Самый древний секс - туризм: поклонение Афродите
Просмотров: 2029
12 листопада 2016 07:05
Храмовые проститутки носили ритуальные головные уборы и были обязаны отдаваться всякому мужчине, заплатившему им
В древние времена мужчины поклонялись богине Афродите, занимаясь любовью со служительницам ее культа в кипрском Пафосе. Как пишет корреспондент BBC Culture, сегодня это место обретает новую известность.
В 2017 году город Пафос получит звание европейской культурной столицы. Кто бы мог подумать, что этой чести будет удостоен обыкновенный курорт на западе Кипра с его бесконечными бетонными отелями, китайскими и индийскими забегаловками, пивнушками, банальными сувенирными лавками, игровыми автоматами и всеми прочими атрибутами массового туризма в стиле семидесятых!
Это решение удивило до глубины души даже некоторых местных жителей. Что же усмотрел в нем Европейский союз, принимающий решение о присвоении этого звания?
В 1966 году один местный фермер, вспахивая свое поле недалеко от бухты, где промышляли владельцы лодок со стеклянным дном, случайно наткнулся на объект огромной археологической ценности.
В ходе раскопок выяснилось, что под землей скрывался самый крупный на Кипре греко-римский город - с виллами, дворцами, театрами, крепостями и усыпальницами - и одно из самых больших римских поселений во всем Средиземноморье.
От Неа-Пафоса, как назывался этот город в древности, остались одни развалины. Однако мощные землетрясения, которые обрушились на Западный Кипр в IV веке и сровняли с землей большую часть строений, пощадили огромную сокровищницу мозаичных полов, и те дошли до наших дней почти нетронутыми.
На некоторых из мозаичных картин, сохранившихся на месте расположения храма Неа-Пафоса, изображены эротические сцены из греческой мифологии, такие как история Аполлона и Дафны
По мнению экспертов ЮНЕСКО, включивших Пафос в Список объектов всемирного наследия, это одни из лучших образцов мозаики во всем мире: "красочный альбом древнегреческой мифологии", страницы которого составляет целая анфилада комнат с иллюстрациями мифов о Фисбе и Пираме, об Эхо и Нарциссе, о похищении Ганимеда, об Аполлоне и Дафне и обо всем пантеоне богов.
Помимо руин древнего города Неа-Пафос, которые сегодня открыты для посетителей со всего мира, эксперты ЮНЕСКО оценили и храм Афродиты на территории современной Куклии, возведенный в 1200 году до нашей эры и некогда бывший главным святилищем Средиземноморья, посвященным богине любви.
Сегодня на Кипре имя Афродиты используют для рекламы всего на свете - от аренды машин до вилл, но в дохристианскую эпоху оно служило совершенно иным целям: бесчисленные паломники, устремлявшиеся в ее храм, молились этой богине перед соитием со служительницами культа Афродиты. Такая вот древняя форма секс-туризма.
От храма Афродиты в Неа-Пафосе уцелели только колонны
"Не может быть!" - воскликнет читатель. Но это так: полчища туристов приезжали сюда не только поклониться богине, но и поучаствовать в диких оргиях в ее честь (запрещенных римским императором Константином в 400 году нашей эры), где секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен.
Свободная любовь?
В современных путеводителях могут обходить молчанием принятые в те времена на Пафосе обряды, но греческий историк Геродот, писавший о Кипре в V веке до нашей эры, раскрывает удивительные факты.
"Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу".
По его словам, это требование относилось к женщинам всех сословий - и низкого, и высокого, хотя богатые женщины часто ездили в храм в закрытых повозках.
"Отказываться брать деньги женщине не дозволено […] Девушка должна идти без отказа за первым же человеком, который бросил ей деньги".
Историк ехидно добавляет, что особенно некрасивым женщинам иногда приходилось ждать этого человека годами.
Те же сведения приводятся в монументальном труде Джеймса Фрезера "Золотая ветвь", посвященном сопоставлению религий.
"На Кипре первоначально обычай, очевидно, требовал, чтобы перед замужеством все женщины отдавались чужестранцам в святилище богини", - пишет он, уточняя, что подобные традиции бытовали в Вавилоне, Библосе и Баальбеке, а также в Армении и Турции.
Храмовые проститутки носили ритуальные головные уборы и были обязаны отдаваться всякому мужчине, заплатившему им
Память об этих обрядах, которые, вероятно, постепенно отошли в прошлое после введения в Риме запрета на подобные практики, жила еще много веков.
В 1336 году немецкий священник Лудольф фон Зухен, описывая языческие паломничества на Пафос, предупреждал о том, что "земля Кипра разжигала в мужчинах похоть".
Считается, что настоящая или мифическая Афродита, или Венера, воплощающая в себе весь сонм древних богинь плодородия, была супругой своего первого жреца - короля Кипра.
Богиня знаменита не только удивительной красотой, но и своими многочисленными любовниками.
На известной картине Сандро Боттичелли чаровницу, которая, согласно легенде, родилась из морской пены, образованной из отсеченного пениса Урана, несут к берегу легкие ветра-зефиры, а нимфа спешит прикрыть ее обнаженные прелести развевающейся шелковой мантией, украшенной цветами.
Ловушка для туристов
Даже сегодня, в XXI веке, киприоты настолько влюблены в этот миф, что совершенно искренне уверяют посетителей, будто богиня родилась у берегов Пафоса.
Все экскурсионные маршруты лежат через скалу Петра-ту-Ромиу, куда она ступила, выходя из моря; причем туристам настоятельно рекомендуют взять с собой фотоаппарат. Щелк! щелк! - и автобус катится дальше, к руинам близлежащего храма, посвященного Афродите.
Здесь в сувенирной лавке я наткнулся на книгу покойного Стаса Параскоса (художника и основателя Кипрского колледжа искусств, расположенного недалеко от Пафоса), которая стала для меня настоящим откровением.
Параскос знаменит тем, что стал последним художником в Великобритании, признанным виновным в непристойном поведении, так что он, конечно, не стал стесняться истории своей родины.
В книге "Афродита: мифология Кипра" Параскос искусно переплетает факты с художественным вымыслом, рассказывая выдуманную историю паломника, своими глазами лицезревшего весенний праздник-афродизию с его обрядами, жертвоприношениями и мистическими слияниями с богиней.
Герой книги сталкивается и с вполне обыденными вещами - ищет себе место для ночлега и спасается от воров и проституток, затесавшихся в толпы греков, египтян, персов и филистимлян.
Повествование основано на подлинных источниках, а в конце книги автор рассказывает о тех пережитках культа Афродиты, которые еще сохранились на современном Кипре.
От храма, по сути, не осталось и следа, но описание этого здания в гомеровской "Илиаде" совпадает с изображением на римской монете, датируемой 200 годом нашей эры, которая была найдена недалеко от Куклии и теперь хранится в Британском музее.
Храм представлял собой открытое каменное сооружение с так называемыми вотивными столбами вокруг огромного конусообразного камня - древнего символа богини плодородия.
Теперь этот фаллический монумент, почерневший от существовавшего до недавних пор обычая местных женщин помазывать его оливковым маслом, хранится в расположенном у развалин музее, который некогда был усадьбой крестоносца.
Здесь же выставлена копия красивой мозаики, изображающей Леду, которая обнажается перед вожделеющим ее Зевсом, принявшим облик лебедя (оригинал мозаики хранится в Кипрском музее).
Среди холмов, где один из любовников Афродиты, Арес, убил на охоте своего соперника Адониса, уже не раздается лай собак и звуки кимвала. Теперь здесь слышен лишь тихий стук клюшек для гольфа, который доносится из отеля "Афродита Хиллз".
Непреходящая слава этого имени и помогла Пафосу стать культурной столицей Евросоюза и войти в Список объектов всемирного наследия.
Как утверждает ЮНЕСКО, в него включаются только объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность.
Благодаря своей тесной связи с богиней любви, вдохновлявшей писателей, поэтов и художников на протяжении всей истории человечества, Неа-Пафос и Куклия очевидным образом соответствуют этому требованию.
Пафос надеется на собственное возрождение и верит, что в этом ему помогут Афродита и реликвии удивительной и древней культуры, сокрытые под поверхностью современного Кипра.
Источник: ВВС
В древние времена мужчины поклонялись богине Афродите, занимаясь любовью со служительницам ее культа в кипрском Пафосе. Как пишет корреспондент BBC Culture, сегодня это место обретает новую известность.
В 2017 году город Пафос получит звание европейской культурной столицы. Кто бы мог подумать, что этой чести будет удостоен обыкновенный курорт на западе Кипра с его бесконечными бетонными отелями, китайскими и индийскими забегаловками, пивнушками, банальными сувенирными лавками, игровыми автоматами и всеми прочими атрибутами массового туризма в стиле семидесятых!
Это решение удивило до глубины души даже некоторых местных жителей. Что же усмотрел в нем Европейский союз, принимающий решение о присвоении этого звания?
В 1966 году один местный фермер, вспахивая свое поле недалеко от бухты, где промышляли владельцы лодок со стеклянным дном, случайно наткнулся на объект огромной археологической ценности.
В ходе раскопок выяснилось, что под землей скрывался самый крупный на Кипре греко-римский город - с виллами, дворцами, театрами, крепостями и усыпальницами - и одно из самых больших римских поселений во всем Средиземноморье.
От Неа-Пафоса, как назывался этот город в древности, остались одни развалины. Однако мощные землетрясения, которые обрушились на Западный Кипр в IV веке и сровняли с землей большую часть строений, пощадили огромную сокровищницу мозаичных полов, и те дошли до наших дней почти нетронутыми.
На некоторых из мозаичных картин, сохранившихся на месте расположения храма Неа-Пафоса, изображены эротические сцены из греческой мифологии, такие как история Аполлона и Дафны
По мнению экспертов ЮНЕСКО, включивших Пафос в Список объектов всемирного наследия, это одни из лучших образцов мозаики во всем мире: "красочный альбом древнегреческой мифологии", страницы которого составляет целая анфилада комнат с иллюстрациями мифов о Фисбе и Пираме, об Эхо и Нарциссе, о похищении Ганимеда, об Аполлоне и Дафне и обо всем пантеоне богов.
Помимо руин древнего города Неа-Пафос, которые сегодня открыты для посетителей со всего мира, эксперты ЮНЕСКО оценили и храм Афродиты на территории современной Куклии, возведенный в 1200 году до нашей эры и некогда бывший главным святилищем Средиземноморья, посвященным богине любви.
Сегодня на Кипре имя Афродиты используют для рекламы всего на свете - от аренды машин до вилл, но в дохристианскую эпоху оно служило совершенно иным целям: бесчисленные паломники, устремлявшиеся в ее храм, молились этой богине перед соитием со служительницами культа Афродиты. Такая вот древняя форма секс-туризма.
От храма Афродиты в Неа-Пафосе уцелели только колонны
"Не может быть!" - воскликнет читатель. Но это так: полчища туристов приезжали сюда не только поклониться богине, но и поучаствовать в диких оргиях в ее честь (запрещенных римским императором Константином в 400 году нашей эры), где секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен.
Свободная любовь?
В современных путеводителях могут обходить молчанием принятые в те времена на Пафосе обряды, но греческий историк Геродот, писавший о Кипре в V веке до нашей эры, раскрывает удивительные факты.
"Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу".
По его словам, это требование относилось к женщинам всех сословий - и низкого, и высокого, хотя богатые женщины часто ездили в храм в закрытых повозках.
"Отказываться брать деньги женщине не дозволено […] Девушка должна идти без отказа за первым же человеком, который бросил ей деньги".
Историк ехидно добавляет, что особенно некрасивым женщинам иногда приходилось ждать этого человека годами.
Те же сведения приводятся в монументальном труде Джеймса Фрезера "Золотая ветвь", посвященном сопоставлению религий.
"На Кипре первоначально обычай, очевидно, требовал, чтобы перед замужеством все женщины отдавались чужестранцам в святилище богини", - пишет он, уточняя, что подобные традиции бытовали в Вавилоне, Библосе и Баальбеке, а также в Армении и Турции.
Храмовые проститутки носили ритуальные головные уборы и были обязаны отдаваться всякому мужчине, заплатившему им
Память об этих обрядах, которые, вероятно, постепенно отошли в прошлое после введения в Риме запрета на подобные практики, жила еще много веков.
В 1336 году немецкий священник Лудольф фон Зухен, описывая языческие паломничества на Пафос, предупреждал о том, что "земля Кипра разжигала в мужчинах похоть".
Считается, что настоящая или мифическая Афродита, или Венера, воплощающая в себе весь сонм древних богинь плодородия, была супругой своего первого жреца - короля Кипра.
Богиня знаменита не только удивительной красотой, но и своими многочисленными любовниками.
На известной картине Сандро Боттичелли чаровницу, которая, согласно легенде, родилась из морской пены, образованной из отсеченного пениса Урана, несут к берегу легкие ветра-зефиры, а нимфа спешит прикрыть ее обнаженные прелести развевающейся шелковой мантией, украшенной цветами.
Ловушка для туристов
Даже сегодня, в XXI веке, киприоты настолько влюблены в этот миф, что совершенно искренне уверяют посетителей, будто богиня родилась у берегов Пафоса.
Все экскурсионные маршруты лежат через скалу Петра-ту-Ромиу, куда она ступила, выходя из моря; причем туристам настоятельно рекомендуют взять с собой фотоаппарат. Щелк! щелк! - и автобус катится дальше, к руинам близлежащего храма, посвященного Афродите.
Здесь в сувенирной лавке я наткнулся на книгу покойного Стаса Параскоса (художника и основателя Кипрского колледжа искусств, расположенного недалеко от Пафоса), которая стала для меня настоящим откровением.
Параскос знаменит тем, что стал последним художником в Великобритании, признанным виновным в непристойном поведении, так что он, конечно, не стал стесняться истории своей родины.
В книге "Афродита: мифология Кипра" Параскос искусно переплетает факты с художественным вымыслом, рассказывая выдуманную историю паломника, своими глазами лицезревшего весенний праздник-афродизию с его обрядами, жертвоприношениями и мистическими слияниями с богиней.
Герой книги сталкивается и с вполне обыденными вещами - ищет себе место для ночлега и спасается от воров и проституток, затесавшихся в толпы греков, египтян, персов и филистимлян.
Повествование основано на подлинных источниках, а в конце книги автор рассказывает о тех пережитках культа Афродиты, которые еще сохранились на современном Кипре.
От храма, по сути, не осталось и следа, но описание этого здания в гомеровской "Илиаде" совпадает с изображением на римской монете, датируемой 200 годом нашей эры, которая была найдена недалеко от Куклии и теперь хранится в Британском музее.
Храм представлял собой открытое каменное сооружение с так называемыми вотивными столбами вокруг огромного конусообразного камня - древнего символа богини плодородия.
Теперь этот фаллический монумент, почерневший от существовавшего до недавних пор обычая местных женщин помазывать его оливковым маслом, хранится в расположенном у развалин музее, который некогда был усадьбой крестоносца.
Здесь же выставлена копия красивой мозаики, изображающей Леду, которая обнажается перед вожделеющим ее Зевсом, принявшим облик лебедя (оригинал мозаики хранится в Кипрском музее).
Среди холмов, где один из любовников Афродиты, Арес, убил на охоте своего соперника Адониса, уже не раздается лай собак и звуки кимвала. Теперь здесь слышен лишь тихий стук клюшек для гольфа, который доносится из отеля "Афродита Хиллз".
Непреходящая слава этого имени и помогла Пафосу стать культурной столицей Евросоюза и войти в Список объектов всемирного наследия.
Как утверждает ЮНЕСКО, в него включаются только объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность.
Благодаря своей тесной связи с богиней любви, вдохновлявшей писателей, поэтов и художников на протяжении всей истории человечества, Неа-Пафос и Куклия очевидным образом соответствуют этому требованию.
Пафос надеется на собственное возрождение и верит, что в этом ему помогут Афродита и реликвии удивительной и древней культуры, сокрытые под поверхностью современного Кипра.
Источник: ВВС