Безбарьерный город - утопия? (фото)
Просмотров: 1836
24 грудня 2016 09:00
Фото Сергея КРЫЛОВА
Легко ли горожанам с инвалидностью нормально жить в «каменных джунглях» Мелитополя? Об этом говорили представители городской власти и организаций инвалидов, это решили проверить и мы.
2 декабря, накануне Международного дня инвалидов, в центре реабилитации смешанного типа для инвалидов и детей-инвалидов прошло заседание «круглого стола» на тему «Мелитополь - город комфортный и доступный». Представители городской власти, депутатского корпуса, городских служб и управлений, общественных объединений, организаций людей с инвалидностью и меценаты обсудили проблемы инвалидов и пути их решения. Так можно ли Мелитополь называть комфортным и доступным для людей с ограниченными физическими возможностями или пока правильнее в названии темы «круглого стола» поставить вопросительный знак.
«Мы – разные, мы – равные!»
В начале «круглого стола» руководители мелитопольских организаций людей с инвалидностью провели небольшие презентации своих обществ и направлений деятельности. Собравшиеся познакомились с обществом детей-инвалидов с детства и их родителей «Лебедушка», городским обществом инвалидов, обществом инвалидов войны и Вооруженных Сил, центром реабилитации слепых, Украинскими обществами слепых и глухих, центром реабилитации смешанного типа для инвалидов и детей-инвалидов, спортивным клубом «Фокис» и благотворительным объединением «Социальный фонд».
Какие бы названия не носили эти общества, все они работают для того, чтобы помогать инвалидам в решении бытовых и материальных проблем, содействовать их социализации и интеграции в общество, чтобы чувствовать полноту жизни.
По информации заместителя городского головы Светланы Бойко, в Мелитополе сегодня проживает более 6,5 тыс. горожан с инвалидностью; более 400 человек имеют проблемы со слухом, 250 – незрячих, 1620 мелитопольцев имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Это, как подчеркивали выступавшие на «круглом столе», такие же жители нашего города, имеющие право ездить в маршрутных такси, передвигаться по городским улицам, посещать банки и магазины, вести активный образ жизни. Но это не всегда им удается из-за препятствий и преград, которые здоровые горожане даже не замечают.
Дети – наше будущее
Проблема воспитания сострадания и принятия людей с инвалидностью решается с детства. И внедрение инклюзивного образования (образование, доступное деткам с инвалидностью наравне со здоровыми сверстниками) позволяет это достаточно быстро сделать.
В Мелитополе в этом году открыты группа с инклюзивным образованием в детсаду №40 и класс в ООШ № 4. Для организации такого обучения была проведена огромная работа и потрачены большие средства из городского бюджета, введены дополнительные ставки помощников воспитателя и учителя. Но обнаружились проблемы. Например, в городе нет учебных заведений, оборудованных таким образом, чтобы люди с инвалидностью комфортно могли пройти ВНО. Доступность на первые этажи школ затруднена: их здания строили еще в советское время, когда о посещении их детьми с инвалидностью речь не шла. Если на первый этаж еще можно взобраться после специальной реконструкции, то на второй-третий этаж, где располагаются специализированные кабинеты, просто невозможно. Недостаточная ширина коридоров, въездов в классные комнаты, лестничных пролетов также делают передвижение по учебным заведениям инвалидов затруднительным. Как и проблемным является оборудование санитарных комнат, туалетов.
Об этом нужно говорить уже сейчас, ведь детки с инвалидностью пока учатся в начальной школе. А дальше? Они растут и должны получать качественное образование, включая и высшее. В 2016-2017 учебном году запланировано переоборудование ООШ № 24 для сдачи здесь ВНО людьми с инвалидностью. В перспективе – организация инклюзивного образования в ООШ № 11 и детсаду №46 на Новом Мелитополе.
«Главная проблема – отсутствие совести!»
Так сформулировал корень многих проблем людей с инвалидностью представитель центра реабилитации слепых Игорь Чуб. Например, знают ли владельцы некоторых магазинов, выставляющих на тротуары рекламные билборды и треноги, а также владельцы автомашин, паркующих их на тротуарах, что они дезориентируют, ставят в тупик незрячих людей. Люди с тросточкой или инвалиды-колясочники не могут сказать спасибо за нынешнее обустройство многих пешеходных зон, ведь установленные высокие бордюры – это гора на их пути. Отсутствие съездов на тротуарах и переходах, отсутствие пандусов делают городские улицы, дома и учреждения непреодолимыми для инвалидов. Настоящим издевательством являются и некоторые пандусы, которые вроде бы и есть, но построены с нарушением всяческих норм, да и просто физических законов.
Поездка инвалида на маршрутном такси – это из области экстрима и ужаса. И люди с инвалидностью ведут уже речь даже не о том, что у них льготный проезд. Они согласны заплатить, чтобы не нарываться на оскорбления, но как же в ту маршрутку взобраться?! Как в нее войти, если водители, завидя инвалида, проезжают мимо или резво трогают с места, чтобы только человек с инвалидностью не стал их пассажиром. К слову, ректор открытого университета «Украина» профессор Валерий Лысенко рассказал, что в университете есть специально оборудованный автотранспорт, который может послужить основой для организации такси для инвалидов. Такое такси давно необходимо в Мелитополе.
Инвалидофилы среди нас
Мы решили протестировать самый центр Мелитополя на доступность, и пригласили для этого настоящих экспертов - членов городского общества инвалидов Инну и Николая. Инна передвигается на обыкновенной инвалидной коляске, Николай – на электроскутере. Проехав по четной стороне от городского общества инвалидов на пр. Б. Хмельницкого, 64 мимо парка до перекрестка с ул. Героев Украины (Кирова), они отметили, что передвигались вполне нормально. А вот проехать в инвалидной коляске по нечетной стороне проблематично: владельцы магазинов на первых этажах, вымостив плиткой у входа в свои заведения, либо вообще не предусмотрели съездов, либо отделались такими крутыми, что без посторонней помощи колясочнику по ним не проехать.
Трудности возникли у наших экспертов, когда они захотели войти в отделение «Приватбанка» или снять наличку в банкомате. Входная дверь здесь открывается так, что перегораживает дорогу колясочнику, взбирающемуся по пристроенному пандусу. Дотянуться до кнопок банкомата справа у входа инвалиду на коляске можно, а вот слева – нереально. Это трудно сделать даже тому, у кого есть здоровые ноги – так высоко располагаются кнопки и экран. Как выход Инна предложила заехать внутрь отделения и получить деньги там. Ширина двери была достаточной, чтобы проехали коляска и скутер, а вот со входной дверью при въезде мы справились только с помощью неравнодушных посетителей.
Рядом с «Приватбанком» находится еще одно жизненно важное для человека с инвалидностью учреждение - «Амбулатория общей практики семейной медицины №6» (бывшая детская поликлиника). По пандусу эксперты добрались до входной двери, а здесь нас ожидала мегапроблема: входная дверь узкая, а перед ней на пороге – возвышение. Иннину коляску мы смогли поставить строго перпендикулярно входному проему и с миллиметровым зазором при помощи девушки-посетительницы «вопхнулись» внутрь. А вот Николай остался на пороге. Дело в том, что его электроскутер длиннее порога, если его ставить под углом 90 градусов ко входу (иначе не заедешь). Даже пытаться заехать не стоит – можно так загреметь навзничь! Инна рассказала, что у нее уже был опыт из ряда вон: когда она, почувствовав недомогание, приехала на своем электроскутере сюда в амбулаторию и не смогла войти, то врач слушала ее прямо на пороге заведения (!). «Мне повезло, что тогда было тепло», - горько сказала девушка. А что толку, если заедешь на коляске внутрь: врачи на втором этаже, а в здании нет лифта.
От амбулатории мы решили пройти в супермаркет «АТБ», для чего нужно было перейти дорогу. На перекрестке по стороне, где расположена амбулатория, съехали на проезжую часть нормально, а вот Инна на коляске заехать, напротив, без посторонней помощи не смогла: очень крутой угол подъема.
Беспроблемным оказался въезд на площадку перед «АТБ».
- А вот в «АТБ», что на ул. Героев Украины (бывш. Кирова) заезда с проезжей части на тротуар не было. Они так красиво плиточку уложили, новые бордюры поставили - а заезда нет. Я полгода просил у руководства супермаркета, требовал, ругался. Ответ был такой: «Мы не разобрались, кто это должен делать: город или мы». А потом мне все надоело, - рассказывает Николай. – Позвонил на «горячую линию» «АТБ» и говорю: «Я сейчас беру два ведра раствора и человека с фотоаппаратом и видеокамерой и еду самостоятельно делать себе заезд. А он это все снимет и выложит в Интернет. Пусть люди посмотрят на вашу заботу о посетителях!» Через 15 минут мне перезвонили: «Не могли бы Вы потерпеть две недели. За это время съезд будет сделан». И правда, все было сделано.
Но вернемся к нашему тестированию. У пандуса нас ожидал сюрприз в виде припарковавшегося прямо перед ним авто. Его владелец не подумал, что его машина не даст заехать на пандус человеку на коляске.
- И такая картина случается очень часто, - говорят Инна и Николай. – Взывать к совести автовладельцев зачастую зря – нарвешься на грубость и хамство.
Внутри самого магазина все было как нельзя лучше продумано для передвижения колясочников. Здесь нареканий не возникло.
Очень захотелось заглянуть в головы тех, кто устраивал «Торговый квартал» и расположенный по соседству магазин мобильных телефонов; и дальше магазины, лавки и даже аптеки на первых этажах домов на проспекте. Что вы себе думали? Вы – инвалидофилы?! А человек с инвалидностью – не покупатель?! Или персонал этих торговых точек на руках будет заносить мелитопольцев с инвалидностью в торговые залы?
И приятный момент: Инна и Николай рассказали, что среди мелитопольцев, особенно среди молодых людей, встречаются те, кто подсобит, сам предложит помощь, поинтересуется, надо ли что. Их радует тот факт, что к проблемам людей с инвалидностью стали в последние годы прислушиваться в обществе. Жаль только, что изменения к лучшему происходят так медленно.
2 декабря, накануне Международного дня инвалидов, в центре реабилитации смешанного типа для инвалидов и детей-инвалидов прошло заседание «круглого стола» на тему «Мелитополь - город комфортный и доступный». Представители городской власти, депутатского корпуса, городских служб и управлений, общественных объединений, организаций людей с инвалидностью и меценаты обсудили проблемы инвалидов и пути их решения. Так можно ли Мелитополь называть комфортным и доступным для людей с ограниченными физическими возможностями или пока правильнее в названии темы «круглого стола» поставить вопросительный знак.
«Мы – разные, мы – равные!»
В начале «круглого стола» руководители мелитопольских организаций людей с инвалидностью провели небольшие презентации своих обществ и направлений деятельности. Собравшиеся познакомились с обществом детей-инвалидов с детства и их родителей «Лебедушка», городским обществом инвалидов, обществом инвалидов войны и Вооруженных Сил, центром реабилитации слепых, Украинскими обществами слепых и глухих, центром реабилитации смешанного типа для инвалидов и детей-инвалидов, спортивным клубом «Фокис» и благотворительным объединением «Социальный фонд».
Какие бы названия не носили эти общества, все они работают для того, чтобы помогать инвалидам в решении бытовых и материальных проблем, содействовать их социализации и интеграции в общество, чтобы чувствовать полноту жизни.
По информации заместителя городского головы Светланы Бойко, в Мелитополе сегодня проживает более 6,5 тыс. горожан с инвалидностью; более 400 человек имеют проблемы со слухом, 250 – незрячих, 1620 мелитопольцев имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Это, как подчеркивали выступавшие на «круглом столе», такие же жители нашего города, имеющие право ездить в маршрутных такси, передвигаться по городским улицам, посещать банки и магазины, вести активный образ жизни. Но это не всегда им удается из-за препятствий и преград, которые здоровые горожане даже не замечают.
Дети – наше будущее
Проблема воспитания сострадания и принятия людей с инвалидностью решается с детства. И внедрение инклюзивного образования (образование, доступное деткам с инвалидностью наравне со здоровыми сверстниками) позволяет это достаточно быстро сделать.
В Мелитополе в этом году открыты группа с инклюзивным образованием в детсаду №40 и класс в ООШ № 4. Для организации такого обучения была проведена огромная работа и потрачены большие средства из городского бюджета, введены дополнительные ставки помощников воспитателя и учителя. Но обнаружились проблемы. Например, в городе нет учебных заведений, оборудованных таким образом, чтобы люди с инвалидностью комфортно могли пройти ВНО. Доступность на первые этажи школ затруднена: их здания строили еще в советское время, когда о посещении их детьми с инвалидностью речь не шла. Если на первый этаж еще можно взобраться после специальной реконструкции, то на второй-третий этаж, где располагаются специализированные кабинеты, просто невозможно. Недостаточная ширина коридоров, въездов в классные комнаты, лестничных пролетов также делают передвижение по учебным заведениям инвалидов затруднительным. Как и проблемным является оборудование санитарных комнат, туалетов.
Об этом нужно говорить уже сейчас, ведь детки с инвалидностью пока учатся в начальной школе. А дальше? Они растут и должны получать качественное образование, включая и высшее. В 2016-2017 учебном году запланировано переоборудование ООШ № 24 для сдачи здесь ВНО людьми с инвалидностью. В перспективе – организация инклюзивного образования в ООШ № 11 и детсаду №46 на Новом Мелитополе.
«Главная проблема – отсутствие совести!»
Так сформулировал корень многих проблем людей с инвалидностью представитель центра реабилитации слепых Игорь Чуб. Например, знают ли владельцы некоторых магазинов, выставляющих на тротуары рекламные билборды и треноги, а также владельцы автомашин, паркующих их на тротуарах, что они дезориентируют, ставят в тупик незрячих людей. Люди с тросточкой или инвалиды-колясочники не могут сказать спасибо за нынешнее обустройство многих пешеходных зон, ведь установленные высокие бордюры – это гора на их пути. Отсутствие съездов на тротуарах и переходах, отсутствие пандусов делают городские улицы, дома и учреждения непреодолимыми для инвалидов. Настоящим издевательством являются и некоторые пандусы, которые вроде бы и есть, но построены с нарушением всяческих норм, да и просто физических законов.
Поездка инвалида на маршрутном такси – это из области экстрима и ужаса. И люди с инвалидностью ведут уже речь даже не о том, что у них льготный проезд. Они согласны заплатить, чтобы не нарываться на оскорбления, но как же в ту маршрутку взобраться?! Как в нее войти, если водители, завидя инвалида, проезжают мимо или резво трогают с места, чтобы только человек с инвалидностью не стал их пассажиром. К слову, ректор открытого университета «Украина» профессор Валерий Лысенко рассказал, что в университете есть специально оборудованный автотранспорт, который может послужить основой для организации такси для инвалидов. Такое такси давно необходимо в Мелитополе.
Инвалидофилы среди нас
Мы решили протестировать самый центр Мелитополя на доступность, и пригласили для этого настоящих экспертов - членов городского общества инвалидов Инну и Николая. Инна передвигается на обыкновенной инвалидной коляске, Николай – на электроскутере. Проехав по четной стороне от городского общества инвалидов на пр. Б. Хмельницкого, 64 мимо парка до перекрестка с ул. Героев Украины (Кирова), они отметили, что передвигались вполне нормально. А вот проехать в инвалидной коляске по нечетной стороне проблематично: владельцы магазинов на первых этажах, вымостив плиткой у входа в свои заведения, либо вообще не предусмотрели съездов, либо отделались такими крутыми, что без посторонней помощи колясочнику по ним не проехать.
Трудности возникли у наших экспертов, когда они захотели войти в отделение «Приватбанка» или снять наличку в банкомате. Входная дверь здесь открывается так, что перегораживает дорогу колясочнику, взбирающемуся по пристроенному пандусу. Дотянуться до кнопок банкомата справа у входа инвалиду на коляске можно, а вот слева – нереально. Это трудно сделать даже тому, у кого есть здоровые ноги – так высоко располагаются кнопки и экран. Как выход Инна предложила заехать внутрь отделения и получить деньги там. Ширина двери была достаточной, чтобы проехали коляска и скутер, а вот со входной дверью при въезде мы справились только с помощью неравнодушных посетителей.
Рядом с «Приватбанком» находится еще одно жизненно важное для человека с инвалидностью учреждение - «Амбулатория общей практики семейной медицины №6» (бывшая детская поликлиника). По пандусу эксперты добрались до входной двери, а здесь нас ожидала мегапроблема: входная дверь узкая, а перед ней на пороге – возвышение. Иннину коляску мы смогли поставить строго перпендикулярно входному проему и с миллиметровым зазором при помощи девушки-посетительницы «вопхнулись» внутрь. А вот Николай остался на пороге. Дело в том, что его электроскутер длиннее порога, если его ставить под углом 90 градусов ко входу (иначе не заедешь). Даже пытаться заехать не стоит – можно так загреметь навзничь! Инна рассказала, что у нее уже был опыт из ряда вон: когда она, почувствовав недомогание, приехала на своем электроскутере сюда в амбулаторию и не смогла войти, то врач слушала ее прямо на пороге заведения (!). «Мне повезло, что тогда было тепло», - горько сказала девушка. А что толку, если заедешь на коляске внутрь: врачи на втором этаже, а в здании нет лифта.
От амбулатории мы решили пройти в супермаркет «АТБ», для чего нужно было перейти дорогу. На перекрестке по стороне, где расположена амбулатория, съехали на проезжую часть нормально, а вот Инна на коляске заехать, напротив, без посторонней помощи не смогла: очень крутой угол подъема.
Беспроблемным оказался въезд на площадку перед «АТБ».
- А вот в «АТБ», что на ул. Героев Украины (бывш. Кирова) заезда с проезжей части на тротуар не было. Они так красиво плиточку уложили, новые бордюры поставили - а заезда нет. Я полгода просил у руководства супермаркета, требовал, ругался. Ответ был такой: «Мы не разобрались, кто это должен делать: город или мы». А потом мне все надоело, - рассказывает Николай. – Позвонил на «горячую линию» «АТБ» и говорю: «Я сейчас беру два ведра раствора и человека с фотоаппаратом и видеокамерой и еду самостоятельно делать себе заезд. А он это все снимет и выложит в Интернет. Пусть люди посмотрят на вашу заботу о посетителях!» Через 15 минут мне перезвонили: «Не могли бы Вы потерпеть две недели. За это время съезд будет сделан». И правда, все было сделано.
Но вернемся к нашему тестированию. У пандуса нас ожидал сюрприз в виде припарковавшегося прямо перед ним авто. Его владелец не подумал, что его машина не даст заехать на пандус человеку на коляске.
- И такая картина случается очень часто, - говорят Инна и Николай. – Взывать к совести автовладельцев зачастую зря – нарвешься на грубость и хамство.
Внутри самого магазина все было как нельзя лучше продумано для передвижения колясочников. Здесь нареканий не возникло.
Очень захотелось заглянуть в головы тех, кто устраивал «Торговый квартал» и расположенный по соседству магазин мобильных телефонов; и дальше магазины, лавки и даже аптеки на первых этажах домов на проспекте. Что вы себе думали? Вы – инвалидофилы?! А человек с инвалидностью – не покупатель?! Или персонал этих торговых точек на руках будет заносить мелитопольцев с инвалидностью в торговые залы?
И приятный момент: Инна и Николай рассказали, что среди мелитопольцев, особенно среди молодых людей, встречаются те, кто подсобит, сам предложит помощь, поинтересуется, надо ли что. Их радует тот факт, что к проблемам людей с инвалидностью стали в последние годы прислушиваться в обществе. Жаль только, что изменения к лучшему происходят так медленно.