«Откройте! Это социальный инспектор!»
Просмотров: 5477
18 лютого 2017 12:46
Фото Сергея КРЫЛОВА
О социальных инспекторах «знающие» горожане рассказывают настоящие мифы и легенды. Будто они в поисках причин отказать в государственной помощи и в холодильник заглядывают, и в шкафах норковые шубы ищут, и на породистых кошек-собак внимание обращают. Мы решили узнать, есть ли доля правды в этих рассказах.
Откуда данные
В отделе государственных социальных инспекторов управления социальной защиты населения нас встретили шесть хрупких, милых и приветливых женщин: начальник отдела Светлана Булгакова, главный государственный социнспектор Елена Воловик, государственные социнспекторы Светлана Чупахина, Анна Грищенко, Наталья Казимова и Елена Обрубова. Отдел – это одна небольшая комната, тесно забитая рабочими столами с кипами документов. Видимо, только такие стройные дамы и могут лавировать между ними. С. Булгакова знакомит нас с обязанностями социальных инспекторов:
- Наш отдел занимается проверкой правильности назначения различных видов государственной помощи. Речь идет о проверке соцпомощи малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам, субсидиях и компенсациях по оплате ЖКХ, выплатах внутренне перемещенным лицам. Мелитопольцы заполняют заявления, декларации о доходах и другие документы, а мы проверяем достоверность указанной ими информации. Для назначения разных видов пособий – своя особая проверка. Для этого мы сотрудничаем с различными организациями и службами: налоговой инспекцией, управлением Пенсионного фонда Украины, Центром занятости, службой по делам детей. У нас есть доступы к реестру недвижимости и регистрации транспортных средств Госавтоинспекцией. Мы делаем запросы и получаем информацию. Связи эти уже хорошо отлажены. Для назначения некоторых видов помощи требуется обследование материально-бытовых условий семьи. Наши социальные инспекторы ходят по адресам и составляют акты обследований.
Объем работы, который лежит на плечах этих шести социальных инспекторов, начинаешь понимать, когда сравниваешь цифры назначения, например, одних только жилищно-коммунальных субсидий. Если пару лет назад в Мелитополе оформлялось до 4000 субсидий, то сегодня – более 32000.
- Доходы граждан мы проверяем перед назначением субсидий, а после назначения контролируем, была ли ими совершена покупка свыше 50000 грн., есть ли у граждан дополнительные источники доходов, о которых получатели государственной помощи умолчали. Ведь это влияет на размер и даже на сам факт назначения помощи. Контроль необходим для того, чтобы не было переплаты государственных средств, - говорит Светлана Николаевна. – В случае скрытия доходов мы производим перерасчет суммы помощи: получатель должен будет вернуть эти деньги. Если это жилищно-коммунальная субсидия, то мы списываем незаконно полученные и перечисленные на счета коммунальных предприятий средства с их счетов. В случаях с госпомощью малообеспеченным семьям или одиноким мамам, если было скрытие доходов, тогда мы пересчитываем размер помощи, выставляем счет и получатель наличными возвращает переплаченные деньги в банк на счет управления соцзащиты. Если нерадивый получатель это не делает в добровольном порядке, тогда мы обращаемся в суд. Но, конечно же, лучше, если человек, заполняя декларацию, дает правдивые ответы.
Просим, но не требуем
В первой половине дня, как правило, социнспекторы занимаются работой с документами, а во второй половине дня отправляются в разные районы города по адресам для обследования и составления актов материально-бытовых условий семьи. С. Булгакова отметила, что инспекторы не ходят по домам и квартирам без предварительной договоренности с получателем соцпомощи.
Вот только сказать до минуты точного времени своего визита социнспектор не может: в некоторых случаях приходится задержаться, составить более подробный акт обследования, изучив конкретную ситуацию в семье. «Придите после шести вечера!» тоже не принимается: во-первых, по технике безопасности инспектор не должен обходить дома после 17.00, а во-вторых, у социнспектора тоже ведь есть определенный рабочий день и все эти женщины – мамы, супруги, дочери, у каждой своя семья и свои заботы.
По словам социнспекторов, они стараются сгруппировать дела по районам, чтобы отправиться сразу по нескольким адресам в один район. Льгот на проезд у социнспекторов нет – платят, как и все пассажиры по 3.50 грн. Приехав на район, больше надеются на свои ноги. Адресаты могут проживать в начале и, скажем, в конце улицы. А между этими двумя адресами – километры. И это в любую погоду!
- То, что мы в холодильники и шкафы заглядываем – это неправда! Девочки лишний раз шага не сделают, не спросив разрешения у хозяина, - в один голос говорят социнспекторы. – В основном, мелитопольцы относятся к нашим визитам настороженно, но с пониманием. Мы имеем право попросить посмотреть документы на жилье, если составляем акт для назначения субсидии, или паспорт и документ, удостоверяющий личность, если это акт для назначения помощи внутренне перемещенным лицам. Мелитопольцы должны понимать, что мы работаем по закону и свыше того, что необходимо по законодательству, не требуем.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Количество обследований материально-бытовых условий семей с целью подтверждения их права на назначение госпомощи:
За 2016 год – 4230, из них на назначение субсидий – 2387, помощи внутренне перемещенным лицам – 1449.
За 2017 год – 569, из них на назначение субсидий – 251, помощи внутренне перемещенным лицам – 260.
Выявлено неверно поданной информации: по назначению субсидий – 208 дел; по остальным видам социальной помощи – 442 дела.
Откуда данные
В отделе государственных социальных инспекторов управления социальной защиты населения нас встретили шесть хрупких, милых и приветливых женщин: начальник отдела Светлана Булгакова, главный государственный социнспектор Елена Воловик, государственные социнспекторы Светлана Чупахина, Анна Грищенко, Наталья Казимова и Елена Обрубова. Отдел – это одна небольшая комната, тесно забитая рабочими столами с кипами документов. Видимо, только такие стройные дамы и могут лавировать между ними. С. Булгакова знакомит нас с обязанностями социальных инспекторов:
- Наш отдел занимается проверкой правильности назначения различных видов государственной помощи. Речь идет о проверке соцпомощи малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам, субсидиях и компенсациях по оплате ЖКХ, выплатах внутренне перемещенным лицам. Мелитопольцы заполняют заявления, декларации о доходах и другие документы, а мы проверяем достоверность указанной ими информации. Для назначения разных видов пособий – своя особая проверка. Для этого мы сотрудничаем с различными организациями и службами: налоговой инспекцией, управлением Пенсионного фонда Украины, Центром занятости, службой по делам детей. У нас есть доступы к реестру недвижимости и регистрации транспортных средств Госавтоинспекцией. Мы делаем запросы и получаем информацию. Связи эти уже хорошо отлажены. Для назначения некоторых видов помощи требуется обследование материально-бытовых условий семьи. Наши социальные инспекторы ходят по адресам и составляют акты обследований.
Объем работы, который лежит на плечах этих шести социальных инспекторов, начинаешь понимать, когда сравниваешь цифры назначения, например, одних только жилищно-коммунальных субсидий. Если пару лет назад в Мелитополе оформлялось до 4000 субсидий, то сегодня – более 32000.
- Доходы граждан мы проверяем перед назначением субсидий, а после назначения контролируем, была ли ими совершена покупка свыше 50000 грн., есть ли у граждан дополнительные источники доходов, о которых получатели государственной помощи умолчали. Ведь это влияет на размер и даже на сам факт назначения помощи. Контроль необходим для того, чтобы не было переплаты государственных средств, - говорит Светлана Николаевна. – В случае скрытия доходов мы производим перерасчет суммы помощи: получатель должен будет вернуть эти деньги. Если это жилищно-коммунальная субсидия, то мы списываем незаконно полученные и перечисленные на счета коммунальных предприятий средства с их счетов. В случаях с госпомощью малообеспеченным семьям или одиноким мамам, если было скрытие доходов, тогда мы пересчитываем размер помощи, выставляем счет и получатель наличными возвращает переплаченные деньги в банк на счет управления соцзащиты. Если нерадивый получатель это не делает в добровольном порядке, тогда мы обращаемся в суд. Но, конечно же, лучше, если человек, заполняя декларацию, дает правдивые ответы.
Просим, но не требуем
В первой половине дня, как правило, социнспекторы занимаются работой с документами, а во второй половине дня отправляются в разные районы города по адресам для обследования и составления актов материально-бытовых условий семьи. С. Булгакова отметила, что инспекторы не ходят по домам и квартирам без предварительной договоренности с получателем соцпомощи.
Вот только сказать до минуты точного времени своего визита социнспектор не может: в некоторых случаях приходится задержаться, составить более подробный акт обследования, изучив конкретную ситуацию в семье. «Придите после шести вечера!» тоже не принимается: во-первых, по технике безопасности инспектор не должен обходить дома после 17.00, а во-вторых, у социнспектора тоже ведь есть определенный рабочий день и все эти женщины – мамы, супруги, дочери, у каждой своя семья и свои заботы.
По словам социнспекторов, они стараются сгруппировать дела по районам, чтобы отправиться сразу по нескольким адресам в один район. Льгот на проезд у социнспекторов нет – платят, как и все пассажиры по 3.50 грн. Приехав на район, больше надеются на свои ноги. Адресаты могут проживать в начале и, скажем, в конце улицы. А между этими двумя адресами – километры. И это в любую погоду!
- То, что мы в холодильники и шкафы заглядываем – это неправда! Девочки лишний раз шага не сделают, не спросив разрешения у хозяина, - в один голос говорят социнспекторы. – В основном, мелитопольцы относятся к нашим визитам настороженно, но с пониманием. Мы имеем право попросить посмотреть документы на жилье, если составляем акт для назначения субсидии, или паспорт и документ, удостоверяющий личность, если это акт для назначения помощи внутренне перемещенным лицам. Мелитопольцы должны понимать, что мы работаем по закону и свыше того, что необходимо по законодательству, не требуем.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Количество обследований материально-бытовых условий семей с целью подтверждения их права на назначение госпомощи:
За 2016 год – 4230, из них на назначение субсидий – 2387, помощи внутренне перемещенным лицам – 1449.
За 2017 год – 569, из них на назначение субсидий – 251, помощи внутренне перемещенным лицам – 260.
Выявлено неверно поданной информации: по назначению субсидий – 208 дел; по остальным видам социальной помощи – 442 дела.