Вместо сметаны - кислые сливки
В редакцию обратился мелитополец, который зашел в один из магазинов купить домашнюю сметану, а ему всучили кисловатые сливки.
Парню удалось сдать товар обратно и вернуть свои деньги, но сделано это было неохотно и в крайне невежливой форме. Вот он и попросил нашего совета: что делать в таком случае, куда и как жаловаться?
Предыстория
- Похоже, некоторые продавцы наших магазинов живут прошлым, когда клиент всегда был не прав. Как раз с такими мне и пришлось столкнуться недавно в магазине «Мясо», расположенном рядом с Кировским рынком, - рассказал Дмитрий.
- Магазин этот мне порекомендовали как торгующий качественной продукцией, и сказали, что там можно взять домашнюю сметану.
Обычно такие продукты я покупаю на рынке. Но дело было вечером, и нужные мне торговцы уже разошлись.
Взял баночку домашней сметаны в обычной пластиковой коробочке без всяких опознавательных знаков, что, собственно, не удивительно. Чек мне не предложили, да я и не думал его требовать. А зря. Дома выяснилось, что продали мне не сметану, а сливки, причем кислые. Пробовал их не только я, но и члены моей семьи, в молочной продукции разбирающиеся. Пришел в магазин, дабы вернуть этот продукт и получить назад деньги (доверие после такого к ним исчезло). Однако продавцы хором заявили, что сметана не кислая. Я, мол, в молочной продукции не разбираюсь. А то, что сливки, а не сметана - «так они постоят в холодильнике день и сметаной станут». Но зачем мне сметана завтра, да еще кислая, если нужна сейчас и нормальная? Однако ответ был категоричен - товар, мол, обратно не принимаем: «Если вам в магазине плохую порошковую сметану с завода продадут, вы же не пойдете ее менять», - сказала продавец.
Железная логика. Если ей следовать, то получается, что плохую продукцию могут все продать, а мы чем хуже? Так, что ли, мыслят сотрудники магазина «Мясо»? Сертификат качества на продукцию мне тоже не предоставили, сказали: «Он будет через два дня. У нас всегда так. Мы же не на базаре». Это при том, что ранее говорили, что сметану им каждый день привозят из близлежащих районов. То есть сертификат качества магазин получает на продукцию, которую уже распродал или почти распродал? И что он продает, сам не знает?
К тому же продавцы над ситуацией откровенно потешались. Отсутствие сертификата их абсолютно не волновало. Видимо, были случаи, позволившие им почувствовать свою безнаказанность.
Лишь с большим скандалом удалось мне вернуть свои деньги. Но дело, собственно, не в них. Меня интересует, как быть в таких ситуациях. И главное, кто должен следить за качеством продукции в магазинах? К кому обращаться? Речь ведь идет о продукции потенциально опасной для граждан.
Комментарии специалистов
За разъяснением относительно данной ситуации мы обратились в три государственных учреждения: управление по вопросам развития предпринимательства и защиты прав потребителей, в Государственное управление Мелитопольской городской службы ветеринарной медицины и в Госпродпотребслужбу.
Первое и главное, что нам сказали специалисты этих контролирующих органов – всегда требуйте чек. Без чека ничего доказать невозможно, и то, что нашему герою вернули деньги в обмен на неудовлетворительный товар, уже само по себе было удачей.
Второе - домашние продукты питания можно продавать только на рынке. Там контроль качества осуществляют лаборатории Государственного управления Мелитопольской городской службы ветеринарной медицины. Начальник этого управления Ольга Угненко уточнила: у продавцов, торгующих животноводческой продукцией, должно быть свидетельство о здоровье животного. Кроме этого, проба товара на рынке перед его покупкой по-прежнему актуальна - это советуют делать сами ветеринары. Жаловаться тоже следует в лабораторию на рынке.
Третье - если продукты питания покупаете в магазине, то на него обязательно должны быть документы: товарно-транспортная накладная, в которой, согласно приказа №363 Минтранса Украины, должны быть указаны температурный режим, сроки реализации и другая информация. Накладная может дополняться сертификатами (паспортами) качества или декларацией изготовителя.
Наказать продавцов, если те вас допекли, как случилось с героем статьи, можно при помощи специалистов Госпродпотребслужбы. Эта структура в Мелитополе создана недавно, с 15 сентября переедет в новое помещение на ул.Чернышевского, 11. Правда, жаловаться следует письменно. Сотрудники этой службы обратятся в Киев за разрешением проверить указанную в жалобе торговую точку или магазин. Только после этого начнется проверка. Такая сложность связана с тем, что до конца текущего года в Украине действует мораторий на проверки бизнеса.
По стандарту:
Сметаной согласно ДСТУ 4418:2005 называют кисломолочный продукт, который изготавливается из нормализованных пастеризованных сливок сквашиванием закваской, которую готовят на чистых культурах молочнокислых бактерий. Жирность сметаны может быть от 15 до 40 проц. По внешнему виду сметана должна представлять однородную массу с глянцевитой поверхностью. Цвет сметаны - белый с кремовым оттенком, равномерный по всей массе. Вкус и запах должны быть чистыми, кисломолочными, с привкусом и запахом пастеризации, без посторонних вкусов и запахов. Невыраженный (пресный) вкус появляется у сметаны при использовании недоброкачественной закваски или при слишком низких температурах сквашивания; кислый вкус - при нарушении температуры хранения; привкус салистости, прогорклый вкус - при нарушении технологии и условий хранения.
Сметана при более низкой температуре (в холодильнике) более густая, при комнатной температуре она становится более жидкой. Это ее естественное изменение консистенции. Если же сметана одинаково густая и на холоде и в тепле - это подсказка о наличии стабилизаторов.