Судьбы людские

Просмотров: 1959
3 вересня 2016 09:07
Фото автора: На пороге родного дома
Мелитопольцы Владимир Павлович и Евгения Кузьминична Ткаченко - люди, каких поискать! Познакомились в войну, и вот идут рука об руку вместе уже восьмой десяток лет.

     На волнах памяти


   Недавно глава семьи Владимир отметил юбилей - 95 лет. Поздравить его с днем рождения пришли друзья - члены совета ветеранов мелитопольского мясокомбината. Принесли цветы, подарки, накрыли богатый стол, и вместе вспомнили о многом, что было в жизни. Для Владимира Павловича и Евгении Кузьминичны - людей хлебосольных и гостеприимных - такой подарок особенно дорог. Ведь вот уже несколько лет не могут супруги собирать гостей за большим семейным столом. Евгения Кузьминична ослепла, Владимир Павлович еле ходит с двумя палками по дому. Троих детей уже нет на свете, а младший сын и внуки далеко…

Родом и Владимир, и Евгения из села Примпосад Приазовского района. Владимира призвали на войну в 1939-м, служил в Белоруссии. Там его и застала Вторая мировая война. Первую ее половину шагал он в пехоте, ночевал в окопах, голодал, мерз и бежал на врага с криком «Ура! За Родину!». Довелось 22-летнему Владимиру освобождать Мелитополь от фашистов в составе 118 дивизии, до сих пор он помнит детали тех боев.

В те далекие дни не раз шли молодые ребята на верную гибель. Сколько боевых товарищей не вернулись с войны! Был ранен и Владимир, лечился в госпитале, а потом приехал на побывку в родное село Примпосад. Здесь и познакомился с молоденькой 16-летней Женей. Ее ясные глаза запали в душу парня, они поженились.

А через пять месяцев отправился Владимир дальше оборонять Родину. Отучился в танковом училище, а дальше мерил километры родной страны гусеницами Т-34. Попал в Прибалтику, оттуда - на Дальний Восток. Для многих солдат война окончилась, они вернулись в родные семьи, а Владимир воевал в Японии до 1946-го года, и только затем демобилизовался.

Вернулся в наши края, тут уже подрастала маленькая дочка Галя, потом родились еще трое детей. В Мелитополе Владимир Павлович работал в котельной мясокомбината, а Евгения Кузьминична - на разных работах, и при этом поднимала детей. До сих пор без слез не могут вспоминать супруги о том, что дочки ушли из жизни еще молодыми. Старший сын Виктор жил родителями, поддерживая их. Четыре года назад он погиб в аварии. Рассказывая об этом, старенькие родители просто плачут, и не хочется спрашивать их дальше…

   Родные стены помогают

   Не забывают их внуки. На днях приехала из Николаева внучка со своим парнем, взяли стариков и повезли их на море, в Примпосад. Купаться дедушка с бабушкой уже не стали. Тогда им поставили кресла возле самой кромки воды, долго сидели старые люди рядышком, ласковое Азовское море омывало и гладило их натруженные ноги. Было им от этого спокойно и хорошо. И не только им. Глядя на стариков, парень внучки (хоть и мужчина) заплакал и сказал: «Нельзя бросать дедушку с бабушкой! Обязательно будем помогать им!»

Эти кресла подарили им сыновья. Они и сейчас частенько сидят в них у порога родного дома. Побеседовав, идем в комнату. Очень медленно идет дедушка с помощью двух палочек, аккуратно ставит тапочки у входа… Несмотря на 95 лет, Владимир Павлович видит и слышит. Евгения Кузьминична, даже после потери зрения, умудряется убирать и готовить кушать, ухаживать за мужем. Дома и стены родные помогают, она знает в них каждый поворот и каждую трещинку…

- Люди часто удивляются: как вы столько лет прожили вместе? - говорит Евгения Кузьминична, - Все в жизни было - и ссорились, и мирились. Но мы были вместе. Ведь нужно же уметь прощать и любить другого.






Похожие новости: