Запорожская Атлантида

Просмотров: 3873
1 квітня 2017 08:32
Атлантида в общепринятом понимании - это край изобилия, потерянная земля. Своими Атлантидами мы смело можем назвать плавни, уничтоженные в 1956 г. Каховской ГЭС, а также знаменитые Днепровские пороги, которые в 1931 г. отправила на речное дно гидроэлектростанция. О природном богатстве и красоте их ходят легенды. Но этот рассказ о колонии немцев-меннонитов Айнлаге-Кичкас, судьбу которой также предрешило сооружение гидроузла. Этот некогда цветущий уголок со своей яркой историей сегодня практически забыт. Это тоже настоящая запорожская Атлантида…

Находился Айнлаге-Кичкас выше плотины ДнепроГЭС, между современным островом Ленина и Правым берегом. А в свое время - у основания Кичкасского мыса, которым до строительства гидроэлектростанции и разлива Днепровского водохранилища выступало правобережье.
Небольшое селение в живописном месте у знаменитой Кичкасской переправы росло и развивалось одновременно с Александровском. За 140 лет существования оно стало настоящим процветающим городком с развитой инфраструктурой, манило туристов своими пейзажами и диковинами. В 1927-1932 годах в связи со строительством Днепровской ГЭС жителей колонии решили переселить выше по берегу. Затем, подобно легендарной Атлантиде, Айнлаге-Кичкас ушел под воду...

Кто они, гости из Пруссии?


Наша история на определенном этапе пересеклась с переселенцами из Западной Пруссии. По приглашению царицы Екатерины II в конце XVIII века немцы-меннониты начали прибывать из Европы целыми семьями для заселения свободных земель юга Российской Империи (сегодня Юго-Восточная Украина). Это были представители одного из протестантских религиозных течений, которое зародилось в Нидерландах в XVI веке и проповедовало отказ от насилия, самосовершенствование, следование четким моральным правилам.

Меннонитам пообещали земельные наделы, налоговые льготы, освобождение от воинской повинности и религиозную терпимость. Переселенцы были заинтересованы в получении земли, где могли бы спокойно жить, следуя своей вере, заниматься фермерством и ремеслами. А царская власть, в свою очередь, - в трудолюбивых и мирных жителях.

В наших краях меннонитам выделили территорию по берегам Днепра в районе острова Хортица. Так в 1789 г. была основана обширная Хортицкая колония, первая на территории Российской Империи. Состояла она из множества немецких сел, среди них: Хортица и Розенталь (сегодня район Верхней Хортицы), Камп (на о. Хортица), Бурвальде (теперь - Бабурка), Шенвизе (район «АвтоЗАЗа»), а также Айнлаге - около Кичкасской переправы. Каждое из них тоже именовали «колониями».

Правобережный немецкий Айнлаге-Кичкас (еще - Эйнлаге, Кичкасы) следует отличать от его соседа на левом берегу, селения Павло-Кичкас (еще - Павловка, Маркусово), которое основал граф Павел Потемкин, - у него отдельная история.

И основали они Айнлаге...

Меннониты не первыми заселили земли Кичкасского мыса. Вблизи удобного места переправы издавна селились люди, начиная стоянками древних кочевников еще до нашей эры и заканчивая казачьими военными укреплениями. Айнлаге основала в 1790 г. сорок одна меннонитская семья. Такое имя переселенцы дали своему новому дому в память о родной деревне в Пруссии. «Einlage» в переводе с немецкого - «местечко, станица». Второе название, которое закрепилось за поселением - Кичкас - местное. Кстати, по одной из теорий, пошло оно от татарского «кичка», что значит «маленькая бровь».

В ожидании обещанных средств и стройматериалов, первую зиму люди пережили в землянках и жилищах, сооруженных из возов и палаток. А после сообща взялись за строительство. Трудолюбие и сплоченность не заставили долго ждать плодов: вдоль Днепра выросли стройные ряды домов, а скудная почва в руках колонистов скоро зазеленела посевами и расцвела садами. На территории каменистого Кичкасского мыса было два больших пруда, а низины с луговой растительностью отлично подходили для пастбищ. Основными занятиями жителей Айнлаге были земледелие, животноводство, садоводство, шелководство, ремесленничество. Колония росла.

Однако весной 1845 г. случился сильнейший разлив Днепра, который нанес серьезный удар поселенцам, затопив их хозяйства и погубив много скота. Айнлагцы были вынуждены перенести свои дома западнее, на возвышенность. Новое селение принято называть Айнлаге II, начальное - Старым Айнлаге или Айнлаге I (1790 - 1845). Дома стали строить на высоком фундаменте, огораживаться каменными заборами, а между рекой и селом соорудили мощную земляную дамбу.

По весне на всю округу слышался треск и грохот. Это просыпался Днепр, и ледяные глыбы, ломая друг друга, пытались втиснуться в Волчье Горло (узкое ущелье между Кичкасским мысом и левобережьем). Весенние наводнения случались и после большого потопа 1845 г. Днепр соединялся с прудами мыса, превращая его в остров. Большинство домов находились в безопасном месте, но порою на околице вода подбиралась к их порогам. Так что хозяева прямо с собственной веранды могли пересесть в лодку. Во время «высокой воды» жители Айнлаге даже удили рыбу в своих огородах!

Дома колонистов из глины и дерева, крытые соломой, становились капитальнее, сложнее. На смену природным материалам пришли кирпич и черепица из обожженной глины. Особенность меннонитских домов - это их высокий фронтон и особый стиль кирпичной кладки - фламандский. Нарядными фасадами дома выходили на улицу. На приусадебном участке обязательно был разбит сад, находились хозпостройки, мастерская. Помимо плодовых деревьев, жители с удовольствием высаживали во дворах и на улицах белую акацию, липы, засаживали лесом степные пустоши.

Первые переселенцы, в большинстве своем фермеры, ремесленники и мельники со временем открыли на базе своих мастерских целые предприятия, построили независимые от погоды паровые мельницы. Скоро многие из них смогли сколотить завидное состояние и стали успешными промышленниками. Усадьбы богатых жителей Кичкаса были двух-трехэтажными, с удобствами, большим садом, флигелем для прислуги, собственной водокачкой и даже электростанцией. Еще одна их особенность - это забор. Чем массивнее и изысканнее смотрелись его столбы и ограда, тем знатнее был домовладелец.

Трактор для Ленина

Полевые работы, хозяйство и быт меннониты старались максимально облегчить. Со временем их окружило многообразие механических помощников: всевозможные модели сельхозтехники, домашние станки для обработки урожая зерновых, плодовых, молока, ткацкие и швейные машины и даже водонагреватели с душевыми стойками. Вся эта техника, ручная или приводимая в действие двигателем, производилась на меннонитских предприятиях для своих нужд и на продажу. Не было исключением и Айнлаге. Здесь в 1879 г. на заводе Фризена выпустили первую меннонитскую молотилку, а позже, в 1922 г. на бывшем заводе Унгера на свет появился первый советский трактор «Запорожец», который отправили в подарок Владимиру Ленину.

Главным в Айнлаге был мэр, следить за порядком ему помогал полицейский пристав. К началу XX века Айнлаге стало крупнейшим поселением Хортицкой колонии. Его главная улица, Крестьянская (BauernStrasse), тянулась вдоль Днепра на два километра. Другие значимые артерии селения: улицы Генрихса (HeinrichsStrasse) и Мельничная (MillStrasse).

К 1913 г. здесь насчитывалось более двухсот дворов, 1600 жителей, порядка 30 крупных и мелких производств. Было налажено производство сельскохозорудий и машин, нефтяных двигателей, экипажей, кирпича. Местный пивоваренный завод варил 1500 ведер пива в год. Наряду с ветряными, широко использовались паровые мукомольни. Годовой оборот этих предприятий исчислялся десятками и сотнями тысяч рублей….

Окончание следует...

Подготовлено по сайту retro.zp.ua.





Похожие новости: