Юрий Онищук: «Одна из функций депутатов – сдерживать мэра»

Просмотров: 8192
14 січня 2017 09:00
Фото из личного архива Ю. Онищука
При Союзе Юрий Онищук служил в автомобильных войсках, в 1994-м уволился майором, в Мелитополе развивает семейный бизнес. В горсовете три созыва, в 2006-10 гг. – председатель комиссии по коммунальной собственности. В 2010-12 гг. - первый вице-мэр, был близок к мэру Сергею Вальтеру. Сейчас – союзник нардепа Евгения Балицкого и оппонент мэра Сергея Минько.

О политике

- Когда и почему Вы пошли в политику?

- В 2006-м, по инициативе Сергея Вальтера, с которым был давно и хорошо знаком. Он тогда заглянул к нам на СТО и сказал мне: «Ты нужен в горсовете, время на размышления – пять минут». И я согласился – из уважения и доверия к нему.

- Вы и в ПР оказались благодаря Вальтеру.

- Конечно. Но он, а затем и я оказался в «регионах» не случайно. Идея была хорошая, в Мелитополе она правильно реализовывалась, городская парторганизация, которую в значительной мере создавал Вальтер, сделала для горожан немало хорошего, практически не имела негатива – отсюда и нынешний авторитет в городе Оппоблока.

- Почему же «регионалы» пришли к тому, к чему пришли?

- Лидер стал вождем с неограниченными полномочиями, неограниченным влиянием на правоохранителей и неограниченными аппетитами. А партийцы не смогли этому противостоять.

- Какими были Ваши политические взгляды «на старте», ясно. А каковы они сейчас и почему Вы в Оппоблоке?

- В Оппоблоке потому, что он – преемник ПР и наиболее последовательно выступает за мир, а это сейчас главное. Я не из «больших» политиков, а из местных, и в этом плане мои взгляды тоже не изменились: хороша та партия, которая заботится о Мелитополе. Не изменились и общие подходы: в политике я сторонник демократии, в экономике – рынка, во всем - взаимовыгодных контактов со всеми возможными партнерами.

- Кто оказал влияние на Ваше формирование как политика?

- Главное на старте– Вальтер. Пример для меня – его местный патриотизм, основательность подходов, ответственность. После 2013 года, когда они нашли взаимопонимание с Евгением Балицким, и он тоже: в нем интересно видение ситуации в городе и регионе через призму нардепа. Особо упомяну Александра Александровича Решетняка. Я не только был его преемником, как первый вице-мер, но и многому у него учился: и подходам к руководству, и решению проблем коммунального хозяйства, и любви к городу.

- Кого из президентов и премьеров Украины Вы считаете наилучшими, кого – наихудшими?


- Лучший премьер и Президент – Леонид Кучма. Он принял страну в руинах и немало сделал для ее возрождения: от поддержки малого и среднего бизнеса до многовекторности во внешней политике. Из премьеров выделю также Николая Азарова: эффективный хозяйственник с хорошими результатами. А худшим был тандем Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Довести цену на газ с 49 долларов до почти 500 – это поставить страну на колени.

- Что Вы считаете своим главным достижением, а что - главной ошибкой в политике?

- Главное достижение - работа на благо города, будучи вице-мером, депутатом. В мэрии нам многое удалось в очень сложных условиях. В горсовете я третий созыв: проходил по партийным спискам, но всегда активно работал на округе. Все три раза они у меня были разными: сейчас, к примеру, в границах улиц Воровского до Вакуленчука и вниз до Молочной, в основном частный сектор; здесь проблем масса, обязанность депутата – знать их и содействовать решению, оказывать посильную помощь любому жителю округа. В масштабах города – принимать решения направленные только на улучшение качества жизни горожан, справедливое распределение бюджета вне зависимости центр это или окраина.
Главная ошибка в том, что доверял, кому не следует, в частности – Сергею Минько.

О Мелитополе

- Кто из мэров Мелитополя был, по Вашему мнению, лучшим, кто – худшим?

Лучшим мэром – Вальтер, лучшим первым вице-мэром (это важная позиция) – Решетняк. Оба работали в сложнейших условиях, смогли сформировать команды и многого добиться.
Худшим – Минько.

- Вы не слишком пристрастны? Он мэром чуть больше года и сделано за это время немало.

- Начнем с того, что исполняет обязанности мера он уже четвертый год, а бурная деятельность стала заметна лишь летом 2015 – перед выборами. Да и сделанное - не его личные достижения, а прямая обязанность, да и сделано потому, что изменилась система межбюджетных отношений, и в городе бюджет развития увеличился десятикратно. По привлечению дополнительных средств признаю: ему, как в свое время Анатолию Мангулу, удается заводить в город и дополнительные средства, и это хорошо, хотя это тоже прямая обязанность. Но используются средства не всегда эффективно: имея столько, можно и нужно делать больше, а главное – распределять их рационально, учитывая важность и первоочередность задач исходя из здравого смысла, а не ради собственного пиара. У нас денег было меньше раз в восемь, а сделали мы практически столько же. Есть и другие претензии: неуважение к закону (вплоть до игнорирования решений судов), к депутатскому корпусу (а ведь за нами такие же избиратели, как и за ним), и к собственным обязательствам.

- Последнее утверждение требует конкретики…

- Дойдем до проблемы с ЖЭКами – приведу пример.

- О Вашей работе на посту первого вице-мэра при Сергее Вальтере и после его отстранения. Как все складывалось и почему так закончилось? Особо – об избрании секретарем Артура Поляченка и о «смотрящих»…

- Мы пришли командой: каждый знал свой участок и задачи. Работа ладилась и приносила удовлетворение. Вальтер за восемь лет секретарем горсовета отлично знал работу мэра и вникал во все. Не из команды был только секретарь горсовета: нардеп Владимир Ярощук навязывал кандидатуру Минько, область – Поляченка. Решение принимал Вальтер, а горсовет его поддержал как временное (так и вышло).
А «наезд» на нас был потому, что «смотрящий» требовал из города денег, их надо было с кого-то собирать, Вальтер на это не шел, он был настоящим патриотом Мелитополя. Про детали не скажу: он нас лишними проблемами не «грузил».

- На выборах в Раду-2012 обсуждался поход в нее Вальтера...


- … из соображений безопасности. Я был среди сторонников этого варианта, но он решил иначе: отработать каденцию мэром «по-полной», а там видно будет. По этим же причинам он не уехал из Украины «пересидеть» за рубежом: мог бы, но считал неправильным.

- Когда его отстранили, Вы были первым вице-мэром, а Александр Барыбин – секретарем горсовета. Что помешало удержать ситуацию?

- «Наезд» правоохранителей продолжался: «для разминки» - абсолютно надуманный протокол о коррупции: потом суд его отменил, но это был сигнал. Плюс приехавшие в город от «смотрящего» Зарейчук и Байло, тупо доводившие план по поборам до поставленных с их подачи новых руководителей. В этой ситуации продолжать борьбу значило бы нарваться на уголовное дело - вроде того, которое «слепили» по Вальтеру.

- Самая скандальная тема, связанная лично с Вами - частные ЖЭКи. Им отдали весь рынок услуг в Вашу бытность профильным вице-мэром, Вы декларировали свою непричастность к ним, потом возглавили их, потом ушли с долгами…


- Частные ЖЭКи были целесообразны: в отличие от коммунального, платили не 20% НДС, а 7% единого налога, к тому же в городской бюджет, а не в государственный. Переход к ним мы готовили системно, причем «Комфорт-Мелитополь» заменил другую частную компанию «Комэнерго», которая пришла до нас и работала неудовлетворительно; замена происходила в течение полугода и цивилизованно. «Жилмассив» пришел на смену объединению коммунальных ЖЭКов.

Когда речь шла об их учредителях, я говорил, что это не мои родственники. Влияние на них я имел рекомендательно, к управлению они не касались – только назначили директора. И сделать нам тогда удалось очень много, в разы больше сегодняшнего КП, которое зашло и работает с первого дня незаконно и так же незаконно собирает деньги с населения. А потом я пошел туда, когда стало ясно, что Минько, Федоров, Павленко убирают их с рынка услуг, наплевав на закон (что впоследствии и подтвердили суды). Но я готов был принять даже это неизбежное и на встрече с ними мы договорились лишь об одном: КП возвращает незаконно собранные деньги за январь-февраль 2015 (услуги по содержанию домов в полном объеме, а главное – ЗАКОННО, что также доказано судами всех инстанций оказали ОООшки) исключительно на зарплату и компенсацию при увольнении людей. Дело было в «Форосе», его владелец и член исполкома Мустафа Чонкай участвовал в разговоре и может подтвердить: соответствующие заверения я получил. А выполнили их с точностью до-наоборот – это к вопросу о верности слову Минько…

- Итак, власть убрала ООО с рынка услуг. Но Вы попробовали вернуться с «Нашим ЖЭКом», даже несколько договоров заключили, а потом «сошли с дистанции», фактически подставив старших домов, которые Вам поверили.

- Во-первых я никого не подставлял. На рынке не должно быть монополии – такой, как сейчас у коммунального ЖЭКа, к проверкам которого мэр нас упорно не допускает (не потому ли, к примеру, что за квартал он израсходовал бензина больше, чем частные тратили за год, что набрал уже пятьсот человек, хотя достаточно двухсот?).

«Наш ЖЭК» мог бы эту монополию разрушить, у людей появилось бы право выбора. Но чтобы не допустить этого, власть стала стравливать жителей домов, которые заключили договора с нами. Такой подлости я не ждал и состязаться в этом был не готов, потому и ушел.

- Как Вы оцениваете нынешний конфликт в городе и горсовете: преобладают объективные противоречия, политика или противостояние двух лидеров?

- Прежде всего – объективные противоречия между мэром и поддерживающим его меньшинством депутатов, с одной стороны, и большинством депутатов, выступающим за соблюдение закона, с другой. Хотя мы ведь с «афганцами» не союзники, просто выступаем за порядок и здравый смысл.

- А вот Евгений Балицкий, с мнением которого Вы считаетесь, выделяет личный конфликт вокруг места в Раде…

- У них с Минько – может быть. Но у нас мотивация другая, так что здесь наши с ним мнения не совпадают.

- А как вообще строится работа фракции Оппоблока, в какой мере на нее влияет нардеп?


- Строится на базе обсуждения и общих решений. Балицкий влияет, но не как нардеп, а как партийный лидер. С правом направлять, но без права и стремления командовать. В случае разногласий решаем голосованием.

- А как насчет избрания секретарем горсовета Галины Данильченко – новичка в депутатском корпусе, но зато из «орбиты» нардепа?

- Да, здесь решающей была его рекомендация. Но она с ролью лидера фракции вполне справляется.

- Минько и его сторонники полагают, что ее прочат на роль и. о. мэра в случае отстранения его от власти – к примеру, по решению суда. И снова городом будет управлять человек, мягко говоря, не совсем самостоятельный при принятии решений…

- А что, Минько и его команда считает, что уже есть за что отстранять судом? Данильченко была бы секретарем не хуже, чем Бельчев. То, что он незаконно занимает должность секретаря после всех решений судов – это уже уголовное преступление. А главное, секретарь должен быть реальным лидером всего депутатского корпуса, каким был Вальтер в 2002-10-м; с ним считались все мэры.

- Но Данильченко не Вальтер, а договориться мешают партийные выборы в горсовет. Вы трижды проходили по спискам и трижды меняли округа – разве это правильно?


- Возможно, Вы правы, но это теория. А есть решения суда: Данильченко избрана законно. Значит, она должна занять это кресло. Если мэра или кого-то еще она не устраивает – можно инициировать ее отстранение и, если депутаты проголосуют (тайно) за такое решение, - предложить новую кандидатуру. За которую тоже будет тайное голосование. Но для того, чтобы инициировать этот процесс должны быть основания, а не просто какие-то страхи.

- Каким Вы видите разрешение конфликта во власти: компромисс или перевыборы?

- Мы готовы и к тому, и к другому. Лучше компромисс, но в рамках закона: как при создании постоянных комиссий. Они обеспечат рациональное и справедливое расходование бюджета, рассмотрение всех вопросов горсовета по закону, сейчас этого нет.

В 2011-м, когда Чаппа возглавлял УЖКХ, а я стал вице-мэром, мы начали с создания своеобразной карты города, где было отражено состояние практически каждой улицы и каждого двора: степень «убитости» и, соответственно, необходимости ремонта. И работали там, где надо, а не где «свои» депутаты (примеры – ремонты на округах Тимофеева на микрорайоне и Мищенко в домах на Кирова-Крупской, без которых можно было жить и жить).
Не менее важно, чтобы мэр не делил депутатов на своих - помощников, и чужих – «наймитов» Балицкого и «врагов народа». Все мы полномочные представители громады, одна из функций депутатов – не дать мэру превратиться в удельного князька.

- Но ведь влиять на депутатов пытались все мэры, включая Вальтера…

- Влиять и убеждать – но при этом считаться, не стравливать и не натравливать. Иначе договориться не получится.

- Самый простой способ выйти на досрочные выборы - расширить границы Мелитополя за счет слияния с городом одного или нескольких ближайших сельсоветов. Как Вы относитесь к этому и к реформированию территориальных громад в целом?

- Это надо делать, городу тесно в нынешних границах. Можно объединяться и с Новенским сельским советом, и с Новониколаевским, и с Семеновским. Но это надо тщательно подготовить, просчитать, показать будущим партнерам их выгоды, а самое главное – «ЗА» должны быть жители этих сел и города.

«О личном»

- Какие события в своей жизни Вы считаете наиболее знаковыми?

- Самые счастливые – рождение детей. Самые печальные – потеря родителей: сложилось так, что за два года мы с женой похоронили всех четверых.

- Что еще Вы готовы рассказать «на публику» о своей семье и о Вашем семейном благосостоянии?


- Минимум: личное есть личное. Детей двое, они работают, мы рады, что они, выбирая профессию и работу, учли наше мнение, учитывают и сейчас. Но решают они сами.
Бизнес у нас семейный, жена – партнер еще с 1998 года. Зарабатываем достаточно, чтобы содержать семью и помогать детям.

- На каком автомобиле Вы ездите?

- У меня уже три года «Kia Mohave», за кредит еще рассчитываюсь. Менять пока не планирую, но при нынешних ценах в салонах и на вторичном рынке снова надо думать о б. у. из Европы.

- Где и когда Вы в последний раз отдыхали?

- В Турции с семьей году в 2012-м. А так – летние выезды на выходные к морю, тем более что у нас дача в Примпосаде.

- В каких странах еще бывали, что произвело впечатление?

- Я бывал в Польше, Испании, Австрии. Главный позитив – с первого посещения – Германия: и общее отношение к организации жизни общества (делай, что положено, или плати). Особо - о близких мне системе коммунального хозяйства (все сети муниципальные, их обслуживают частники, арендная плата идет на модернизацию сетей, все делается по плану) и автодорогах (над арматурой – почти полметра асфальта; если вторично ловят выпившего за рулем – пожизненное лишение прав). Негатив – по работе еще в мэрии были в Праге, в центре города нас буквально окружили «смуглые» продавцы, причем среди товаров были и наркотики; мы, естественно, ничего не купили, но с демократией они здесь переборщили: европейской столице такое не к лицу.

- Какая покупка в прошлом году была самой значительной?

- Телевизор.

- Кого Вы считаете своими друзьями? Есть ли среди них политики?

- Друзей несколько, они из молодости, главным образом из тех, с кем учился или начинал армейскую службу в Монголии. Из политиков другом был Вальтер, остальные – скорее товарищи.

- Какой досуг Вы предпочитаете?

- Домашний, дачный - активности мне хватает на работе.

- Какие зрелищные мероприятия?

- Концерты эстрадных певцов, приезжавших в Мелитополь.

- Какую из прочитанных за последнее время книг можете выделить?

- С приходом во власть читаю прежде всего «по работе» - я ведь этому в юности не учился. Последняя книга – Антонио Менегетти, «Психология лидера».

- Есть ли у Вас планы на будущее – личные, семейные, политические, бизнесовые?
Какими из них Вы готовы поделиться?


- Я не любитель делиться планами. Реализую – расскажу, а если нет, и говорить не стоит.




Похожие новости: