Александр Правосуд, глава Акимовской райгосадминистрации: «Я демократ и либерал»

Просмотров: 10464
4 березня 2017 09:00
Александр Правосуд в 25 лет был назначен главой РГА в районе, где никогда не жил, но до этого четыре года занимался бизнесом. Он решил сделать ставку на местные кадры, местный патриотизм и свое видение реформы местного самоуправления. Сегодня Акимовский район единственный на юге области, где реформа продвигается. А еще на руководителя района было нападение, так что интервью нам он давал еще в повязке…

 «Я занимаюсь не политикой, а государственным управлением»

— Александр Евгеньевич, расскажите о себе.


— Мне 27 лет, через несколько дней будет 28. Родился в селе Павловка Генического района Херсонской области – кстати, соседний с Акимовским. Там закончил школу. Отец работал водителем грузовика, директором сельхозпредприятия, сейчас агрономом. Мама – учитель украинского языка и литературы, лет 10 работала заведующей детсадом. Братьев и сестер нет.
В Мелитополе с 2006-го года, в МГПУ получил свое первое высшее образование - история и правоведение. Параллельно учился в Запорожском институте государственного и муниципального управления, экономика.

— Что привело вас в политику?

— Я не политик. Моя работа, скорее, относится к госуправлению. Когда я возглавил Акимовскую райгосадминистрацию, не состоял ни в какой партии. Потом, правда, возглавил президентскую на выборах в райсовет, но вскоре в соответствии с законом из партии вышел.

Вопросы госуправления меня привлекали еще со школьных лет, в студенчестве интерес развился. Затем работал экспертом в правозащитной организации «Горком» (она была основана мелитопольскими бизнесменами, среди них - Светлана Алексеева, известный в городе волонтер).
Потом я возглавлял сельскохозпредприятие «Азов» в Акимовском районе и был его соучредителем, мы выращивали зерновые и технические культуры. За 3-4 года работы в бизнесе я увидел все те недостатки наших местных органах власти.

В апреле 2015 года мне предложили участвовать в конкурсе на должность председателя Акимовской РГА. Я проходил собеседования на общих основаниях. Помню, как после беседы со мной губернатор Валентин Резниченко сказал своим советникам: «Вы к нему присмотритесь. Он многого еще не понимает, но готов работать по 17 часов в сутки, а это хорошо». Так я и прошел на эту должность. Долю в предприятии, где отработал четыре года, передал партнерам.

— Вы пришли на волне революции?

— Не связываю события 2014 года и мое назначение в 2015-м. Я проявлял патриотическую позицию, но в политике участия не принимал. Мне, как и всем производственникам, приходилось взаимодействовать с местной властью – с Новоданиловским сельсоветом, с районом. Мы помогали школе, детсаду, принимали участие в других социальных проектах на своей территории. Взаимодействие с тогдашней властью меня не удовлетворяло.

Категорически не устаивала закрытость: доступ к информации власть должна давать всем гражданам - а ее держали «под замком», например, в земельных вопросах. Раздражала коррупция: мне от Новоданиловского сельсовета нужна была справка о поливных землях, чтобы я мог покупать у государства воду для орошения - а мне предложили ее выдать после того, как я дам денег в долг определенному человеку. Я на это не пошел, в 2015 году этот чиновник был пойман с поличным и осужден за то, что давал «добро» на получение земельных участков без оформления документации.

Вот я и решил: нужно что-то менять в государстве.

— А политические взгляды вас есть?


— Я себя позиционирую как демократ и либерал. Для меня это значит равенство в правах и возможностях для всех, сдержанность в личной жизни. Но наше общество пока не готово к либеральной демократии, поэтому приходится иногда использовать и элементы, как я шутя говорю, тоталитаризма.

— Кто для вас авторитет в политике?

— Для меня политики не авторитеты - больше нравятся люди, достигшие успехов в медицине, экономике, особенно в сельском хозяйстве. Мне могут нравиться ораторские качества какого-то политика, и я стараюсь тоже «подтягиваться, но кумиров у меня нет.


 «В районе мы делаем ставку на инициативы людей».

— Вы, молодой человек, внезапно стали руководителем довольно консервативного Акимовского района и вам удалось задержаться, каким образом?

— Среди людей с опытом я выглядел инородным телом, хотя поначалу не понимал этого. Но я не привел с собой ни одного человека – ни из Мелитополя, ни из бизнеса. Просто организовал тех людей, которые там уж были. Мой первый зам Владимир Горбань, который имеет колоссальный опыт работы в районе. Заместитель, который занимается социально-гуманитарными вопросами, Вячеслав (?Севальнев) – прямая противоположность: он молод, превосходно знает территорию, а его активность напоминает мне самого себя 2 года назад. На своем месте и руководитель аппарата Людмила Величко.

Молодежь в органах власти была представлена по минимуму. Мы даем молодым возможность проявить себя.

В результате рейтинги Акимовского района в области выросли, по ряду позиций мы вышли на 3-е место.

— Как вы оцениваете Акимовский район?

— Мелитопольщина экономически сильнее из-за близости к городу. Но зато у нас море, Кирилловка. Это сезонный курорт, она начинает широко принимать отдыхающих только с 15 июня и уже после Дня Независимости сезон завершается. Нужно расширение временных рамок, одним только морским отдыхом этого добиться не получится. Не используется сентябрь, хотя это – бархатный сезон, который можно было бы сделать, продлить, при помощи концертов или фестивалей, танцевальных конкурсов.

— Это потребует больших вложений.


— Такие мероприятия не делаются за счет бюджета, они возможны только на деньги инвесторов, которые готовы рискнуть и в течении нескольких лет раскручивать мероприятие. Ведь Кирилловка пока еще предоставляет весьма ограниченный круг услуг.

— Оцените конфликт вокруг децентрализации в районе.

— Мы завершили процедуру публичного обсуждения, сформированы рабочие группы, они готовят пакеты документов в ОГА. В июне в районе будут созданы 2 громады - Акимовская т Кирилловская, с 2018 года - со своими бюджетами.

В состав Кирилловской громады войдут Кирилловский поселковый и Ефремовский сельский советы. Есть предположение, основанное на законодательной базе, что Атманайский сельсовет не будет включен в эту громаду - нет общей границы.

— Но ведь между ними есть дамба, по которой ездят машины!

— Дамба – это гидротехническое сооружение. По ней ходят люди и ездят автомобили, но у понятия «дорога» есть четкое определение, Думаю, что в процессе рассмотрения документов в ОГА Атманаю будет предложен другой вариант развития. Мы пытались решить этот вопрос с хозяевами дамбы, чтобы узаконить фактическое состояние дел, но они категорически отказались менять ее статус.

— Не слишком велика будет объединенная Акимовская громада?

— По европейским меркам Акимовская громада вовсе не большая. А вот Кирилловка уже сейчас сталкивается с тем, что им негде размещать отделение полиции. А прочие структуры – это около ста чиновников...

Я с самого начала был сторонником района-громады. Сегодня отдельная бухгалтерия в каждом сельсовете - чувствуют жители отдачу от них? А мы сделаем отдачу заметной для каждого жителя, предоставляя на местах административные услуги, которые раньше можно было получить только в Акимовке. Например, житель Черноземного сможет на месте регистрировать акты гражданского состояния, движимое и недвижимое имущество, договоры аренды; местные чиновники, аппараты старост будут представителями общего центра.

— Не устали от децентрализации?

— Сложность этого вопроса в том, что люди не понимают пока всех выгод от внедрения децентрализации, многие додумывают себе то, чего в ходе децентрализации никогда не будет. Поэтому приходится разъяснять и разъяснять. Я могу похвастаться только двумя поездками короткими за границу, в Польшу и Германию, где нам на их опыте показывали, какие перспективы и возможности открываются перед громадами в случае проведения децентрализации. После изучения этого вопроса я сам уже не сомневаюсь в его важности и перспективности.

— Кем вы себя видите в этой структуре – префектом или главой громады?

— Я пока не принял для себя решения.

— Что сейчас в районе с водоотведением и водоснабжением?


— Мы подняли проект водоотведения в Акимовке стоимостью 998 тыс. грн., сейчас цена выросла с 15 до 30 миллионов грн. Это очень важно для поселка с населением в 10 тысяч жителей. Но эти деньги – на уровне государственного бюджета.

На уровне областных средств 2 проекта: водоводы Давыдовка-Атманай (11-12 млн. грн.) и по Большой Терновке (порядка 1,5 млн. грн.).

Кроме этого, КП «Облводоканал» предлагает поставлять воду до входа в населенные пункты, а нам взять на себя внутрипоселковые сети из-за их изношенности, больших потерь и краж воды на них. Это очень дорогой проект, ведь около 55 км труб нужно поменять. Но это нужно делать, со временем проблема будет только нарастать. Мы будем реализовывать этот проект, создадим коммунальное предприятие. На такие вещи будем задействовать деньги из разных бюджетов, в том числе будем привлекать и инвесторов.

— А как насчет теплоснабжения?

— От идеи автономного отопления мы отказались: не все могут выложить 12-13 тысяч гривен.

Мы переходим от газа и на пеллеты. 60% их производится в районе, остальное закупаем в области. Мы уже опробовали эту технологию в ЦРБ, акимовской школе №2, шелюговской школе и в Атманае. Кроме того, в тех школах, где уже установлены новые котлы, стало теплее, вдобавок в кранах школы будет еще и горячая вода, чего ранее не было. этим объектам будут подключаться и многоквартирные дома. Цена такого отопления для потребителей будет в пределах 40-45 грн. за 1 кв.м. Людям переход не будет стоить ничего.

Сети теплотрасс будем ремонтировать и утеплять. По селам будем создавать свои сети, которые будут включать, например, амбулаторию, сельсовет, школу и детсад.

— Говорят, вы стали забирать земли, которые ваши предшественники раздали незаконно?

— Есть участки, которые не приносят в бюджет никаких денег или арендаторы которых платят только земельный налог. В этом году бюджеты района получили дополнительно 7 млн. грн. от легализации таких земель, что для нашего района много. Для сравнения: районе переходящие остатки бюджета составили 12 млн. грн., а раньше заканчивали год с дефицитом.

— Куда планируете вкладывать средства?


— Мы делаем ставку на инициативы людей. Например, в Радивоновке организуем детсад, чего ранее не было. Сегодня там в школе пустуют помещения, вот и делаем детсад площадью около 800 кв.м. с отдельным входом и с отдельным пищеблоком. На этот проект планируем выделить 1 млн. грн.

В Шелюгах детсад в холода не работает, а люди хотят сделать круглогодичным. Мы отремонтируем отопления - и он будет там работать круглый год.
И программу восстановления сельских домов культуры будем внедрять везде: Розовский и Таврийский ДК - в этом году. Парадокс: в каком еще селе Запорожской области действует детский духовой оркестр, которому негде репетировать? Это у нас, в селе Таврийском Акимовского района! Но теперь у них будет наконец-то свое помещение!

— Так ведь их же отапливать надо!


— И здесь очень удачно у нас вписывается внедрение новых отопительных систем.

Также мы будем восстанавливать уличное освещение, тротуары на главных улицах сел: в каждом будут реализованы 2-3 таких программы.

— В чем сегодня вы видите в районе позитив?

— Сегодня в районе депутаты всех уровней, независимо от партийной принадлежности, едины в отношениях с вышестоящей властью. Мы долго дискутируем, но перед областной властью выступаем сплоченной силой, депутат облсовета Геннадий Шевченко наш союзник – как и народный депутат Сергей Валентиров, он помог в закупке 150 компьютеров для школ района, это была субвенция из госбюджета. А когда нужна была детская площадка, мы позвонили ему, попросили о содействии - и через неделю там появилась новенькая детская площадка. У нардепа хорошие помощники, по нашему району – Геннадий Подольный.

— Чего хотелось бы попросить для района в этом году?


— Возможно, нам стоит сконцентрироваться на одном-двух проектах вроде канализации для Акимовки или газификации Ефремовки.

— Какова ваша функция как депутата райсовета?


— В новом законе о выборах глава райадминистрации уже не сможет быть депутатом. Не знаю, хорошо это или нет, но голос в местном парламенте очень не помешал бы главе РГА для отстаивания государственной и своей личной позиции. То, над чем я работаю сейчас – это проект по восстановлению лесополос, что очень важно для будущего района. Я работаю над методикой инвентаризации и восстановления, а также привлечения бизнеса к этому процессу.

— Как вы строите отношения с оппозицией? Она имеет возможность вас контролировать?

— Мы не узурпировали власть, оппозиция возглавляет ряд комиссий. На сессиях у нас могут быть разногласия, но жесткости нет. Есть понимание, что интересы региона нас всех объединяют.

«К сорока годам я смогу дать своему ребенку больше, чем дал бы сейчас»

— Вы с радостью и готовностью отвечаете на вопросы о работе. В ваших планах семьи пока нет?

— У меня есть гражданская жена, не хватает лишь штампа в паспорте, но я не исключаю, что это в скором времени изменится. Много друзей переехало в Европу, там к семье люди там приходят только к сорока годам. Думаю, и я к этому возрасту смогу дать своему ребенку больше, чем дал бы сейчас.

— Где Вы отдыхаете?

— В 2016 году 3 раза выезжал в Кирилловку на пару дней с ночевкой

— Как проводите свободное время?


— Пару раз в год, стараемся вырываться в театр или на концерты. Последний раз - на киевскую группу «Черный квадрат». Традицией стало бывать на концертах «Океана Эльзы» в Днепре и Запорожье. Были на концерте Валерия Меладзе.

— На какой машине ездите?


— С мая прошлого года - на «Ланосе». Этот автомобиль подходит для наших дорог и достаточно экономичный, к тому же отечественного производства. До этого ездил на «Нисане», сейчас используют мои родители.

— Читать любите?

— Если брать не специализированную литературу, то недавно посмотрел экранизацию романа британской писательницы Полы Хокинс «Девушка в поезде» и захотел прочитать роман. Как всегда, экранизация хороша, но книга лучше.

Точно так же заинтересовался романом Ренсома Риггза «Дом странных детей мисс Перегрин» после того, как посмотрел фильм в мелитопольском кинотеатре.

В Мелитополе такие книги-новинки не всегда можно найти, поэтому покупаю их в Запорожье.

— Какая покупка в минувшем году была в вашей семье самой дорогой?


— Когда «МВ» напечатала электронные декларации руководителей региона, я оказался на последнем месте по богатству. Помню, меня это даже немного задело. Когда ездил в Германию, то купил себе парфюм «Диор-саваж», в пересчете на гривны он стоит 2700 гривен. Никакой бытовой техники или недвижимости не покупал.

— Живете в арендованной квартире?


— Да. С 2006 года, как переехал в Мелитополь, так в этой арендованной квартире и живу. Мне хватает того, что я имею – делаю какие-то небольшие ремонты в этой квартире, обустраиваю ее. Я не ставлю себе цель накупить автомобилей или недвижимости.

— С чем связано недавнее нападение на вас?

— Я не готов пока этого сказать. Дело ведет мелитопольская полиция.



Похожие новости: