Когда закончится война…

Просмотров: 3117
10 січня 2017 16:17
В 2014 г. в Мелитополь стали приезжать первые переселенцы. Сколько людей без дома, без денег, без других необходимых вещей, сколько сломанных судеб! Да, в нашем городе им оказали помощь, помогли с временным жильем, одеждой, продуктами. Но то время навсегда останется в их памяти, пожалуй, как самое страшное.

Одна из вынужденных переселенок согласилась рассказать о том, как ее семья оказалась в Мелитополе, и как здесь сложилась ее жизнь.

Пять дней растянулись на годы

Елена Торба с мужем и тремя детишками жили в Луганске. Елена подрабатывала, давая частные уроки английского языка, а муж усердствовал сразу на трех работах, ведь нужно было выплачивать кредит за квартиру и ставить на ноги детей. Благо, в их воспитании помогали многочисленные родственники. Возможно, жизнь в Луганске была и не самой лучшей (об этом Елена не говорит), но она была устоявшейся. Была своя квартира, была работа, рядом находились родные люди, друзья.

2 июня 2014 г. из самолета обстреляли Луганскую обладминистрацию, после чего начался обстрел окраин города из артиллерии. По улицам разъезжали танки, низко летали самолеты, постоянно звучала сирена. 13 июня семья покинула город. Уезжать насовсем они не собирались. Мать, отец и трое детишек уехали на море всего на пять дней, перенеся в связи с ситуацией запланированный на более позднее время отпуск. Уезжали, естественно, практически без вещей, а вернуться за ними так и не смогли - обстановка ухудшалась, начались обстрелы самого города. Родители, бабушки, дедушки супругов остались в Луганске, как и брат Елены со своей семьей.

Близкие звонили ежедневно и рассказывали об ужасе, который творился в Луганске: город стал обстреливаться все чаще, повсюду устанавливались блокпосты и сновали люди в форме и с оружием, были построены баррикады вокруг СБУ и института. Ехать на родину, а тем более везти туда детей было крайне опасно.

Семье пришлось буквально выживать, ведь других родственников по Украине, кроме как в родном Луганске, у них не было. Сначала они два месяца жили в Урзуфе, где муж отыскал подработку. Но лето заканчивалось, работа, которая была сезонной, тоже. К тому же, старшему сыну подошло время идти в первый класс. Мелитополь оказался ближайшим большим городом. Близко находился и Бердянск, но совсем рядом с зоной конфликта. Рисковать семья не решилась.

С чистого листа

Семья потеряла все. С собой у них был небольшой запас вещей, документы и немного денег. В Луганске осталась собственная квартира с евроремонтом (столько лет выплачивали кредит!), все вещи, в том числе и теплые, заранее приобретенные портфель с канцелярией и вещи для сына-первоклашки, а также другие нужные для жизни вещи: посуда, одеяла и подушки, техника и прочее.

В Мелитополе семью поселили в СК «Мотор», предупредив, что это только до нового года. В это время в родном Луганске начался обстрел по тем кварталам, где ранее жила Елена с семьей, жители остались без электричества и воды. Связи не было, поэтому Елена ежедневно просматривала сводку разрушений и списки погибших, переживала и постоянно плакала. И все это на глазах у детей. Потом ситуация вроде бы стабилизировалась, подходил к концу срок проживания на «Моторе» и в декабре семья вернулась в Луганск. Но «счастье» длилось недолго. В феврале обстрелы «Градов» возобновились, сотрясая дом. На случай экстренной эвакуации у семьи была припасена наготове сумка с самыми необходимыми вещами. Елена рассказывает, что больше всего боялись не младшие дети, а старший семилетний сын – не спал ночами из страха, что семью завалит. Пожив так немного, семья снова уехала … в Мелитополь - город, по словам рассказчицы, они уже знали и успели полюбить.

В нашем городе их хорошо приняли изначально и оказали помощь. В «Моторе» им снова выделили комнату с четырьмя кроватями, столом и холодильником, дали постельное белье, чайник, посуду. В штабе Красного Креста семья подобрала себе одежду, которую приносили горожане, помогали и продуктами. Детей помогли устроить в школу и детский сад, старшему подарили рюкзак с канцелярией. Елена нашла работу.

Жизнь стала понемногу налаживаться.

В ожидании возвращения

За два года проживания в Мелитополе семья сменила несколько съемных квартир. И каждый раз начинали все как бы заново, говорит Елена.

Последняя квартира, которую сняла семья, рассказывает женщина, была практически без мебели, но был холодильник и стиральная машина. Долгое время спали на полу, а на окнах не было штор. На помощь пришли мелитопольцы и подарили семье кровать, а шторы взяли в БФ «Мариам». Сейчас семья ищет еще одно спальное место и шкаф, ибо вещи так и лежат в пакетах.

Родители работают (Елена нашла работу в Интернете), но расходов много. В частности, приходится оплачивать коммунальные услуги в луганской квартире, чтобы жилье не отобрали, а муж систематически ездит домой проведывать старенькую маму. Работа хоть и есть, зарплата значительно меньше, чем была в Луганске. Все, что выделяет государство, это адресная помощь на детей в размере 2400 грн., и это, по словам матери, самая большая сумма на семью. Елена очень хорошо сдружилась с одной местной жительницей, остальные - переселенцы, друзья, так сказать, по несчастью.

А вот старшему ребенку адаптироваться сложнее, за три года мальчик поменял уже четыре школы. Он постоянно вспоминает своего лучшего друга, который остался в родном городе, и здесь не может найти новых.

Председатель мелитопольского штаба по работе с переселенцами Наталья Жадан как-то рассказывала, что большинство не хочет возвращаться обратно, обретя полноценную жизнь здесь, в Мелитополе. Но Елена не из их числа. Женщина говорит, что мечтает вернуться в родной Луганск, когда их жизни ничего не будет угрожать.

- Я все время сравниваю нашу жизнь до и после войны: небо и земля. Нет никакой стабильности, ничего своего. Нет рядом родственников, которые могли бы помочь с детьми... Нас в городе ничего не держит. Просто живем и живем, - говорит переселенка. - И вообще, 10 лет тяжелого труда, чтоб выплатить кредит за квартиру, сделать в ней ремонт, создать все условия для жизни семьи нельзя просто так выкинуть и забыть и опять остаться у разбитого корыта. Я не из тех людей, которые так просто сдаются и плывут по течению. Нас вынудили бросить свои дома наши политики, которые набивают карманы за счет войны, а взамен - ничего. Мы теперь бездомные. И никто ничего не делает, чтоб это все побыстрее закончилось, и мы смогли бы вернуться домой.

Фото автора



Похожие новости: