Человек 80 талантов
Просмотров: 2439
7 січня 2017 08:15
Фото Сергея КРЫЛОВА и из архива В. Усикова.
Вилена Усикова знают почти все мелитопольцы. 1 января Вилену Николаевичу исполнилось 80 лет.
Автор прозы и художник, преподаватель и руководитель, бессменный конферансье, человек-розыгрыш, говорящий голосами знаменитостей, умеющий рассмешить до слез… А вы знаете, что он был еще и учителем бальных танцев? Как много может быть заложено в одном человеке! Заложено – для того, чтобы делиться с другими.
Циркач или токарь?
Вилен Усиков родился в день необычный - в Новый год. Его отец Николай Яковлевич был слесарем на заводе, в 1937-м подвергся репрессиям. Маленькому Вилену было всего девять месяцев. Мама Александра Григорьевна осталась с тремя детьми. Чтобы прокормиться, отправилась работать в цех. Вила отдали на воспитание в дом бездетной тети Клавдии Яковлевны.
Его дарования проявились рано. В родной Молочанской школе № 2 был художественный кружок, драматический коллектив, гремели танцевальные вечера и диспуты. В те годы Вилен встретился с талантливыми людьми, которые вложили в чуткую душу многое: художниками Иваном Сидоренко и Леонидом Хивричем, учителем русского языка и литературы Петром Павелко.
В школе Вилен играл в спектаклях и много рисовал, конечно, мечтал о поступлении в творческий вуз. Но как пробиться из провинции в Москву? Везде огромные конкурсы! Оббегав ГИТИС, ВГИК, Вахтанговское, Щукинское, Вилен оказался в Московском цирковом училище на отделении артистов эстрады.
Он учился и вовсю жонглировал, но тут пришла повестка из военкомата: отправляйся, парень, Родину защищать! И забрали будущего артиста в армию, да родные потянули обратно: дома-то осталась мама-инвалид, старший сын не вернулся с войны, дочь в далекой Москве, вся надежда - на младшего. В расстроенных чувствах вернулся Вилен домой, решил забросить искусства. Устроился работать на обозостроительный завод учеником токаря.
- Нужно было начинать сначала, поиграли в интеллигенцию и довольно, - решил несостоявшийся циркач. – Я решил: «пойду в рабочий класс, как отец, мать, дед Яков Михайлович! Бросаю все! Кроме рисунка!»
Через время молодой рабочий уже имел специальность «токарь первого разряда». Но вот однажды заводчане давали концерт в селе, там заметили кудрявого говорливого парня и отправили поступать заново.
Не хочу быть последним в Риме!
На этот раз Вилен сидел лекции в мелитопольском культпросветтехникуме (ныне - училище культуры), попутно рисовал в студии Илария Чубича. Одновременно работал культорганизатором на знаменитой мелитопольской «стометровке», обучался на заочном отделении рисунка и живописи Дома творчества в Москве…
Получив оба диплома, отправился работать в ДК им. Т. Шевченко - культорганизатором и преподавателем бальных танцев. Комсомольский актив города он учил танцевать краковяк и вальс-бостон. Проявил себя и как художник: еженедельно выходил номер стенгазеты «БИНС – бьем и не стесняемся» и «БОКС – боевой орган комсомольской сатиры», который вывешивались в «Окнах сатиры».
- Мне во всем хотелось быть первым! – говорит Вилен Николаевич, - Когда у меня что-то не получалось, я напоминал себе фразу: «Лучше быть первым в Сенеках, чем последним в Риме». Я не хотел уехать в большой город, потому что очень люблю Мелитополь.
Непросто было работать в сфере искусства в те времена: ведь все идеологизировано. Но Вилен умел ладить с «верхами» и нравиться обычным зрителям и слушателям. Как?
- На вечера, которые я вел, приходили и из горкома комсомола, так что любое лишнее слово могло повредить, - вспоминает он, - Но я старался ко всему прислушиваться, все анализировать. Я всегда вращался в такой круговерти! Благодаря этому получал бесценный опыт общения с людьми. Бывали непростые отношениями с некоторыми руководителями, я так и не стал членом партии. И все же столько проработал в ДК, пройдя путь от культорганизатора до директора, на последней должности продержался 15 лет. Было много интересных встреч за эти годы. Например, с Евгением Евтушенко, он мне написал на память «Вилену Николаевичу - изысканному импрессарио Голливуда». Каждого артиста мы встречали хлебом-солью. Как-то приехал из Крыма татарский ансамбль. Прямо на сцене накрыли стол на 60 человек! Уверен – так следует встречать всех артистов, работники культуры очень нуждаются во внимании и признании.
Семья поддерживала: рядом была мудрая жена Алла Семеновна, подрастали дети Андрей и Елена. После 26 лет работы в ДК им. Т. Шевченко Вилен Николаевич вернулся обратно – в родное училище, теперь уже в качестве преподавателя изобразительного искусства. Накануне юбилейного дня рождения отправилась туда и я.
Там, где дышит мысль и чувство
В его кабинете на втором этаже Мелитопольского училища культуры. на стенах - картины и афиши, на столе – книги и блокноты. Раскрыв их наугад, можно прочесть: «Нельзя быть педагогом вчерашнего дня», «Подумать не вредно, но трудно». Мыслям и чувству дышится в этих стенах привольно. А мне очень уютно сидеть рядом с уникальным человеком, одаренным многими талантами.
- Вилен Николаевич, что в Вас все-таки главное? – спрашиваю.
- Импровизация текста, общение с людьми, - отвечает В. Усиков, - Я всегда любил разговорный стиль. И писал так, хотя языковеды и делали замечания за образные выражения типа «зарюмсанное лицо» или «ночь – хоть глаз выколи». Я всю свою жизнь вел дневник и сегодня очень люблю заносить в записные книжки афоризмы.
Слушаешь его и понимаешь: для творческого человека нет спокойно текущего времени. «Ни дня без строчки, ни дня без карандаша» - постоянно повторяет Вилен Николаевич. А мне дорого в нем другое: то, что и сейчас, несмотря на свои 80-т, этот человек хочет учиться новому – композиции, рисунку, по-прежнему много читает. И очень жалеет, о том, что из нашей жизни уходит книга. «Конечно, ведь книги наполняют нас желанием сопереживать и мучаться, учат нас любить», - объясняет он.
Сам юбиляр выпустил несколько книг – «Родное и близкое», «Мой город – наши мелитопольцы», причем последняя планируется в трех томах. Издания радуют богатством слова, щедростью фотографий, рисунков и картин автора. Вилен Николаевич мечтает выпустить второй том к следующему дню города – тогда он хотел бы отметить 60-летие творческой деятельности. А название и сюжет третьего тома пока держит в секрете от читателей. «Это будет сюрприз!» - говорит он. Почему? Да потому что до сих пор любит удивлять людей.
Автор прозы и художник, преподаватель и руководитель, бессменный конферансье, человек-розыгрыш, говорящий голосами знаменитостей, умеющий рассмешить до слез… А вы знаете, что он был еще и учителем бальных танцев? Как много может быть заложено в одном человеке! Заложено – для того, чтобы делиться с другими.
Циркач или токарь?
Вилен Усиков родился в день необычный - в Новый год. Его отец Николай Яковлевич был слесарем на заводе, в 1937-м подвергся репрессиям. Маленькому Вилену было всего девять месяцев. Мама Александра Григорьевна осталась с тремя детьми. Чтобы прокормиться, отправилась работать в цех. Вила отдали на воспитание в дом бездетной тети Клавдии Яковлевны.
Его дарования проявились рано. В родной Молочанской школе № 2 был художественный кружок, драматический коллектив, гремели танцевальные вечера и диспуты. В те годы Вилен встретился с талантливыми людьми, которые вложили в чуткую душу многое: художниками Иваном Сидоренко и Леонидом Хивричем, учителем русского языка и литературы Петром Павелко.
В школе Вилен играл в спектаклях и много рисовал, конечно, мечтал о поступлении в творческий вуз. Но как пробиться из провинции в Москву? Везде огромные конкурсы! Оббегав ГИТИС, ВГИК, Вахтанговское, Щукинское, Вилен оказался в Московском цирковом училище на отделении артистов эстрады.
Он учился и вовсю жонглировал, но тут пришла повестка из военкомата: отправляйся, парень, Родину защищать! И забрали будущего артиста в армию, да родные потянули обратно: дома-то осталась мама-инвалид, старший сын не вернулся с войны, дочь в далекой Москве, вся надежда - на младшего. В расстроенных чувствах вернулся Вилен домой, решил забросить искусства. Устроился работать на обозостроительный завод учеником токаря.
- Нужно было начинать сначала, поиграли в интеллигенцию и довольно, - решил несостоявшийся циркач. – Я решил: «пойду в рабочий класс, как отец, мать, дед Яков Михайлович! Бросаю все! Кроме рисунка!»
Через время молодой рабочий уже имел специальность «токарь первого разряда». Но вот однажды заводчане давали концерт в селе, там заметили кудрявого говорливого парня и отправили поступать заново.
Не хочу быть последним в Риме!
На этот раз Вилен сидел лекции в мелитопольском культпросветтехникуме (ныне - училище культуры), попутно рисовал в студии Илария Чубича. Одновременно работал культорганизатором на знаменитой мелитопольской «стометровке», обучался на заочном отделении рисунка и живописи Дома творчества в Москве…
Получив оба диплома, отправился работать в ДК им. Т. Шевченко - культорганизатором и преподавателем бальных танцев. Комсомольский актив города он учил танцевать краковяк и вальс-бостон. Проявил себя и как художник: еженедельно выходил номер стенгазеты «БИНС – бьем и не стесняемся» и «БОКС – боевой орган комсомольской сатиры», который вывешивались в «Окнах сатиры».
- Мне во всем хотелось быть первым! – говорит Вилен Николаевич, - Когда у меня что-то не получалось, я напоминал себе фразу: «Лучше быть первым в Сенеках, чем последним в Риме». Я не хотел уехать в большой город, потому что очень люблю Мелитополь.
Непросто было работать в сфере искусства в те времена: ведь все идеологизировано. Но Вилен умел ладить с «верхами» и нравиться обычным зрителям и слушателям. Как?
- На вечера, которые я вел, приходили и из горкома комсомола, так что любое лишнее слово могло повредить, - вспоминает он, - Но я старался ко всему прислушиваться, все анализировать. Я всегда вращался в такой круговерти! Благодаря этому получал бесценный опыт общения с людьми. Бывали непростые отношениями с некоторыми руководителями, я так и не стал членом партии. И все же столько проработал в ДК, пройдя путь от культорганизатора до директора, на последней должности продержался 15 лет. Было много интересных встреч за эти годы. Например, с Евгением Евтушенко, он мне написал на память «Вилену Николаевичу - изысканному импрессарио Голливуда». Каждого артиста мы встречали хлебом-солью. Как-то приехал из Крыма татарский ансамбль. Прямо на сцене накрыли стол на 60 человек! Уверен – так следует встречать всех артистов, работники культуры очень нуждаются во внимании и признании.
Семья поддерживала: рядом была мудрая жена Алла Семеновна, подрастали дети Андрей и Елена. После 26 лет работы в ДК им. Т. Шевченко Вилен Николаевич вернулся обратно – в родное училище, теперь уже в качестве преподавателя изобразительного искусства. Накануне юбилейного дня рождения отправилась туда и я.
Там, где дышит мысль и чувство
В его кабинете на втором этаже Мелитопольского училища культуры. на стенах - картины и афиши, на столе – книги и блокноты. Раскрыв их наугад, можно прочесть: «Нельзя быть педагогом вчерашнего дня», «Подумать не вредно, но трудно». Мыслям и чувству дышится в этих стенах привольно. А мне очень уютно сидеть рядом с уникальным человеком, одаренным многими талантами.
- Вилен Николаевич, что в Вас все-таки главное? – спрашиваю.
- Импровизация текста, общение с людьми, - отвечает В. Усиков, - Я всегда любил разговорный стиль. И писал так, хотя языковеды и делали замечания за образные выражения типа «зарюмсанное лицо» или «ночь – хоть глаз выколи». Я всю свою жизнь вел дневник и сегодня очень люблю заносить в записные книжки афоризмы.
Слушаешь его и понимаешь: для творческого человека нет спокойно текущего времени. «Ни дня без строчки, ни дня без карандаша» - постоянно повторяет Вилен Николаевич. А мне дорого в нем другое: то, что и сейчас, несмотря на свои 80-т, этот человек хочет учиться новому – композиции, рисунку, по-прежнему много читает. И очень жалеет, о том, что из нашей жизни уходит книга. «Конечно, ведь книги наполняют нас желанием сопереживать и мучаться, учат нас любить», - объясняет он.
Сам юбиляр выпустил несколько книг – «Родное и близкое», «Мой город – наши мелитопольцы», причем последняя планируется в трех томах. Издания радуют богатством слова, щедростью фотографий, рисунков и картин автора. Вилен Николаевич мечтает выпустить второй том к следующему дню города – тогда он хотел бы отметить 60-летие творческой деятельности. А название и сюжет третьего тома пока держит в секрете от читателей. «Это будет сюрприз!» - говорит он. Почему? Да потому что до сих пор любит удивлять людей.