зампредседателя Совета директоров Мелитополя. Как на все сил хватало?
- Роль моей жены в том, что я все это выдерживал и успевал, огромна. Она у меня - молодец! Мы с Аллой Егоровной в мае этого года отметили 60-летний юбилей совместной жизни. Я - сирота, как никто другой познал чувство одиночества. Поэтому всегда очень ценил семью и те теплые отношения, которые есть у нас с супругой и детьми». К слову, дочь Татьяна стала преподавателем университета, сын Николай - сотрудник Приазовского национального парка. Они подарили деду замечательных внуков.
А еще Евгений Николаевич признался, что силы и душевное равновесие он восполнял на природе, ведь он - страстный охотник с громадным охотничьим стажем и весомыми охотничьими удачами. С 1996 г. он является почетным членом Украинского общества охотников и рыболовов.
Фото из семейного архива Золотовых.
Дорога в люди
Родился Е. Золотов в Брянске. В годы Второй мировой войны погибли его родители, и для мальчика началась горькая сиротская, детдомовская жизнь. В его биографии есть строчка: с 1948 по 1952 гг. - обучение в ремесленном училище, специальность «фрезеровщик». На мой вопрос: «Почему вы выбрали именно эту профессию?» Евгений Николаевич грустно ответил: «А кто же нас спрашивал. Нас детдом направлял по ремесленным училищам. Мне тогда 12 лет исполнилось, нас просто распределили по профессиям». Что было ремесленное училище для подростка без поддержки семьи? Общежитие, полное довольствие, 7-классное образование и получение рабочей профессии.
- В 1952 году с ремесленного училища нас всю группу фрезеровщиков направили в город Орел на военный завод, выпускавший радиолокаторы. Там я проработал два года, - вспоминает Евгений Николаевич. - А в Мелитополе у меня жила родня: три тетушки и двоюродный брат Филадельф Васильевич Соколов. Он в то время руководил заводом МРЗ - сегодняшний «Автогидроагрегат». Они и перетянули меня в Мелитополь.
В 1955 г. Евгений впервые попал на «Бытмаш» - пришел работать фрезеровщиком. После службы в армии вернулся на завод, поступил в Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря.
- Я 13 лет совмещал работу и учебу. Друзья после смены к девчонкам идут на свидание, а я в школу на учебу. Когда сегодня рассказываю об этом внукам, они не верят, недоумевают: «А зачем? Кто заставлял?» Никто. Хотел выйти в люди, - улыбается Е. Золотов. - В Киеве был техникум трудовых резервов, где содержали своих учащихся на полном обеспечении: кормили, одевали, учили. Я очень хотел туда поступить. Для этого, несмотря на мое семиклассное образование, снова в Мелитополе пошел учиться в седьмой класс вечерней школы. И учился, учился, вплоть до окончания института!
Фрезеровщик, мастер, начальник цеха, замдиректора «Бытмаша» по производству – упорной, трудной была дорога в люди для мальчишки-сироты.
Школа для директора
Е. Золотов был в резерве на должность директора завода «Бытмаш». А в советские годы, как вспоминает Евгений Николаевич, с резервом работали серьезно. Будущего руководителя по программе министерства машиностроения направили в Харьковский инженерно- экономический институт на факультет по подготовке руководителей высшего звена. В СССР было всего три таких факультета: в Харькове, Москве и Ленинграде.
Интересно, что появились они, благодаря американскому экономисту, украинцу, эмигранту, члену знаменитой семьи промышленников Терещенко и Никите Хрущеву. Дело в том, что побывав с визитом в США, Никита Сергеевич выдвинул лозунг: «Догоним и перегоним Америку!» За «рецептом процветания» он обратился к экономисту Терещенко, который предложил на руководящие посты в промышленности назначать не просто людей с высшим образованием, а специально отобранных и подготовленных. Контролировали использование выпускников этих факультетов в самом ЦК КПСС.
С дипломом инженера-организатора промышленного производства Е. Золотов был назначен директором Ленинабадского завода «Торгмаш» (Таджикистан).
В январе 1972 г. молодой руководитель приступил к своим обязанностям, оставив в Мелитополе беременную вторым ребенком жену и маленькую дочь. В июне родился сынишка, а уже в августе супруга с детьми приехала в Ленинабад, где вовсю шло новое строительство в рамках проекта реконструкции завода. Этот проект был разработан еще за несколько лет до него, но ничего не делалось из-за того, что по территории будущих заводских корпусов шли оросительные каналы для хлопковых полей - стратегического сырья Таджикистана. Молодой, энергичный выпускник ХИЭИ серьезно взялся за дело и сдвинул его с мертвой точки.
- Когда переносили водовод, на одной из улиц экскаваторщик остановился – впереди на пути встретились три шелковицы, - вспоминает Евгений Николаевич. - А по законам Таджикской республики самовольное уничтожение шелковицы - до трех лет тюрьмы. Потому что в Ленинабаде тогда был самый большой в Союзе шелкопрядильный комбинат, и шелкопрядов разводили не только на госпроизводстве, но и в каждом доме. «Пока не дадите разрешение исполкома на снос деревьев – не буду копать!» - уперся экскаваторщик. Пошел я по кабинетам начальников - нигде не пробить, никто на себя не хочет брать ответственность. Дошел до первого секретаря горкома партии: «Серго Шарматович! Вот такая проблема. Уже три дня стоит экскаватор. Помогите!» - «Завтра в пять часов жди меня у шелковиц».
На следующий день ровно в 17.00 на место подъезжают председатель горисполкома, зампредседателя облисполкома, председатель комиссии по охране природы и другие начальники, связанные с решением моего вопроса. Первый секретарь горкома вышел из машины, попросил найти по дворам и принести топор и начал рубить шелковицу. Потом передал топор одному начальнику, другому, третьему, четвертому. «Все, хватит, остальное Золотов сам дорубит!»
На заводе все наладилось, а вот дома… Здоровье маленького сына ухудшалось на глазах, малыш задыхался. Врачи объяснили - климат не подходит. Чтобы не потерять сына, пришлось Золотовым в 1975 г. возвращаться в Мелитополь. Здесь Евгений Николаевич был назначен главным инженером завода «Бытмаш», а с 1976 г. - генеральным директором производственного объединения «Старт», куда входили мелитопольский «Бытмаш» и мариупольский «Электробытприбор».
Время свершений
В должности гендиректора ПО «Старт» Е. Золотов проработал 25 лет до выхода на заслуженный отдых. Из небольшого предприятия завод стал самым крупным в Украине по производству бытовых стиральных машин. Было освоено производство оборонной продукции - укупорки для снарядов ВМФ трех калибров, да в таком объеме, который обеспечивал потребности всех стран Варшавского договора.
Завод подвергся коренной реконструкции, практически был перестроен заново и оснащен на высоком техническом уровне. Создана внушительная социальная сфера: четыре базы отдыха на берегу Азовского моря, торговый центр с объемом 2 млн. руб. в месяц (в годы, когда существовал бартер, и зарплату выдавали товарами), подсобное хозяйство в Обильном по откорму 5000 свиней в год с соответствующей кормовой базой. Это позволяло в трудные времена обеспечивать каждому заводчанину по 3 кг свинины ежемесячно по копеечным ценам и снабжать мясопродуктами свой детский сад. Начато строительство микрорайона на ул. Шмидта и, если бы планам суждено было сбыться, все стоявшие в очереди на жилье заводчане получили бы квартиры в новостройках. Успели построить только семейное общежитие и жилой дом. Вместе с заводом «Рефма» «Старт» шефствовал над строительством кардиологического корпуса горбольницы №2. Были проведены реконструкция и ремонт травматологического отделения и онкологии, за что в последней ПО были выделены две постоянные палаты для лечения непрофильных больных-заводчан. «Старт» вложил свою долю в реконструкцию энергоснабжения Мелитополя и газификацию нижней части города.
Всего в 1991-1999 гг. в развитие инфраструктуры Мелитополя заводом было инвестировано около 6 миллионов. По решению исполкома «Старт» вел активную работу по проектированию и дальнейшему строительству завода по переработке твердых отходов на городской свалке.
Это только некоторые сухие факты. А знаете ли вы, сколько времени, сил, энергии, знаний, опыта, а порой и дипломатической сноровки, связей, хитрости руководителя предприятия и его дружной команды стоят за ними? Вот один только эпизод:
- Так совпало, что когда мы активно росли и начали реконструироваться, было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина о запрете вновь начинаемых строек в связи с огромным количеством незавершенного строительства в стране. В нашем случае вопрос осложнялся еще и тем, что по проекту строительство начиналось с административного здания, а это было под особым запретом. Что я только не делал, к кому только за помощью не обращался! Дошел до председателя Совета министров СССР Николая Тихонова, он и помог решить вопрос. Помог мне организовать встречу с ним курировавший наше министерство в ЦК КПСС Валентин Огарок, с которым мы дружили во времен комсомольской работы: я был комсомольским секретарем «Бытмаша», а он - «Автогидроагрегата». К тому же, жили в одном доме. У него уже был телевизор, мы семьей ходили к ним в гости на просмотр телепрограмм.
А сегодня не дай Бог смотреть на выбитые стекла, разрушенные стены корпусов, на все, что доведено до такого убожества. Сердце кровью обливается, я лишний раз проходить мимо не могу. Не стало хозяина, порезали и сдали на металлолом уникальное дорогостоящее импортное оборудование, разбазарили предприятие и всю соцсферу.
Семья - это сила
Кроме директорских обязанностей Е. Золотов выполнял еще и большую общественную работу: избирался депутатом городского и областного советов десяти созывов; в 1996 г. был назначен начальником штаба по предотвращению угрозы подтопления города с передачей ему в оперативное подчинение полка ГО, горДЭУ и некоторых коммунальных служб; с 1995 по 1998 гг. избирался зампредседателя Совета директоров Мелитополя. Как на все сил хватало?
- Роль моей жены в том, что я все это выдерживал и успевал, огромна. Она у меня - молодец! Мы с Аллой Егоровной в мае этого года отметили 60-летний юбилей совместной жизни. Я - сирота, как никто другой познал чувство одиночества. Поэтому всегда очень ценил семью и те теплые отношения, которые есть у нас с супругой и детьми». К слову, дочь Татьяна стала преподавателем университета, сын Николай - сотрудник Приазовского национального парка. Они подарили деду замечательных внуков.
А еще Евгений Николаевич признался, что силы и душевное равновесие он восполнял на природе, ведь он - страстный охотник с громадным охотничьим стажем и весомыми охотничьими удачами. С 1996 г. он является почетным членом Украинского общества охотников и рыболовов.
Фото из семейного архива Золотовых.