Детская ложь: фантазия или обман?
Просмотров: 1664
11 лютого 2017 06:00
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые опасаются, что ложь - это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек. Негодование вызывает и то, что, солгав, ребенок обманул доверие окружающих.
Ученые говорят, что нормальный человек в день может лгать до 200 раз. Причем сам того не замечая. «Как это?» - удивится читатель. Да, очень просто: на вопрос знакомого человека: «Как дела?», порой, мы, не задумываясь, отвечаем «Порядок!», даже если это не совсем так. Помимо этой бытовой лжи, присущей любому возрастному периоду, психологи выделяют у человека особый возраст - так называемый «период лживости». В этот «период», который совпадаете началом прихода в школу, лгут и придумывают небылицы даже самые честные дети.
Происходит это по разным причинам. Но ребята иногда обижаются за такую ложь на сверстников и конфликтуют с ними очень серьезно, вплоть до отторжения коллективом класса. А некоторые ребята, наоборот, завидуют сверстникам-фантазерам, потому что не умеют так красиво соврать о чем-то, как это делает, допустим, некая Лариска Старкова.
Психологи по сей день дискутируют о том, вредна ли детская ложь для окружающих. На всякий случай в возрасте 7-8 лет ребятам хорошо послушать рассказ психолога о том, что ложь лжи рознь. Она может быть безобидной, но может быть и очень опасной.
Для чего лжет безобидный лжец:
- чтобы произвести впечатление на друзей;
- чтобы приукрасить свою жизнь, которая ему кажется слишком скучной;
- из-за чрезмерной фантазии;
- ему хочется героических поступков, а он не знает, как найти выход чувству героизма;
- чтобы было весело;
- чтобы понравиться новым знакомым.
Кто знает, может быть, такой безобидный ребенок-лгун через 20 лет станет писателем? А что, в мире много раз случалось и такое.
Совершенно другое дело - ложь иного сорта, или, назовем по-другому, - опасное вранье.
Опасной является ложь, когда:
- человек, говоря неправду, хочет приобрести для себя какую-то выгоду;
- когда человек из чувства мести или злобы незаслуженно очерняет другого человека в глазах знакомых;
- когда человек боится ответственности и хочет свалить вину на другого;
- когда человек боится наказания и притворяется, что ничего не случилось;
- когда человек считает себя умнее того, кому он рассказывает лживые истории, при этом он думает: «ха-ха-ха, как я тебя провел и посмеялся над тобой!».
Такой лжец забывает, что все тайное становится явным. Рано или поздно ему придется отвечать за сказанные слова.
Необходимо знать еще и то, что мальчики гораздо более лживы, чем девочки, и более склонны к сочинению всяких «правдивых историй», от которых голова идет кругом. В каком вопросе мальчик может наврать с три короба да так, что долгое время не разберешь, зачем это было нужно?
Главная особенность школьного возраста - поиск новый интересных контактов, проявления первой заинтересованности к противоположному полу на пока еще подсознательном, инстинктивном уровне.
Что же делать одноклассникам, если ложь их приятеля становится до того безудержной, что так и хочется шлепнуть лгуна по голове тетрадкой и крикнуть «Стоп!». Чего нельзя делать - не нужно спрашивать, что называется, «в лоб»: «Зачем ты врешь?».
Потому что на этот вопрос фантазер просто сделает «честные глаза» и ответит «благонравным голоском»: «Я не вру! Это все - ПРАВДА!» Или просто рассмеется в лицо собеседнику и состроит гримасу.
Лучше подойти к этой проблеме более хитроумно и вооружиться фразами, которыми можно уличить вруна во лжи.
Как это сделать? Попробуйте «поймать» лгуна на вранье любой из приведенных ниже фраз.
Вариант 1
«Интересную историю ты рассказал (рассказала). Только ты знаешь, мне то же самое сегодня утром рассказал Вова Канидин. И все это было с ним, а не с тобой. Что ты мне ответишь? Я думаю, что вы оба - обманываете!»
Вариант 2
«Ты мне неделю назад уже рассказывал нечто подобное. Только тогда вместо слона был динозавр! Если уж врешь, то хоть запоминай - что врешь!»
Вариант 3
«Ты мне пересказываешь сюжет из известного фильма. Что, ты думаешь, я его не смотрела?»
Работа родителей и педагогов по наблюдению за детской привычкой говорить неправду - нелегкий удел, требующий большой самоотдачи и терпения. Поэтому нужно сразу на корню учиться отличать веселое детское лукавство от жестокого обмана.
А если вы видите, что вранье ребенка - просто потребность в выбросе его фантазии, то предложите ему... начать писать книгу. Пусть он каждый вечер заносит в специальную тетрадь свои сюжеты. Время от времени их можно перечитывать, удивляясь полету воображения маленького мечтателя. Еще один результативный пример подобных занятий - предложить ребенку придумать свои продолжения старых сказок Ш. Перро, Андерсена или братьев Гримм.
Ученые говорят, что нормальный человек в день может лгать до 200 раз. Причем сам того не замечая. «Как это?» - удивится читатель. Да, очень просто: на вопрос знакомого человека: «Как дела?», порой, мы, не задумываясь, отвечаем «Порядок!», даже если это не совсем так. Помимо этой бытовой лжи, присущей любому возрастному периоду, психологи выделяют у человека особый возраст - так называемый «период лживости». В этот «период», который совпадаете началом прихода в школу, лгут и придумывают небылицы даже самые честные дети.
Происходит это по разным причинам. Но ребята иногда обижаются за такую ложь на сверстников и конфликтуют с ними очень серьезно, вплоть до отторжения коллективом класса. А некоторые ребята, наоборот, завидуют сверстникам-фантазерам, потому что не умеют так красиво соврать о чем-то, как это делает, допустим, некая Лариска Старкова.
Психологи по сей день дискутируют о том, вредна ли детская ложь для окружающих. На всякий случай в возрасте 7-8 лет ребятам хорошо послушать рассказ психолога о том, что ложь лжи рознь. Она может быть безобидной, но может быть и очень опасной.
Для чего лжет безобидный лжец:
- чтобы произвести впечатление на друзей;
- чтобы приукрасить свою жизнь, которая ему кажется слишком скучной;
- из-за чрезмерной фантазии;
- ему хочется героических поступков, а он не знает, как найти выход чувству героизма;
- чтобы было весело;
- чтобы понравиться новым знакомым.
Кто знает, может быть, такой безобидный ребенок-лгун через 20 лет станет писателем? А что, в мире много раз случалось и такое.
Совершенно другое дело - ложь иного сорта, или, назовем по-другому, - опасное вранье.
Опасной является ложь, когда:
- человек, говоря неправду, хочет приобрести для себя какую-то выгоду;
- когда человек из чувства мести или злобы незаслуженно очерняет другого человека в глазах знакомых;
- когда человек боится ответственности и хочет свалить вину на другого;
- когда человек боится наказания и притворяется, что ничего не случилось;
- когда человек считает себя умнее того, кому он рассказывает лживые истории, при этом он думает: «ха-ха-ха, как я тебя провел и посмеялся над тобой!».
Такой лжец забывает, что все тайное становится явным. Рано или поздно ему придется отвечать за сказанные слова.
Необходимо знать еще и то, что мальчики гораздо более лживы, чем девочки, и более склонны к сочинению всяких «правдивых историй», от которых голова идет кругом. В каком вопросе мальчик может наврать с три короба да так, что долгое время не разберешь, зачем это было нужно?
Главная особенность школьного возраста - поиск новый интересных контактов, проявления первой заинтересованности к противоположному полу на пока еще подсознательном, инстинктивном уровне.
Что же делать одноклассникам, если ложь их приятеля становится до того безудержной, что так и хочется шлепнуть лгуна по голове тетрадкой и крикнуть «Стоп!». Чего нельзя делать - не нужно спрашивать, что называется, «в лоб»: «Зачем ты врешь?».
Потому что на этот вопрос фантазер просто сделает «честные глаза» и ответит «благонравным голоском»: «Я не вру! Это все - ПРАВДА!» Или просто рассмеется в лицо собеседнику и состроит гримасу.
Лучше подойти к этой проблеме более хитроумно и вооружиться фразами, которыми можно уличить вруна во лжи.
Как это сделать? Попробуйте «поймать» лгуна на вранье любой из приведенных ниже фраз.
Вариант 1
«Интересную историю ты рассказал (рассказала). Только ты знаешь, мне то же самое сегодня утром рассказал Вова Канидин. И все это было с ним, а не с тобой. Что ты мне ответишь? Я думаю, что вы оба - обманываете!»
Вариант 2
«Ты мне неделю назад уже рассказывал нечто подобное. Только тогда вместо слона был динозавр! Если уж врешь, то хоть запоминай - что врешь!»
Вариант 3
«Ты мне пересказываешь сюжет из известного фильма. Что, ты думаешь, я его не смотрела?»
Работа родителей и педагогов по наблюдению за детской привычкой говорить неправду - нелегкий удел, требующий большой самоотдачи и терпения. Поэтому нужно сразу на корню учиться отличать веселое детское лукавство от жестокого обмана.
А если вы видите, что вранье ребенка - просто потребность в выбросе его фантазии, то предложите ему... начать писать книгу. Пусть он каждый вечер заносит в специальную тетрадь свои сюжеты. Время от времени их можно перечитывать, удивляясь полету воображения маленького мечтателя. Еще один результативный пример подобных занятий - предложить ребенку придумать свои продолжения старых сказок Ш. Перро, Андерсена или братьев Гримм.