"Боялись даже генералы ВСУ". Зачем МВД призвало уголовников в добробаты

Просмотров: 1995
27 вересня 2016 15:25
Зачем МВД призвало уголовников в добробаты
Вчера в Днепре простились с расстрелянными патрульными Артемом Кутушевым и Ольгой Михайленко. На панихиду в театр им. Горького пришли тысячи горожан, а также их коллеги из Кривого Рога, Запорожья и Киева. Подозреваемому в убийстве экс-торнадовцу Александру Пугачеву сделали операцию и, по прогнозам врачей, уже через неделю его выпишут.

«Свою вину не признает и говорит, что Пугачев — не его фамилия», — сказал первый замглавы Нацполиции Вадим Троян. Впрочем, в следствии уверены, что имеющихся доказательств хватит, чтобы дать ему пожизненное заключение.

Закрывали глаза на судимости
Батальон «Торнадо», в котором служил Александр Пугачев, среди добробатов имеет самую дурную славу. Среди его бойцов много людей с уголовным прошлым, а само подразделение обвиняется в грабежах, пытках и изнасилованиях в зоне АТО. Свою историю он ведет с батальона «Шахтерск», созданного в июне 2014 года при Днепропетровской ОГА.

«К нам пришел парень, теперь он командир батальона «Шахтерск». Отличный парень. Однако семь судимостей за плечами. Знаете, за что? Там окно ментам разбил, там порезал шины. А почему? Заколебали, все время лезли в его бизнес. У него копанки. А я бы назначил его главой районной администрации. И поверьте, там был бы порядок», — так описывал свое знакомство с будущим замкомбата «Шахтерска» Русланом Онищенко экс-замгубернатора Геннадий Корбан.

Отбором людей в «Шахтерск» и в созданный на его основе «Торнадо» занималась комиссия МВД. Судимости были у многих, не только у Онищенко. Не брали людей только со статьями за убийство и наркотики, на более легкие закрывали глаза. «Это сегодня можно философствовать, почему плохого дядю Васю взяли в милиционеры. А тогда необходимы были просто люди, которые способны воевать. В апреле-мае 2014 года не так было много людей, которые были готовы идти с автоматом вперед «на ноль»», — говорит жена Руслана Онищенко Юлия Онищенко.

«Шахтерск» воевал под Марьинкой, но после жалоб на мародерство в сентябре 2014-го его вывели с передовой и расформировали. В подразделении уверяют, безосновательно.

«Ни одного уголовного дела по «Шахтерску» нет. Причина расформирования «Шахтерска» — политика. Нас приписывали к одиозным политикам, к которым мы не имели отношения. Мы не были ни батальоном Корбана, ни батальоном Ляшко, поэтому нас и расформировали. Я знал, что за человек Корбан, и считал своим долгом увести от него своих ребят. На отдельных людей он имел воздействие, а на целое подразделение он не мог влиять. И это ему не нравилось. А нас тогда просто разменяли», — заявил «Вестям» комбат «Шахтерска» Андрей Филоненко.

Проводили зачистки в жилмассивах

Однако «Шахтерск» и «Торнадо», в который перешла часть бойцов после расформирования, в Луганской области считали самыми одиозными и преступными среди добробатов. В июне 2015 года военная прокуратура арестовала комбата «Торнадо» Руслана Онищенко и семерых его подчиненных по подозрению в создании преступной организации, грабежах, похищениях людей и изнасилованиях.

«В батальоне были бывшие сотрудники милиции, которых уволили по статье из МВД, по некоторым были даже суды. По сути, там собрали весь сброд. Их бросили на крайнюю точку контролируемой территории — Станицу Луганскую. На жилмассивах там они проводили, как они называли, «зачистки». Врывались в дома, заламывали людей, укладывали на пол, если их не хотели впускать, то они расстреливали двери. У людей забирали вещи. В то время в Станице из-за обстрелов не работала ни одна точка и продукты приносили в качестве гуманитарной помощи, так они и ее отбирали. Был даже случай, когда они задержали сотрудника теплокоммунэнерго, который шел в райбольницу, чтобы спустить воду в трубах. Его избили, а в результате в больнице отопительная система вышла из строя», — рассказывает экс-спикер Луганской ВГА Ярослав Галас.

Свои "Торнадо" были во всех батальонах

Проблемы были и с другими батальонами, по бойцам которых сейчас идут суды. Например, один из бывших айдаровцев рассказывает, что в его батальоне было несколько своих «Торнадо».

«Батальон делился на несколько десятков рот, у каждого был свой главарь. Самыми оторванными были люди Мельничука. На их территорию, а они занимали бывшее здание милиции, боялись заходить даже генералы ВСУ. Был случай, когда на генерала Николаенко айдаровцы наводили пулемет. Эти роты занимались грабежами, угоняли автомобили, в бывшем колбасном цеху обосновали цех по разборке автомобилей. За ними числились и похищения людей, и даже убийства мирных граждан. Также срезали металл отовсюду, откуда могли, и продавали его. Если помните, в «Айдаре» как-то погиб «Динамит» — разведчик Сергей Оврашко. Писали, что он попал в засаду возле Счастья и был убит. На самом деле он погиб в перестрелке с другой ротой. Они, кажется, не поделили БМП», — говорит «Вестям» бывший айдаровец.

Зачем мобилизовали криминал
Эксперты считают, что такие батальоны в МВД создали осознанно, но потом потеряли над ними контроль. «То же «Торнадо» — дитя МВД. Причин у Авакова брать в него бывших уголовников могло быть много. Во-первых, был дефицит кадров, поскольку очень мало людей, которые хотели бы выполнять функции полиции в зоне АТО. Во-вторых, часто эти батальоны выполняли деликатные политические миссии — даже сейчас мы видим, как представители батальонов регулярно громят политиков, какие-то объекты. В-третьих, Аваков не до конца контролировал эти процессы, их контролировала Днепропетровская ОГА, советники и его подручные. Все это и обусловило создание таких батальонов», — сказал политолог Руслан Бортник.

После расформирования «Торнадо» его бойцы ушли в ВСУ, батальоны МВД «Днепр-1», «Миротворец», «Азов» или демобилизовались. Но, как показало убийство в Днепре и другие резонансы («дело BlaBlaCar», стрельба в Мукачево и на Драгобрате), в мирной жизни многие из них непредсказуемы и в любой момент могут пойти на убийство. «Такие случаи, как с Пугачевым, будут повторяться и дальше. Они привыкли носить с собой оружие, его у них много, и для того чтобы их спровоцировать, достаточно бытовой ссоры», — пояснил «Вестям» ветеран МВД Виктор Ажиппо.

Согласен с ним и политолог Андрей Золотарев: «Они считают, что выкрикивая патриотические лозунги, можно грабить и убивать, а когда тебя поймают, то побратимы вызволят, и ничего за это не будет. Это не первое убийство, которое совершили бойцы добробатов, и далеко не последнее. Так или иначе диких будут отлавливать и сажать, но страдать от этого будут рядовые украинцы.



Похожие новости: