Как политики декларируют свои доходы в Украине, США и Великобритании
Сравнительный анализ методик декларирования доходов чиновников разных стран предоставила гражданская сеть "Опора"
Украина
Согласно Закону Украины «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно особенностей представления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расхода и обязательствах финансового характера в 2016 году» и Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» в Украине введена система электронного декларирования 15 августа в пилотном режиме и 1 сентября полноценно. Согласно процедуре, народные депутаты должны в течение 60 дней (до 14 октября) заполнить он-лайн форму и еще неделю имеют для исправления ошибок. Далее после тщательной проверки работниками Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, декларации становятся публичными. В случае выявления недостоверных данных, НАЗК обязаны уведомить уполномоченные органы с последующим расследованием и уголовной или административной ответственностью. Для проверки данных Агентство может использовать свидетельские показания физических и юридических лиц, материалы средств массовой информации и другие источники.
Если сравнивать структуру декларации с предыдущим печатным вариантом, то она насчитывает 16 разделов. Поскольку форма является электронной, можно использовать интерактивные подсказки, варианты ответов; сохранять предыдущие декларации, на основе которых можно создавать актуальные. В первую очередь фиксируются доходы/расходы, недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги, наличные денежные активы и банковские счета, кредиты и займы.
Великобритания
В Великобритании декларирование своих доходов депутатами происходит ежегодно, контролем за своевременной подачей деклараций занимается Office of the Public Guardian (OPG). Форма подачи является стандартной, однако иногда Офис может дать запрос на дополнительную информацию, в случае возникновения вопросов или подозрений. Объем формы достигает свыше 20 страниц и состоит из 8 блоков. В случае отказа подачи декларации или дополнительной информации Офис может подать иск в специальзированный суд(Court of Protection) для отзыва депутата и замены его на другого. Для помощи в заполнении декларации, особенно для депутатов, осуществляющих первую каденцию, назначается специальный менеджер (case manager), который консультирует по вопросам ведения бухгалтерии, работы с банками, компаниями и другими финансовыми операциями. Особое внимание уделяется покупке, аренде, продаже недвижимости; осуществлению инвестиций и подарков, проведению праздников и каникул, лечению, банковским операциям, в том числе и тем, что осуществляются из других стран. Также необходимо отчитываться о наличных, которые не лежат в банке, частных коллекциях искусства, вин, марок и тому подобное.
США
В Конгрессе Соединенных Штатов Америки отчетностью членов парламента занимается Офис главной бухгалтерии (General Accounting Office). К полномочиям Офиса, кроме обработки деклараций представителей Конгресса, также входит мониторинг деятельности американских и международных компаний, осуществляющих лоббирование своих интересов в парламенте и публикация ежегодных аудиторских отчетов: общих (деятельность Конгресса США и Финансовый отчет правительства) и специализированных (по запросам Аппарата, членов парламента и правительства, Президента); контроль за государственным долгом США. Ежегодно каждый член Конгресса и Сената должен заполнить стандартную форму декларирования, доступна только после идентификации депутата в специализированной системе с электронным ключом. Среди основных разделов декларации выделяют данные о доходах/расходах; недвижимость (покупка/продажа/аренда); банковские счета и транзакции; наличие частных коллекций и наличных. Отдельный раздел посвящен связям с компаниями, лоббированием интересов которых занимается депутат в парламенте. В частности, необходимо указывать все финансовые начисления со стороны компании на счета депутата или партии; предоставление компаниями скидок на свои продукты и услуги, подарков, рекомендаций для осуществления других сделок и контрактов и прочее. В случае нарушения процедуры заполнения деклараций либо внесение заведомо ложной информации Офис обязан сообщить об этом Судебную аудиторско-следственную службу (Forensic Audits and Investigative Service), которая, в свою очередь, проведет расследование и передаст материалы в правоохранительные органы, в данном случае в Прокуратуру США.
Таким образом, можно сказать, что введение в действие системы электронного декларирования позволяет сделать деятельность депутата более публичной и прозрачной, приблизить к международным стандартам (на примере Великобритании и США). Ведь фиксация со стороны Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и контроль со стороны общественности дисциплинирует и уменьшает соблазн к коррупционным сделкам депутата.
Источник: pravdorub.kr.ua