Одной крови

Просмотров: 1730
25 березня 2017 10:46
На волонтерских началах, но очень успешно, с февраля 2015 года в Мелитополе работает общественная организация «Центр «Побратим» - первая в регионе и самая успешная организация, объединяющая бойцов АТО, семьи военнослужащих, волонтеров отметила два года.

Вместо государства

Пять сотен участников боевых действий, две тысячи решенных задач, 146 часов за год работы психологов и все это большей частью на энтузиазме и вере в важность того, что делаешь.

- С чего все начиналось? Я расскажу. В конце лета 2014 года в Мелитополь стали приезжать военные 30-й, 79-й бригад, которые участвовали в жестоких боевых столкновениях на Савур-могиле, Амвросьевке. И вот один из них, совсем молодой парнишка, рассказывал мне, как он собирал в мусорный пакет обгорелые куски, очень аккуратно, чтобы ни одного пальчика не забыть, тела человека, который еще вчера был его другом, с кем вместе пили чай и делились сигаретой. И рассказывал он это с такой отстраненной полуулыбкой, что мне стало жутко. Вот тогда-то я поняла, что государство не готово не только воевать, но и к последствиям войны оно не готово тоже, - координатор ОО «Побратим» Светлана Алексеева во время нашей более чем полуторачасовой беседы не выпускает из рук безделушку - костяной диск с выжженным узором и ее именем «Светлана». Это не просто сувенир – это часть огромной работы по социализации вернувшихся с войны.

Именно адаптацией участников боевых действий и членов их семей занимается «Побратим». Сейчас это три волонтера, четыре психолога и пять ветеранов АТО. И двухлетний опыт работы, и какая-никакая помощь государства.

А начиналось все с чистого энтузиазма. После того жуткого разговора Светлана позвонила в Киев и уточнила, что уже делается в стране для реабилитации военнослужащих. Ей ответили, что «Минсоцполитики что-то придумывает». Чиновник «делают» это до сих пор, поэтому реабилитацию и адаптацию, как и многое в нашей стране, на себя взяли волонтеры.



Волонтерский десант

Это сейчас информация о том, что в Мелитополе есть организация, которая реально помогает, распространяется самими ветеранами. А тогда, два года назад, демобилизованных приходилось убеждать, что им нужна помощь. И олицетворением помощи для многих стала волонтер Елена Требухова. Они известна участникам АТО по проекту «Кухарочка» (женщины готовили для бойцов сухие борщи, чаи, собирали продукты питания и передавали все это в зону боевых действий). Именно Леночка (так называют ее все) ожидала бойцов в военкомате после демобилизации. Здесь почти год работал «Волонтерский десант». Идея его разрабатывалась совместно с военкомом Александром Лушниковым. Демобилизованные обязательно приходят в военкомат за документами. А там их встречала волонтер - та самая, которая готовила для них передачи, звонила и поддерживала, когда они воевали. Именно Леночка рассказывала им о том, какие права они имеют здесь, на гражданке, куда можно обратиться за помощью, давала координаты специалистов. Но главное - давала понять, здесь дома они нужны, им помогут и поддержат.

Если не мы, то никто

Поддерживали военнослужащих, как я уже упоминала, на чистом энтузиазме и за счет добрых людей. Помещение предоставил Дмитрий Алексеев. Несколько раз добрые люди приносили деньги, например, 3 тыс. грн конкретно на детей бойцов.

- На тот момент – конец 2014 - начало 2015 года, когда была самая тяжелая ситуация на фронте - мы не задавались вопросами зачем, за какие средства, почему мы. Были кричащие проблемы, которые нужно было решать прямо сейчас. Мы кричали, что ребята вернутся и непонятно, что будет дальше. Что у нас будут суициды, увеличение преступности, домашнее насилие. Нас не слышали. Стало понятно, если не мы, то никто, - рассказывает Светлана.

«Побратим» - это несколько направлений работы. С организацией работают волонтеры-юристы, которые в Мелитополе помогают и семьям погибших, и бойцам. Они обеспечивают адвокатскую поддержку, если у бойцов проблемы с законом. Сейчас, например, отстаивают в суде права бойца, которого уволили в тот момент, когда он проходил службу. На данный момент в городе появилась вторичная правовая помощь, где бойцы могут получить юридические услуги бесплатно, но еще год назад со всеми вопросами шли в «Побратим».

Работает в организации и «Женская солидарность» - группа, объединяющая женщин, чьи мужья были или остаются на фронте. Ведь только та, кто также плакала ночами и ждала телефонных звонков, не могла смотреть новости и не могла их не смотреть, поймет и поддержит. Группы подобные этой и в Киеве только создаются, а мелитопольская провела уже 66 встреч.



Психологи –для здоровых


Главная задача «Побратима» - социализация. Это целый комплекс действий, индивидуальный для каждого демобилизовавшегося. Кому-то для социализации нужна работа, и волонтеры благодарят Ивана Колесниченко, и всех, кто трудоустраивает АТОшников. Кому-то - почувствовать себя важным обществу – именно ветераны сейчас начинают предметно заниматься патриотическим воспитанием. Кому-то - помощь медиков – и волонтеры благодарят руководителей районной и городских больниц за постоянное сотрудничество. Очень многим нужна помощь психологов.

Виктория Геращенко - кризисный психолог, приезжает в Мелитополь работать с демобилизованными и их семьями из Запорожья.
- Боец приходит с войны совершенно другой. Его внутренняя реальность не совпадает с внешними обстоятельствами, - рассказывает Виктория. - С каждым надо работать индивидуально. Кому-то достаточно четырех-пяти сессий, а кому-то больше десяти. Показатель – успешная адаптация к жизни. При этом сложнее переносят изменения именно семьи вернувшихся с войны, поскольку семьи не готовы принять изменившихся мужей.

До войны на Донбассе работать с боевой травмой Виктории не приходилось. Учились «на ходу». Первый опыт получила в запорожском госпитале. Он отличался от всей ее психотерапевтической практики.

- У нас в кодексе записано, что мы не должны навязываться со своей помощью, а здесь надо было заходить в палату, представляться. Тут же все бойцы отвечали, что здоровы и в лечении не нуждаются, - рассказывает Виктория. - Но психологи не лечат! Мы не выписываем больничных, не даем таблеток, мы просто говорим о жизни. Приходите, поговорим.



Боевое братство

В одном помещении с «Побратимом» находится и Совет ветеранов АТО Мелитополя и района. Ребята занимаются некоторыми проблемами, которые волонтеры своими силами решить не могли. Например, земельными. От С. Алексеевой, когда она приходила в Госкомзем и говорила, что демобилизованные имеют право на получение участков, просто отмахивались. Сейчас, после года работы Союза, АТОшниками Мелитополя и района получено шесть сотен разрешений на разработку проектной документации – больше всего в области.

На общих сборах участников АТО председателем был избран Олег Кушнаренко. И если случается ЧП с участником боевых действий города или района, то звонят в первую очередь Олегу. Чего только стоит недавний случай: поздно вечером раздался звонок: человек в военной форме дебоширит в районе железнодорожного вокзала. И председатель правления, вместе с волонтерами, вооружившись фонариками, разыскивали нарушителя спокойствия. И не важно, что он не являлся членом организации, раз в форме, значит, ваш.

- Мы никогда не поддержим преступные действия наших побратимов, - категорично заявляет член правления Союза ветеранов Владимир Минко. – Мы предоставим адвоката, помочь в процессуальных моментах. Но если он виноват, то мы хотим, чтобы он был наказан по закону.

И, тем не менее, Союз ветеранов АТО неоднократно становился инициатором акций, которые имели большое обсуждение: перед Константиновским сельсоветом жгли шины, протестуя против невыделения земли, жестко на камеру общались с маршрутником-хамом, засыпали землей руководителя госкадастра в Мелитополе.

- Эти акции были спровоцированы тем, что все законные методы и попытки были исчерпаны полностью. До таких радикальных действий мы испробовали все законные методы – запросы, жалобы, диалоги. Да, может быть, это неправильно, но пока государство на этапе становления, по-другому, никак, - говорит В. Минко.

Третий год своей работы «Побратим» встречает без помещения. Далее находиться на площадях, которые они занимали, организация не может. Очень нужно помещение размером не менее 150 кв. м. Тем более, что потребность в помощи волонтеров в государстве будет еще долго востребована.

- Самое большое мое желание, чтобы государство взяло на себя то, что делаем мы, но делало это не хуже. А вообще, после возвращения последнего солдата с последнего дня войны психологическая реабилитация занимает еще шесть лет. Так что работать нам еще и работать, - говорит С. Алексеева.

Справка «МВ»
Связаться с «Побратимом» можно по тел.: 097- 150- 61-76.
Союз ветеранов АТО: 096-121-68-58

От автора
Уже поставив точку в материале, я вдруг подумала: уж больно картинка о деятельности «Побратима» и Союза ветеранов получается глянцевой – чуть ли не все проблемы решают «на раз». «За кадром» остались бесконечные хождения по чиновничьим кабинетам за тем, что положено ветеранам государством, постоянное «попрошайничество» у обеспеченных и сановитых, бессилие и злость на коррупционную систему и слезы, когда снова уходят из жизни лучшие. Обо всем этом волонтеры предпочитают не рассказывать. Просто делают свою работу.
- Вы понимаете, что меняете историю?
Лена Требухова, у которой я это спросила, ответить не успела.
- Это очень хорошо понимаем мы! – вместо нее отозвалась жена бойца и это, мне кажется, главное.




Похожие новости: