Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год
Просмотров: 1769
3 березня 2017 08:56
Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»
Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100 процентов (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.
Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.
Основные навыки годовалого ребенка:
• Следит глазами за источником света.
• Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами.
• Улыбается маме.
• Держит голову.
• Переворачивается со спины на животик и обратно.
• Тянет руки к игрушкам.
• Сидит.
• Агукает.
Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:
• Уверенно стоять без поддержки.
• Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно.
• Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы).
• Ползать по лестнице вверх и вниз.
• Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
• Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
• Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.
Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:
• Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
• Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
• Составлять «башню» из кубиков.
• Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т. п.).
• Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
• Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
• Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
• Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
• Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
• Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:
• Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
• Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
• Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
• Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
• Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
• Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
• Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
• Подражать мимике взрослого.
• Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
• Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
• Подражая взрослым, «разговаривать» по телефону.
Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:
• Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
• Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т. п.
• Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
• Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
• Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
• Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
• Понимать слово «нельзя».
• Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
• Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
• Знает и реагирует, услышав свое имя.
К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:
• Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
• Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками.
• Делать первые попытки есть ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
• Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
• Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
• Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
Многие психологи называют этот период «кризисом годовичков». Старайтесь уделять побольше внимания подрастающему карапузу. Играйте с ребенком в развивающие игры, тренируйтесь в произношении слов, помогайте осваивать навыки самообслуживания. Не оставляйте кроху надолго одного. Помните: именно сейчас они в вас сильно нуждаются!
Источник: razvitie-krohi.ru.
Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100 процентов (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.
Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.
Основные навыки годовалого ребенка:
• Следит глазами за источником света.
• Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами.
• Улыбается маме.
• Держит голову.
• Переворачивается со спины на животик и обратно.
• Тянет руки к игрушкам.
• Сидит.
• Агукает.
Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:
• Уверенно стоять без поддержки.
• Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно.
• Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы).
• Ползать по лестнице вверх и вниз.
• Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
• Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
• Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.
Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:
• Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
• Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
• Составлять «башню» из кубиков.
• Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т. п.).
• Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
• Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
• Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
• Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
• Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
• Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:
• Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
• Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
• Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
• Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
• Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
• Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
• Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
• Подражать мимике взрослого.
• Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
• Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
• Подражая взрослым, «разговаривать» по телефону.
Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:
• Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
• Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т. п.
• Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
• Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
• Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
• Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
• Понимать слово «нельзя».
• Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
• Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
• Знает и реагирует, услышав свое имя.
К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:
• Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
• Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками.
• Делать первые попытки есть ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
• Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
• Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
• Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
Многие психологи называют этот период «кризисом годовичков». Старайтесь уделять побольше внимания подрастающему карапузу. Играйте с ребенком в развивающие игры, тренируйтесь в произношении слов, помогайте осваивать навыки самообслуживания. Не оставляйте кроху надолго одного. Помните: именно сейчас они в вас сильно нуждаются!
Источник: razvitie-krohi.ru.