Где учили звуки музыки рождать
Просмотров: 1655
11 березня 2017 16:23
Фото из архива ДМШ №1
В мае 2017 г. Мелитопольская детская музыкальная школа №1 – одна из старейших не только в Запорожском крае, но и в Украине – отметит 110-летие. К этой замечательной дате мы продолжаем перелистывать страницы истории школы, в стенах которой научились любить музыку несколько поколений мелитопольцев. (Продолжение. Начало здесь)
Энтузиасты своего дела
В 1950 г. по направлению областного отдела культуры на работу в Мелитополь в детскую музыкальную школу прибыли две выпускницы Днепропетровского музучилища, две Людмилы - Булгакова и Ремезова. Последняя оставила несколько тетрадей своих воспоминаний о том периоде жизни и работы, которыми мы и воспользуемся.
- Директор школы Николай Владимирович Гримберг по-отечески радушно встретил нас, дал по ставке учеников, в основном начинающих. Кроме того, он поручил нам вести уроки сольфеджио, так как в школе не было преподавателей-теоретиков, - рассказала Л. Ремезова.- В первых-вторых классах уроки вела Людмила Михайловна Булгакова, я вела в третьих-четвертых, а Ила Соломоновна Лиознова проводила уроки сольфеджио и теории в пятых-седьмых классах.
В начале 50-х гг. в ДМШ трудились преподаватели Е. Тубальцева, Б. Стариков (аккордеон), В. Воробьев (скрипка), Э. Ридник, Б. Ридник, В. Абрамова, Д. Феруз, Л. Лямина, З. Ситник (фортепиано), В. Белокопытов (баян), В. Горская.
Тогда музшкола все еще располагалась в двух небольших комнатах окнами во двор во Дворце пионеров. В центральной комнате стоял заслуженный, видавший виды рояль – здесь проводились занятия по фортепиано; угол за роялем был отведен для директора Н. Гримберга – стол, тумбочка, сейф; возле входной двери – стол секретаря и библиотекаря по совместительству Марии Панфиловой. Как вспоминает Л. Ремезова, кроме занимающихся, в этой комнате постоянно толпились люди: родители сдавали деньги за обучение детей, секретарь выдавала справки и ноты из библиотеки, посетители приходили к директору. Вторая комната, где проходили теоретические занятия, была такой же тесной и вмещала старое пианино, два небольших стола и две скамейки. Уроки по специальности преподаватели проводили либо у себя дома, либо в арендованных школой комнатах в частных домах. Но несмотря на такие стесненные условия, желающих заниматься музыкой, осваивать музыкальную грамоту было огромное количество!
Педагог школы Вера Абрамова жила в районе железнодорожного вокзала. Там она организовала своего рода филиал музыкальной школы – дети этого района ходили к ней домой на занятия по фортепиано. А на академконцерты, экзамены они приезжали в школу. Их приезды были настоящими праздниками: нарядно одетые, обязательно с цветами, они шумной толпой входили в центральную комнату школы, где их радостно встречали другие ребята. Вера Васильевна также устраивала концерты своего класса, на которых выступали все до единого ученика от первоклассников до семиклассников.
Интересно, что кроме своей основной преподавательской работы в музшколе, педагоги на общественных началах вели занятия в детдоме, обучая детей игре на фортепиано и баяне. Педагоги постоянно работали над повышением своего исполнительского мастерства – выступали в концертных программах, ездили на методические семинары в Днепропетровское музучилище, где перенимали опыт у выдающихся педагогов-исполнителей Чапкого, Монтова, Суркова, Говорушко.
Выпуск с будущим директором
В тесноте, да не в обиде
В 1954 г. ДМШ была переведена в здание на ул. К. Либкнехта (ныне - А. Довженко), где занималось 300 детей. По воспоминаниям Л. Ремезовой, в здании раньше размещался молитвенный дом. Здесь уже было три комнаты для занятий, правда, снова маленькие, и тесные. Зато у школы появился свой небольшой зал, где проводились теоретические занятия, академконцерты, экзамены, хор, общественные мероприятия. В зале даже днем было включено электричество, потому что дневной свет мало проходил через три небольших зарешеченных окошка. И, наконец, у директора Гримберга появился свой кабинет. Под него приспособили бывшую кладовую.
В 1956-1957 гг. при школе организовали курсы баянистов-аккомпаниаторов для сельских клубов и районных домов культуры. Выпускники этих курсов затем успешно работали на селе.
В 1959 г. в коллектив влилась Александра Крамская, которая вела теоретические дисциплины и хор. Учащихся было много, особенно пианистов и баянистов, поэтому снова воспользовались практикой аренды комнат в частных домах.
В 1962 г. детской музшколе предоставили, как было сказано – временно, здание на ул. Ленина (ныне Гетманская), 16. Ранее это был спортивный зал пединститута, но занятия здесь прекратились из-за того, что помещение нуждалось в ремонте. Его построили без фундамента и как раз на месте, где близко к поверхности подходили грунтовые воды. Поэтому сырость и плесень быстро сделали свое дело. Вот в этом здании укрепили фундамент, сделали ремонт, разделили на классы. Здесь стало просторнее и светлее.
И еще одно существенное изменение ожидало коллектив: директорские полномочия Н. Гримберг передал Никифору Кибкало, перейдя на работу в Мелитопольское училище культуры. Никифор Никифорович был человеком молодым, деятельным, смелым, предприимчивым. Он решительно взялся за улучшение условий труда педагогов и занятий учащихся, за материальную базу школы. Были закуплены новые музыкальные инструменты, мебель, сделана эстрада в концертном зале. Как память о тех годах в нынешней школе хранятся заказанные в Запорожской художественной мастерской нарисованные масляными красками портреты русских, украинских, западноевропейских композиторов и большое полотно «Славянские композиторы», созданное по картине Серова.
Преобразования во всем
Школа преобразилась. Кабинетами были обеспечены все преподаватели, директор и завуч. Была выделена комната для библиотеки, закуплены ноты и книги на музыкальную тематику.
В это же время из-за большого спроса на музыкальное образование на базе детской школы были открыты в 1963 г. вечернее отделение, на которое принимались дети всех возрастов сроком обучения пять лет (специальности – фортепиано, баян, аккордеон, гитара, духовые и струнно-смычковые инструменты), а также Народный университет музыкальной культуры для взрослых на общественных началах. Взрослых учеников было хоть отбавляй: учителя, врачи, музруки детских садов, служащие и просто любители музыки.
В 1966 г. в школе был организован симфонический оркестр, которым руководил выпускник Одесской консерватории Гавриил Шульгин. Он имел большой практический опыт работы с оркестрами – руководил оркестрами в оперетте и драмтеатре. Детский симфонический оркестр насчитывал свыше 60 человек. В его репертуаре были десятки пьес Бизе, Чайковского, Кабалевского, Гайдна, Сильванского и других. Оркестр аккомпанировал хору и певцам, выступал на городской сцене с хоровой капеллой «Таврия» ДК им. Т. Шевченко. Этот симфонический оркестр был тогда единственным подобным музыкальным коллективом во всей Запорожской области.
симфонический оркестр шульгина
К слову, в мае 2017 г. в ДК им. Т. Шевченко состоится юбилейный концерт, посвященный столетию со дня рождения Г. Шульгина, в котором примут активное участие преподаватели и учащиеся ДМШ №1.
Кроме того, хорошо зарекомендовали себя в Мелитополе и области ансамбль баянистов под руководством Л. Булгаковой, оркестр народных инструментов, которым руководил Василий Веденеев.
ДМШ открыла свои филиалы в Новгородковке, Вознесенке (Мелитопольский район), Красноармейском (ныне Таврийское, Акимовский район), где успешно преподавали, воспитывая талантливых учеников Г. Васильев, А. Шевцов, И. Котляр (баян), Н. Горда (духовые инструменты), Л. Бачурина, Э. Горбань (фортепиано) и др.
Продолжение следует ...
Энтузиасты своего дела
В 1950 г. по направлению областного отдела культуры на работу в Мелитополь в детскую музыкальную школу прибыли две выпускницы Днепропетровского музучилища, две Людмилы - Булгакова и Ремезова. Последняя оставила несколько тетрадей своих воспоминаний о том периоде жизни и работы, которыми мы и воспользуемся.
- Директор школы Николай Владимирович Гримберг по-отечески радушно встретил нас, дал по ставке учеников, в основном начинающих. Кроме того, он поручил нам вести уроки сольфеджио, так как в школе не было преподавателей-теоретиков, - рассказала Л. Ремезова.- В первых-вторых классах уроки вела Людмила Михайловна Булгакова, я вела в третьих-четвертых, а Ила Соломоновна Лиознова проводила уроки сольфеджио и теории в пятых-седьмых классах.
В начале 50-х гг. в ДМШ трудились преподаватели Е. Тубальцева, Б. Стариков (аккордеон), В. Воробьев (скрипка), Э. Ридник, Б. Ридник, В. Абрамова, Д. Феруз, Л. Лямина, З. Ситник (фортепиано), В. Белокопытов (баян), В. Горская.
Тогда музшкола все еще располагалась в двух небольших комнатах окнами во двор во Дворце пионеров. В центральной комнате стоял заслуженный, видавший виды рояль – здесь проводились занятия по фортепиано; угол за роялем был отведен для директора Н. Гримберга – стол, тумбочка, сейф; возле входной двери – стол секретаря и библиотекаря по совместительству Марии Панфиловой. Как вспоминает Л. Ремезова, кроме занимающихся, в этой комнате постоянно толпились люди: родители сдавали деньги за обучение детей, секретарь выдавала справки и ноты из библиотеки, посетители приходили к директору. Вторая комната, где проходили теоретические занятия, была такой же тесной и вмещала старое пианино, два небольших стола и две скамейки. Уроки по специальности преподаватели проводили либо у себя дома, либо в арендованных школой комнатах в частных домах. Но несмотря на такие стесненные условия, желающих заниматься музыкой, осваивать музыкальную грамоту было огромное количество!
Педагог школы Вера Абрамова жила в районе железнодорожного вокзала. Там она организовала своего рода филиал музыкальной школы – дети этого района ходили к ней домой на занятия по фортепиано. А на академконцерты, экзамены они приезжали в школу. Их приезды были настоящими праздниками: нарядно одетые, обязательно с цветами, они шумной толпой входили в центральную комнату школы, где их радостно встречали другие ребята. Вера Васильевна также устраивала концерты своего класса, на которых выступали все до единого ученика от первоклассников до семиклассников.
Интересно, что кроме своей основной преподавательской работы в музшколе, педагоги на общественных началах вели занятия в детдоме, обучая детей игре на фортепиано и баяне. Педагоги постоянно работали над повышением своего исполнительского мастерства – выступали в концертных программах, ездили на методические семинары в Днепропетровское музучилище, где перенимали опыт у выдающихся педагогов-исполнителей Чапкого, Монтова, Суркова, Говорушко.
Выпуск с будущим директором
В тесноте, да не в обиде
В 1954 г. ДМШ была переведена в здание на ул. К. Либкнехта (ныне - А. Довженко), где занималось 300 детей. По воспоминаниям Л. Ремезовой, в здании раньше размещался молитвенный дом. Здесь уже было три комнаты для занятий, правда, снова маленькие, и тесные. Зато у школы появился свой небольшой зал, где проводились теоретические занятия, академконцерты, экзамены, хор, общественные мероприятия. В зале даже днем было включено электричество, потому что дневной свет мало проходил через три небольших зарешеченных окошка. И, наконец, у директора Гримберга появился свой кабинет. Под него приспособили бывшую кладовую.
В 1956-1957 гг. при школе организовали курсы баянистов-аккомпаниаторов для сельских клубов и районных домов культуры. Выпускники этих курсов затем успешно работали на селе.
В 1959 г. в коллектив влилась Александра Крамская, которая вела теоретические дисциплины и хор. Учащихся было много, особенно пианистов и баянистов, поэтому снова воспользовались практикой аренды комнат в частных домах.
В 1962 г. детской музшколе предоставили, как было сказано – временно, здание на ул. Ленина (ныне Гетманская), 16. Ранее это был спортивный зал пединститута, но занятия здесь прекратились из-за того, что помещение нуждалось в ремонте. Его построили без фундамента и как раз на месте, где близко к поверхности подходили грунтовые воды. Поэтому сырость и плесень быстро сделали свое дело. Вот в этом здании укрепили фундамент, сделали ремонт, разделили на классы. Здесь стало просторнее и светлее.
И еще одно существенное изменение ожидало коллектив: директорские полномочия Н. Гримберг передал Никифору Кибкало, перейдя на работу в Мелитопольское училище культуры. Никифор Никифорович был человеком молодым, деятельным, смелым, предприимчивым. Он решительно взялся за улучшение условий труда педагогов и занятий учащихся, за материальную базу школы. Были закуплены новые музыкальные инструменты, мебель, сделана эстрада в концертном зале. Как память о тех годах в нынешней школе хранятся заказанные в Запорожской художественной мастерской нарисованные масляными красками портреты русских, украинских, западноевропейских композиторов и большое полотно «Славянские композиторы», созданное по картине Серова.
Преобразования во всем
Школа преобразилась. Кабинетами были обеспечены все преподаватели, директор и завуч. Была выделена комната для библиотеки, закуплены ноты и книги на музыкальную тематику.
В это же время из-за большого спроса на музыкальное образование на базе детской школы были открыты в 1963 г. вечернее отделение, на которое принимались дети всех возрастов сроком обучения пять лет (специальности – фортепиано, баян, аккордеон, гитара, духовые и струнно-смычковые инструменты), а также Народный университет музыкальной культуры для взрослых на общественных началах. Взрослых учеников было хоть отбавляй: учителя, врачи, музруки детских садов, служащие и просто любители музыки.
В 1966 г. в школе был организован симфонический оркестр, которым руководил выпускник Одесской консерватории Гавриил Шульгин. Он имел большой практический опыт работы с оркестрами – руководил оркестрами в оперетте и драмтеатре. Детский симфонический оркестр насчитывал свыше 60 человек. В его репертуаре были десятки пьес Бизе, Чайковского, Кабалевского, Гайдна, Сильванского и других. Оркестр аккомпанировал хору и певцам, выступал на городской сцене с хоровой капеллой «Таврия» ДК им. Т. Шевченко. Этот симфонический оркестр был тогда единственным подобным музыкальным коллективом во всей Запорожской области.
симфонический оркестр шульгина
К слову, в мае 2017 г. в ДК им. Т. Шевченко состоится юбилейный концерт, посвященный столетию со дня рождения Г. Шульгина, в котором примут активное участие преподаватели и учащиеся ДМШ №1.
Кроме того, хорошо зарекомендовали себя в Мелитополе и области ансамбль баянистов под руководством Л. Булгаковой, оркестр народных инструментов, которым руководил Василий Веденеев.
ДМШ открыла свои филиалы в Новгородковке, Вознесенке (Мелитопольский район), Красноармейском (ныне Таврийское, Акимовский район), где успешно преподавали, воспитывая талантливых учеников Г. Васильев, А. Шевцов, И. Котляр (баян), Н. Горда (духовые инструменты), Л. Бачурина, Э. Горбань (фортепиано) и др.
Продолжение следует ...