Необычная судьба обычного человека
Просмотров: 3344
14 січня 2017 18:05
Фото из архива семьи Умеровых
Много лет в нашем городе на ул. 9-го Января жил скромный, немногословный человек. Работал столяром, был отмечен поощрениями и денежными премиями. В общем, все, как у большинства жителей нашей страны. Но только близкие соседи, да родственники знали, какая невероятная судьба была у этого человека.
Звали его Али Умеров, родился он в 1923 году на Крымской земле, в Бахчисарайском районе. Отца звали Умер, он работал строителем-плотником. Мама Уман, была домохозяйкой. Было в семье еще два брата. Старший Ибраим, был призван в армию в конце 30-х годов, был участником боевых действий на Халхин-Голе, затем участвовал в советско-финской войне, прошел всю Великую Отечественную, был ранен, получил увечья, но вернулся со службы только в конце 1947 года. Младшему - Осману, по возрасту повоевать не пришлось.
Мальчишка в солдатской шинели
До войны Али Умеров успел окончить школу и поработать в деревообрабатывающей артели «Заря» в Бахчисарае. Когда Германия напала на Советский Союз, Али только исполнилось 18 лет. 19 августа 1941 года Бахчисарайский райвоенкомат призвал парня на действительную службу в вооруженные силы. По распределению попал он в 36-ю авиабазу, которая дислоцировалась возле деревни Сарабуз Евпаторийского района. По мере приближения немецких войск, 36-я авиабаза передислоцировалась в район Севастополя, а еще позднее в район Новороссийска, в станицу Белореченская. Здесь служба Али в авиации окончилась, и он был отправлен в г. Ульяновск на формировочный пункт. Там он пробыл недолго и вскоре был направлен автоматчиком в танкодесантную роту 99-й Отдельной танковой бригады (ОТБр). Попал под начало ротного командира ст. лейтенанта Максимова. Наверно, хороший был командир, раз запомнился на всю жизнь.
99-я ОТБр была сформирована 18 июля 1942 года и уже на следующий день была брошена в бой на подступах к Сталинграду, затем были оборонительные бои в районе Сталинграда, наступление на Донбасс. Летом 1943 года бригада принимала участие в боях на Курской дуге, в районе знаменитой Прохоровки, в составе 5-й Танковой Армии. В этих боях был перелом в Курской битве в пользу Красной Армии. Затем 99-ю ОТБр перебросили на Донбасс, где начал наступление Южный фронт. Танковый десант постоянно был в боях, Умеров воевал достойно, не зря ему, 19-летнему солдату, приказом по бригаде от 6 января 1943 года, было присвоено звание «младший сержант».
Французские маки
Позади остались горячие бои в Сталинграде, на Курской дуге, но на земле Донбасса случилась беда. Танковый батальон с десантной ротой на броне, в которой был и Умеров, вырвался вперед и попал в окружение. После жесточайших боев в окружении, когда были уничнтожены танки, а от роты осталось 27 человек и кончились боеприпасы, оставшиеся в живых были взяты в плен. Произошло это осенью 1943 года в районе города Сталино (ныне Донецк), возле шахты № 13.
Как писал А. Умеров в заявлении в Мелитопольский райвоенкомат «…Нас направили в концлагерь г. Сталино, а затем вывезли в концлагерь во Францию, в район города Лепий. Это было весной 1944 года. Осенью 1944 года я в составе группы узников бежал из концлагеря в лес, где встретил французских партизан (по-французски - маки). Французы приняли нас в отряд, дали оружие и мы вместе воевали до освобождения Франции в 1945-м году англо-американскими войсками. По распоряжению генерала де Голля нам выдали французскую военную форму, которую получил и я, сфотографировался со своими боевыми друзьями. Затем, по нашему желанию, нас, советских граждан, французы передали Советскому командованию с соответствующей боевой характеристикой, поэтому нас не направили в лагерь ПФЛ (проверочно-фильтрационные лагеря), куда обычно направляли всех, кто был в плену. Из Германии я попал в г. Шую, где и продолжал служить в Красной Армии до 1947 года, до демобилизации…»
В то время, когда Али Умеров сражался на далеких рубежах, его семья во исполнение
Депортация
Постановления ГКО № 5859сс от 11 мая 1944 года, в числе 151136 крымскотатарских жителей была переселена в Узбекистан. Семья Умеровых была распределена в совхоз «Нарпай» Бухарской области. Всего на первом и третьем участках совхоза проживало 2923 спецпереселенца. Конечно, трудности были неимоверные, люди ютились в неприспособленных помещениях, да и тем жильем у концу 1945 года большая часть переселенцев в совхозе «Нарпай» так и не была обустроена должным образом. В том же 1945 году в совхозе третья часть спецпереселенцев осталась без индивидуальных огородов, хорошего подспорья для обеспечения семей продовольствием. Эту проблему в Бухарской обл., в которой был совсох «Нарпай» удалось решить только в 1947 году. Были проблемы с финансированием, со взаимоотношениями с местной администрацией, трудности были на каждом шагу.
Вот в такой обстановке, в первых числах июня 1947 года, на станции Кермана сошел с поезда младший сержант Али Умеров. Он разыскал семью. Но вскоре его вызвали в местный военкомат и предложили выехать в любую область страны или оставить документы в военкомате и принять статус спецпереселенца. Али выбрал второе – к тому времени отец умер от малярии, мама часто болела, младший брат Осман был еще несовершеннолетний, надо было поддержать семью. Уже 17 июня 1947 года он поступил в стройотдел совхоза «Нарпай» столяром, через год женился, и вскоре молодая жена Мелия подарила Али дочку, которую назвали Гульнар. В 1950-м году родилась Сидика, в 1952-м году – сын Сейран, в 1957-м году – сыг Сервер, в 1963-м – Айдер. Вот такая получилась большая семья!
Путь на родину привел в Мелитополь
Указом от 13 июля 1954 года санкции для спецпереселенцев были смягчены, они были восстановлены в гражданских правах, и Умеров решил переехать в Самарканд. 10 февраля он уволился с работы в совхозе, и вскоре вся семья была уже в Самарканде. Умеров продолжал трудиться на различных предприятиях столяром-плотником.
В 1967 году вышел Указ Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживающих в Крыму», который снял все санкции и ограничения с крымских татар. Появилась возможность вернуться в Крым. Но трудности с пропиской, с переездом позволили переехать в 1972 году только в Мелитополь. Здесь А. Умеров на ул. 9-го Января купил домик и два года преодолевал бюрократические препоны, связанные с пропиской. В этом домике он и прожил всю оставшуюся жизнь. С 31 января 1973 года до выхода на пенсию 23 мая 1983 года работал столяром 4-го разряда в Мелитопольском межколхозстрое.
За все это время вырастил и воспитал всех своих детей. Старшая дочь Гульнар еще в Средней Азии окончила техникум пищевых технологий, Сидика окончила Одесский институт пищевых технологий, долгое время работала ведущим специалистом на Запорожской заводе продтоваров. Старший из братьев Сейран окончил Кирсановское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Младшие братья Сервер и Айдер, один стал машинистом электровоза, водил поезда, а другой – водителем и механиком. Дочь Сафинар посвятила себя семье, детям, стала домохозяйкой.
По заслугам
Словом, все сложилось в жизни, все вошло в нормальную колею, но была одна нерешенная проблема – Умеров хотел вернуть себе статус участника войны. Еще после смерти И. Сталина, Умеров с этим вопросом обращался в военкомат г. Кермана, но получил отказ, затем уже в Мелитопольский военкомат. Вопрос оставался без ответа. Но постепенно, с помощью Центрального архива Вооруженных сил в г. Подольск, было подтверждено, что Али действительно участник Великой Отечественной войны и прослужил в Красной Армии с августа 1941 года по февраль 1947-го. В получении этой справки главную роль сыграл Андрей Леванов - замечательный человек, бывший директор Запорожского завода продтоваров, где работала Сидика Умерова. Он принял самое активное участие в работе с архивом ВС СССР, приложил все свои возможности и добился положительного результата.
Указом Президента Украины от 14 октября 1999 года А. Умеров был награжден орденом «За мужество», еще раньше ему вручили юбилейную медаль к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Еще в годы войны А. Умеров был представлен к награждению орденом «Красной Звезды», но документы затерялись. Удостоверение ветерана войны для получения льгот, положенных по закону, он получил только 18 августа 2004 года. Но, как бы то ни было, А. Умеров снова вернулся в строй своих боевых друзей! На этом я и закончу свой рассказ об удивительной судьбе этого человека.
А узнал я о нем из рассказа его соседа, и моего многолетнего товарища и коллеги по работе в СУ-2 «Жилстрой» Сейтвелиева Сейдамета Сейтмеметовича. Его родители тоже были спецпереселенцы. Сейдамет родился в г. Чирчик Ташкентской области, там вырос, окончил инженерно-строительный институт, работал в проектном институте, отслужил в армии, а в 1978 году его семья переехала в Мелитополь. Здесь, на стройках города мы с ним и познакомились.
Я очень благодарен дочери А. Умерова Сидике Алиевой за предоставленные документы, материалы и личные воспоминания, которые я положил в основу этой статьи. Я желаю добра всей большой семье Умеровых!
Борис Мукасеев
Звали его Али Умеров, родился он в 1923 году на Крымской земле, в Бахчисарайском районе. Отца звали Умер, он работал строителем-плотником. Мама Уман, была домохозяйкой. Было в семье еще два брата. Старший Ибраим, был призван в армию в конце 30-х годов, был участником боевых действий на Халхин-Голе, затем участвовал в советско-финской войне, прошел всю Великую Отечественную, был ранен, получил увечья, но вернулся со службы только в конце 1947 года. Младшему - Осману, по возрасту повоевать не пришлось.
Мальчишка в солдатской шинели
До войны Али Умеров успел окончить школу и поработать в деревообрабатывающей артели «Заря» в Бахчисарае. Когда Германия напала на Советский Союз, Али только исполнилось 18 лет. 19 августа 1941 года Бахчисарайский райвоенкомат призвал парня на действительную службу в вооруженные силы. По распределению попал он в 36-ю авиабазу, которая дислоцировалась возле деревни Сарабуз Евпаторийского района. По мере приближения немецких войск, 36-я авиабаза передислоцировалась в район Севастополя, а еще позднее в район Новороссийска, в станицу Белореченская. Здесь служба Али в авиации окончилась, и он был отправлен в г. Ульяновск на формировочный пункт. Там он пробыл недолго и вскоре был направлен автоматчиком в танкодесантную роту 99-й Отдельной танковой бригады (ОТБр). Попал под начало ротного командира ст. лейтенанта Максимова. Наверно, хороший был командир, раз запомнился на всю жизнь.
99-я ОТБр была сформирована 18 июля 1942 года и уже на следующий день была брошена в бой на подступах к Сталинграду, затем были оборонительные бои в районе Сталинграда, наступление на Донбасс. Летом 1943 года бригада принимала участие в боях на Курской дуге, в районе знаменитой Прохоровки, в составе 5-й Танковой Армии. В этих боях был перелом в Курской битве в пользу Красной Армии. Затем 99-ю ОТБр перебросили на Донбасс, где начал наступление Южный фронт. Танковый десант постоянно был в боях, Умеров воевал достойно, не зря ему, 19-летнему солдату, приказом по бригаде от 6 января 1943 года, было присвоено звание «младший сержант».
Французские маки
Позади остались горячие бои в Сталинграде, на Курской дуге, но на земле Донбасса случилась беда. Танковый батальон с десантной ротой на броне, в которой был и Умеров, вырвался вперед и попал в окружение. После жесточайших боев в окружении, когда были уничнтожены танки, а от роты осталось 27 человек и кончились боеприпасы, оставшиеся в живых были взяты в плен. Произошло это осенью 1943 года в районе города Сталино (ныне Донецк), возле шахты № 13.
Как писал А. Умеров в заявлении в Мелитопольский райвоенкомат «…Нас направили в концлагерь г. Сталино, а затем вывезли в концлагерь во Францию, в район города Лепий. Это было весной 1944 года. Осенью 1944 года я в составе группы узников бежал из концлагеря в лес, где встретил французских партизан (по-французски - маки). Французы приняли нас в отряд, дали оружие и мы вместе воевали до освобождения Франции в 1945-м году англо-американскими войсками. По распоряжению генерала де Голля нам выдали французскую военную форму, которую получил и я, сфотографировался со своими боевыми друзьями. Затем, по нашему желанию, нас, советских граждан, французы передали Советскому командованию с соответствующей боевой характеристикой, поэтому нас не направили в лагерь ПФЛ (проверочно-фильтрационные лагеря), куда обычно направляли всех, кто был в плену. Из Германии я попал в г. Шую, где и продолжал служить в Красной Армии до 1947 года, до демобилизации…»
В то время, когда Али Умеров сражался на далеких рубежах, его семья во исполнение
Депортация
Постановления ГКО № 5859сс от 11 мая 1944 года, в числе 151136 крымскотатарских жителей была переселена в Узбекистан. Семья Умеровых была распределена в совхоз «Нарпай» Бухарской области. Всего на первом и третьем участках совхоза проживало 2923 спецпереселенца. Конечно, трудности были неимоверные, люди ютились в неприспособленных помещениях, да и тем жильем у концу 1945 года большая часть переселенцев в совхозе «Нарпай» так и не была обустроена должным образом. В том же 1945 году в совхозе третья часть спецпереселенцев осталась без индивидуальных огородов, хорошего подспорья для обеспечения семей продовольствием. Эту проблему в Бухарской обл., в которой был совсох «Нарпай» удалось решить только в 1947 году. Были проблемы с финансированием, со взаимоотношениями с местной администрацией, трудности были на каждом шагу.
Вот в такой обстановке, в первых числах июня 1947 года, на станции Кермана сошел с поезда младший сержант Али Умеров. Он разыскал семью. Но вскоре его вызвали в местный военкомат и предложили выехать в любую область страны или оставить документы в военкомате и принять статус спецпереселенца. Али выбрал второе – к тому времени отец умер от малярии, мама часто болела, младший брат Осман был еще несовершеннолетний, надо было поддержать семью. Уже 17 июня 1947 года он поступил в стройотдел совхоза «Нарпай» столяром, через год женился, и вскоре молодая жена Мелия подарила Али дочку, которую назвали Гульнар. В 1950-м году родилась Сидика, в 1952-м году – сын Сейран, в 1957-м году – сыг Сервер, в 1963-м – Айдер. Вот такая получилась большая семья!
Путь на родину привел в Мелитополь
Указом от 13 июля 1954 года санкции для спецпереселенцев были смягчены, они были восстановлены в гражданских правах, и Умеров решил переехать в Самарканд. 10 февраля он уволился с работы в совхозе, и вскоре вся семья была уже в Самарканде. Умеров продолжал трудиться на различных предприятиях столяром-плотником.
В 1967 году вышел Указ Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживающих в Крыму», который снял все санкции и ограничения с крымских татар. Появилась возможность вернуться в Крым. Но трудности с пропиской, с переездом позволили переехать в 1972 году только в Мелитополь. Здесь А. Умеров на ул. 9-го Января купил домик и два года преодолевал бюрократические препоны, связанные с пропиской. В этом домике он и прожил всю оставшуюся жизнь. С 31 января 1973 года до выхода на пенсию 23 мая 1983 года работал столяром 4-го разряда в Мелитопольском межколхозстрое.
За все это время вырастил и воспитал всех своих детей. Старшая дочь Гульнар еще в Средней Азии окончила техникум пищевых технологий, Сидика окончила Одесский институт пищевых технологий, долгое время работала ведущим специалистом на Запорожской заводе продтоваров. Старший из братьев Сейран окончил Кирсановское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Младшие братья Сервер и Айдер, один стал машинистом электровоза, водил поезда, а другой – водителем и механиком. Дочь Сафинар посвятила себя семье, детям, стала домохозяйкой.
По заслугам
Словом, все сложилось в жизни, все вошло в нормальную колею, но была одна нерешенная проблема – Умеров хотел вернуть себе статус участника войны. Еще после смерти И. Сталина, Умеров с этим вопросом обращался в военкомат г. Кермана, но получил отказ, затем уже в Мелитопольский военкомат. Вопрос оставался без ответа. Но постепенно, с помощью Центрального архива Вооруженных сил в г. Подольск, было подтверждено, что Али действительно участник Великой Отечественной войны и прослужил в Красной Армии с августа 1941 года по февраль 1947-го. В получении этой справки главную роль сыграл Андрей Леванов - замечательный человек, бывший директор Запорожского завода продтоваров, где работала Сидика Умерова. Он принял самое активное участие в работе с архивом ВС СССР, приложил все свои возможности и добился положительного результата.
Указом Президента Украины от 14 октября 1999 года А. Умеров был награжден орденом «За мужество», еще раньше ему вручили юбилейную медаль к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Еще в годы войны А. Умеров был представлен к награждению орденом «Красной Звезды», но документы затерялись. Удостоверение ветерана войны для получения льгот, положенных по закону, он получил только 18 августа 2004 года. Но, как бы то ни было, А. Умеров снова вернулся в строй своих боевых друзей! На этом я и закончу свой рассказ об удивительной судьбе этого человека.
А узнал я о нем из рассказа его соседа, и моего многолетнего товарища и коллеги по работе в СУ-2 «Жилстрой» Сейтвелиева Сейдамета Сейтмеметовича. Его родители тоже были спецпереселенцы. Сейдамет родился в г. Чирчик Ташкентской области, там вырос, окончил инженерно-строительный институт, работал в проектном институте, отслужил в армии, а в 1978 году его семья переехала в Мелитополь. Здесь, на стройках города мы с ним и познакомились.
Я очень благодарен дочери А. Умерова Сидике Алиевой за предоставленные документы, материалы и личные воспоминания, которые я положил в основу этой статьи. Я желаю добра всей большой семье Умеровых!
Борис Мукасеев