Запорожье троллейбусное
Просмотров: 3603
6 вересня 2016 10:32
Сегодня сложно себе представить Запорожье без троллейбусов. Однако было время, когда запорожцы только надеялись на расширение парка социального транспорта, к тому же экологически чистого, что немаловажно для индустриального города. И 22 декабря 1949 года в Запорожье появились первые троллейбусы, которые пришли на помощь рельсовому электротранспорту - трамваям.
Отметим, что пик развития троллейбусных перевозок в мире пришелся на период между мировыми войнами и ранним послевоенным временем. Тогда троллейбус воспринимался как альтернатива трамваю, который к тому времени казался устаревшим. Нехватка автомобильного транспорта (в том числе обычных автобусов), равно как и автомобильного топлива, в военное и раннее послевоенное время дополнительно способствовала повышенному интересу к троллейбусу.
В послевоенные годы в Запорожье значительно возросла потребность в перевозках пассажиров, передвижение которых уже невозможно было обеспечить лишь трамваями. Так что решение запустить новый для города вид транспорта, а впоследствии и развить сеть троллейбусных линий, было не блажью, а насущной необходимостью.
«Рогатые» пионеры дорог
Итак, 22 декабря 1949 г. было открыто первое троллейбусное движение по маршруту «завод «Запорожсталь» - ул. Богдана Хмельницкого». В день открытия троллейбусный парк насчитывал шесть троллейбусов типа МТБ, однако по маршруту курсировало всего четыре такие машины.
- Временная ремонтная база, стояночная площадка троллейбусов, помещения для специалистов и персонала находились возле самого завода «Запорожсталь», - говорит руководитель КП «ЗЭТ» Юрий Папач, отмечая и тот факт, что с тех пор предприятие получило название «Запорожское трамвайно-троллейбусное управление».
Стоит заметить, что только через четыре года - в 1953 г. - на улице Южное шоссе был построен троллейбусный парк № 1 вместимостью 25 машин, а для подготовки водителей оборудовали специальные технические классы. С 1961 года на дороги города вышли отечественные более современные троллейбусы ЗИУ-5.
- Когда в 1962 году возвели дамбу, был открыт маршрут № 3 «вокзал Запорожье-1 - Запорожский трансформаторный завод», который соединил новую и старую части города, а позже, в 1964-м, троллейбусный парк реконструировали, в результате чего его вместимость возросла до 75 машино-мест, - отмечает Юрий Папач.
Второй запорожский троллейбусный парк построили в Космическом микрорайоне в 1971 г. Сюда тогда передали часть машин типа ЗИУ-9. Эти троллейбусы обслуживали шесть маршрутов общей протяженностью 61 км. По словам сотрудников «ЗЭТ», 1974 г. продолжил и расширил историю запорожского троллейбуса тем, что именно в этом году открыли маршрут № 10 «ул. Б. Хмельницкого - Павло-Кичкас», а в следующем году построили новую троллейбусную линию на Правый берег через остров Хортица. Далее на улицах города появляются троллейбусы: ЗиУ-9, ЗиУ-10 («гармошка») и ЮМЗ.
В ногу со временем
Несмотря на то, что современные запорожцы все больше передвигаются на личном автотранспорте или ездят в маршрутных такси, все же редкий горожанин скажет, что троллейбусы не нужны. Запорожское коммунальное предприятие городского электротранспорта «Запорожэлектротранс», являясь экологически чистым видом транспорта, занимает особое место среди предприятий, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров.
- В период с 2006 по 2008 гг. предприятию удалось значительно обновить парк и приобрести 11 троллейбусов ЛАЗ, которые позволяют перевозить пассажиров с ограниченными физическими возможностями. В 2015 г. были закуплены шесть современных троллейбусов «Днипро-103». Эти машины оснащены современным оборудованием и комфортны для пассажиров. На сегодняшний день в городе Запорожье насчитывается семь троллейбусных маршрутов общей протяженностью более 200 км. Самый длинный маршрут - № 8 «Симферопольское шоссе - завод «Запорожкабель», его протяженность составляет 45,5 км», - говорит руководитель КП.
На улицы областного центра ежедневно выходят более 50 троллейбусов. Для комфортного обслуживания пассажиров необходимо обеспечивать интервал движения между ними на маршрутах до 10 мин. Но чтобы выполнить это условие, городу необходимо эксплуатировать 85 - 90 троллейбусов. Так что стремиться есть к чему, тем более что сегодня перевозка наибольшего количества социально незащищенных слоев населения обеспечивается именно трамваями и троллейбусами.
28 июля прошлого года городские власти заявили о намерении соединить остров Хортица с левым и правым берегами троллейбусным сообщением. Планируется, что в этом будут закуплены троллейбусы на аккумуляторном ходу. Это позволит запустить их на те маршруты, где не проложена контактная сеть. Троллейбусы будут курсировать с левого берега по о. Хортице до улицы Кремлевской, где будут подключаться к уже существующим троллеям. Также было заявлено, что по такому принципу будет решено троллейбусное сообщение Южного и Космического микрорайонов через улицы Автозаводскую и Совхозную.
22 октября 2015 г. состоялась презентация первого нового троллейбуса «Днепр-Т103» в Запорожье от Южного машиностроительного завода «Южмаш». Преимущество нового троллейбуса в том, что он малозатратный, что позволяет экономить до 30 проц. электроэнергии благодаря транзисторно-импульсной системе управления тяговым двигателем. Троллейбус имеет низкий уровень пола, оборудован комфортабельным салоном, кондиционерами в салоне и в кабине водителя, пандусом для пользования инвалидами и пассажирами с детскими колясками. В дальнейшем троллейбусы будут оборудованы GPS-навигацией. На приобретение шести троллейбусов «Днепр-Т103» городским бюджетом была выделена общая сумма 23,7 миллиона гривен.
Отметим, что в 2016 году по программе обновления парка коммунального предприятия «Запорожэлектротранс» планируется закупить еще 10 новых троллейбусов, а 25 -капитально отремонтировать.
Первый в мире троллейбус появился еще в 1881 г. (то есть безрельсовый трамвай или автобус с верхним контактным проводом). Проект осуществила фирма «Сименс-Гальске». Она построила для испытаний первую машину в Шпандау, пригороде Берлина. Изобрел троллейбус немецкий инженер Вернер фон Сименс, вероятно, под влиянием идеи своего брата, проживавшего в Англии, доктора Вильгельма Сименса, высказанной 18 мая 1881 года на двадцать втором заседании Королевского научного общества. У первого троллейбуса, конечно, были и недостатки, над которыми позже пришлось поработать, дабы их устранить. Так, например, электросъем у первого «рогатого транспорта» воспроизводился восьмиколесной тележкой, катившейся по двум параллельным контактным проводам. Провода располагались достаточно близко друг от друга, при сильном ветре они нередко перехлестывались, что приводило к коротким замыканиям. Но экспериментальная троллейбусная линия протяженностью 540 м уже работала с 29 апреля 1882 года.
Первый троллейбус в Европе начал курсировать в 1911 году в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек.
В России первые эксперименты с подобной техникой провел в марте 1902 года питерский инженер Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.
В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 г. и в Ленинграде в 1936 г. На маршрутах была отечественная техника с индексом «ЛК» (Лазарь Каганович - инициатор троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова, потом появились троллейбусы двухэтажные, цельнометаллические.
Илья КУПЧЕНКО, по материалам «РепортерUA»
Отметим, что пик развития троллейбусных перевозок в мире пришелся на период между мировыми войнами и ранним послевоенным временем. Тогда троллейбус воспринимался как альтернатива трамваю, который к тому времени казался устаревшим. Нехватка автомобильного транспорта (в том числе обычных автобусов), равно как и автомобильного топлива, в военное и раннее послевоенное время дополнительно способствовала повышенному интересу к троллейбусу.
В послевоенные годы в Запорожье значительно возросла потребность в перевозках пассажиров, передвижение которых уже невозможно было обеспечить лишь трамваями. Так что решение запустить новый для города вид транспорта, а впоследствии и развить сеть троллейбусных линий, было не блажью, а насущной необходимостью.
«Рогатые» пионеры дорог
Итак, 22 декабря 1949 г. было открыто первое троллейбусное движение по маршруту «завод «Запорожсталь» - ул. Богдана Хмельницкого». В день открытия троллейбусный парк насчитывал шесть троллейбусов типа МТБ, однако по маршруту курсировало всего четыре такие машины.
- Временная ремонтная база, стояночная площадка троллейбусов, помещения для специалистов и персонала находились возле самого завода «Запорожсталь», - говорит руководитель КП «ЗЭТ» Юрий Папач, отмечая и тот факт, что с тех пор предприятие получило название «Запорожское трамвайно-троллейбусное управление».
Стоит заметить, что только через четыре года - в 1953 г. - на улице Южное шоссе был построен троллейбусный парк № 1 вместимостью 25 машин, а для подготовки водителей оборудовали специальные технические классы. С 1961 года на дороги города вышли отечественные более современные троллейбусы ЗИУ-5.
- Когда в 1962 году возвели дамбу, был открыт маршрут № 3 «вокзал Запорожье-1 - Запорожский трансформаторный завод», который соединил новую и старую части города, а позже, в 1964-м, троллейбусный парк реконструировали, в результате чего его вместимость возросла до 75 машино-мест, - отмечает Юрий Папач.
Второй запорожский троллейбусный парк построили в Космическом микрорайоне в 1971 г. Сюда тогда передали часть машин типа ЗИУ-9. Эти троллейбусы обслуживали шесть маршрутов общей протяженностью 61 км. По словам сотрудников «ЗЭТ», 1974 г. продолжил и расширил историю запорожского троллейбуса тем, что именно в этом году открыли маршрут № 10 «ул. Б. Хмельницкого - Павло-Кичкас», а в следующем году построили новую троллейбусную линию на Правый берег через остров Хортица. Далее на улицах города появляются троллейбусы: ЗиУ-9, ЗиУ-10 («гармошка») и ЮМЗ.
В ногу со временем
Несмотря на то, что современные запорожцы все больше передвигаются на личном автотранспорте или ездят в маршрутных такси, все же редкий горожанин скажет, что троллейбусы не нужны. Запорожское коммунальное предприятие городского электротранспорта «Запорожэлектротранс», являясь экологически чистым видом транспорта, занимает особое место среди предприятий, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров.
- В период с 2006 по 2008 гг. предприятию удалось значительно обновить парк и приобрести 11 троллейбусов ЛАЗ, которые позволяют перевозить пассажиров с ограниченными физическими возможностями. В 2015 г. были закуплены шесть современных троллейбусов «Днипро-103». Эти машины оснащены современным оборудованием и комфортны для пассажиров. На сегодняшний день в городе Запорожье насчитывается семь троллейбусных маршрутов общей протяженностью более 200 км. Самый длинный маршрут - № 8 «Симферопольское шоссе - завод «Запорожкабель», его протяженность составляет 45,5 км», - говорит руководитель КП.
На улицы областного центра ежедневно выходят более 50 троллейбусов. Для комфортного обслуживания пассажиров необходимо обеспечивать интервал движения между ними на маршрутах до 10 мин. Но чтобы выполнить это условие, городу необходимо эксплуатировать 85 - 90 троллейбусов. Так что стремиться есть к чему, тем более что сегодня перевозка наибольшего количества социально незащищенных слоев населения обеспечивается именно трамваями и троллейбусами.
28 июля прошлого года городские власти заявили о намерении соединить остров Хортица с левым и правым берегами троллейбусным сообщением. Планируется, что в этом будут закуплены троллейбусы на аккумуляторном ходу. Это позволит запустить их на те маршруты, где не проложена контактная сеть. Троллейбусы будут курсировать с левого берега по о. Хортице до улицы Кремлевской, где будут подключаться к уже существующим троллеям. Также было заявлено, что по такому принципу будет решено троллейбусное сообщение Южного и Космического микрорайонов через улицы Автозаводскую и Совхозную.
22 октября 2015 г. состоялась презентация первого нового троллейбуса «Днепр-Т103» в Запорожье от Южного машиностроительного завода «Южмаш». Преимущество нового троллейбуса в том, что он малозатратный, что позволяет экономить до 30 проц. электроэнергии благодаря транзисторно-импульсной системе управления тяговым двигателем. Троллейбус имеет низкий уровень пола, оборудован комфортабельным салоном, кондиционерами в салоне и в кабине водителя, пандусом для пользования инвалидами и пассажирами с детскими колясками. В дальнейшем троллейбусы будут оборудованы GPS-навигацией. На приобретение шести троллейбусов «Днепр-Т103» городским бюджетом была выделена общая сумма 23,7 миллиона гривен.
Отметим, что в 2016 году по программе обновления парка коммунального предприятия «Запорожэлектротранс» планируется закупить еще 10 новых троллейбусов, а 25 -капитально отремонтировать.
Первый в мире троллейбус появился еще в 1881 г. (то есть безрельсовый трамвай или автобус с верхним контактным проводом). Проект осуществила фирма «Сименс-Гальске». Она построила для испытаний первую машину в Шпандау, пригороде Берлина. Изобрел троллейбус немецкий инженер Вернер фон Сименс, вероятно, под влиянием идеи своего брата, проживавшего в Англии, доктора Вильгельма Сименса, высказанной 18 мая 1881 года на двадцать втором заседании Королевского научного общества. У первого троллейбуса, конечно, были и недостатки, над которыми позже пришлось поработать, дабы их устранить. Так, например, электросъем у первого «рогатого транспорта» воспроизводился восьмиколесной тележкой, катившейся по двум параллельным контактным проводам. Провода располагались достаточно близко друг от друга, при сильном ветре они нередко перехлестывались, что приводило к коротким замыканиям. Но экспериментальная троллейбусная линия протяженностью 540 м уже работала с 29 апреля 1882 года.
Первый троллейбус в Европе начал курсировать в 1911 году в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек.
В России первые эксперименты с подобной техникой провел в марте 1902 года питерский инженер Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.
В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 г. и в Ленинграде в 1936 г. На маршрутах была отечественная техника с индексом «ЛК» (Лазарь Каганович - инициатор троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова, потом появились троллейбусы двухэтажные, цельнометаллические.
Илья КУПЧЕНКО, по материалам «РепортерUA»