Главное - научить детей любить свою землю

Просмотров: 2337
22 квітня 2017 13:37
Фото из архива Александра Алексеева
Это сердце всегда горело любовью к родной земле. Краевед Александр Алексеев смог передать эту любовь очень многим – и детям, и взрослым. 14 апреля мы отметили 75-летие этого ученого, педагога и общественного деятеля.

Тропинками малой родины

…Огромный столетний каштан рос рядом с домом его деда – подполковника Александра Алексеева. Под развесистой кроной дед рассказывал родным о военных походах. А повоевал-то немало: в Японской, Первой мировой, «боксерской» войне в Китае!.. На груди деда красовалось множество наград. Но однажды он принял серьезное решение – продать медали, а за вырученные деньги купить свой дом, который станет родовым гнездом для всех будущих Алексеевых.

Эту славную фамилию носили многие выдающиеся люди. Наверняка вам известно имя Николая Александровича Алексеева - краеведа, гидрохимика, путешественник.

Яркая личность отца оказала огромное влияние на сына – младшего Алексеева. Еще в детстве отец с сыном на велосипедах объездили окрестности вдоль и поперек. С ранних лет отец прививал сыну любовь к малой родине, ведь сам он больше всего на свете любил эти степи, реки и курганы. А дома увлеченных путешественников всегда ждала мама - Ольга Викторовна Шемиот. Она была инженером и преподавала в МИМСХе (ныне – ТГАТУ).

В 1949 году Александр пошел в первый класс школы №11, и одновременно отец записал его на станцию юных натуралистов, которой в то время руководил выдающийся человек - Борис Лысенко. Яркое воспоминание – плаванье на баркасе по полноводному в те времена Молочному лиману. Попутный ветер дул в парус, баркас то и дело причаливал к берегам, где юннаты кольцевали птиц.

Отец организовал при школе краеведческий кружок и смог увлечь ребят серьезным проектом. Детская газета «Пионерская правда» объявила конкурс: ребят приглашали провести всесоюзную экспедицию. Николай Александрович придумал маршрут, который проходил по берегам трех морей, которые были на территории Запорожской области. Сарматское море оставило нам в наследство пески, Понтическое – известняки, Киммерийское эти известняки размывало. По границам этих морей и пошли в поход. После пройденных километров ребята написали отчет и отослали рассказ в «Пионерскую правду». И вдруг – новость: школьники из провинциального Мелитополя заняла первое место! Ребята получили сказочные подарки: три палатки (в те годы это было настоящим чудом, ни у кого в городе не было такого снаряжения!), рюкзаки, котелки…

Тут же засобирались в новые странствия. Отец придумывал для них тематические названия: «Золотая осень», «Наш край зимой», «Навстречу весне». А летом их ждало многодневное поход первой категории сложности по берегу Азовского моря от Осипенко (нынешний Бердянск) до Кирилловки. Пообщаться с азартными туристами снова приехал корреспондент из столицы – теперь уже из газеты «Юный ленинец».

Чуть позже краеведческий кружок перешел под крышу станции юннатов. Ребята продолжали осваивать родной край и попутно выполняли задания ученых. Например, из Одесского Института южных морей юннаты получали задания по изучению жизни моллюсков Молочного лимана, отбирали пробы воды и грунта, отсылали результаты. Путешествуя по курганам, юннаты привозили находки с Корсак-Могилы, Савур-Могилы, Бельмак-Могилы, Токмака.

Бродя родными степями, ребята таскали на спинах в рюкзаке килограммы минералов! А еще собирали гербарий, бегали за бабочками и делали коллекции…

Покорителем целины не стал


В жизни А. Алексеев освоил много полезного: работал фрезеровщиком на Мелитопольском компрессорном заводе, занимался фотографией, получил первый спортивный разряд по туризму и стал инструктором по туризму, учителем труда и черчения… И все же изучение родного края навсегда осталось главным в его жизни. Еще будучи второкурсником МИМСХа, он уже руководил краеведческими кружками на станции юннатов, водил школьников в походы. А когда в Мелитополе открылся Украинский филиала Всесоюзного географического общества, он был принят в действительные члены этого общества.

После окончании МИМСХа А. Алексеев отправился по распределению в Аскания-Нова – в Украинский НИИ степных районов. Но тут молодого специалиста стали перебрасывать с одного места работы на другое: то он был работником зоопарка, то научным сотрудником, и в конце концов его направили на распашку целинных земель. А ведь для А. Алексеева нетронутая Асканийская степь с детства была эталоном первозданной природы, уникальным природным уголком. Но в 60-е годы заповедность этой территории стала игнорироваться. «Как можно распахивать заповедник?» - написал юный ученый возмущенное письмо в министерство и в газету. А в отдел кадров – заявление об уходе.

Нашли то, что потеряли скифы


Вернулся в родные края – на станцию юннатов. Слушая рассказы своего руководителя Александра Николаевича, школьники мечтали об одном – пройти эти дорогами, своими глазами увидеть то, о чем он так увлекательно говорил.

- Вдоль берега Каховского моря не раз находили мы наконечники стрел, остатки керамики из скифских поселений, - вспоминает краевед. - Одно из значительных достижений – исследование Ботиевского оползня в Приазовском районе. С этой работой мелитопольские юннаты стали участниками Выставки достижений народного хозяйства и получили медаль ВДНХ. С увлечением школьники пробовали себя в роли «красных следопытов». Однажды получили письмо: мать искала могилу своего сына, было известно только, что он погиб на реке Тащенак. Наши «красные следопыты» после поисков смогли показать ей братскую могилу, где он был похоронен. Тяжело было смотреть на эту женщину: как она плакала! Хотя прошло уже много лет после гибели этого солдата, но для матери это были большие переживания. А наши ребята учились быть настоящими людьми.

С 1970 по 1972 годы А. Алексеев работал научным сотрудником отдела природы Мелитопольского краеведческого музея, занимался созданием новой экспозиции отдела природы; участвовал в археологических исследованиях на Каменной Могиле под руководством доктора исторических наук В. М. Даниленко. Одновременно продолжал руководить детскими краеведческими кружками, которые были организованы при музее и в Мелитопольском Дворце пионеров.

Но чтобы работать с детьми, нужно было иметь диплом педагога, вот почему Александр Николаевич получил второе высшее образование - окончил географический факультет МГПИ (ныне - университет). В 1975 году А. Алексеев был принят ассистентом на кафедру педагогики и психологии Мелитопольского педагогического института (сегодня – МГПУ им. Б. Хмельницкого). Научная деятельность Н. Алексеева также была связана с краеведением. Тема его кандидатской диссертации – «Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранной деятельности», в ней он опирался на многолетний опыт работы. В этом вузе А. Алексеев проработал 35 лет - до выхода на пенсию в 2010 году.

«Каждый учитель должен быть краеведом»


Этого девиза А. Алексеев придерживался всю свою жизнь. Вся семья Алексеевых тесно связана с изучением родного края. Жена Любовь Леонидовна работала научным сотрудником Мелитопольского краеведческого музея. Дети продолжили дело отца. Сын и дочка руководят кружками в нынешнем ЦДЮТ: Николай - туристическим, Татьяна - историко-краеведческим.

В последние годы Александр Николаевич смог полностью отдаться любимому делу. В 2011 году он стал одним из организаторов создания в Мелитополе общественной организации «Союз краеведов Мелитопольщины». Одна за одной выходят книги: «Мелитополь военных лет», «Терпениада», биографические труды о жизни отца – химика, педагогога и краеведа Н. Алексеева, географа–краеведа А. Хижняка, врача С. Лиходеда, ректора МИМСХА М. Емельянова и другие. Жизнь юбиляра насыщена событиями и встречами, ведь он - член Правления и председателем краеведческого комитета союза. Но есть у Александра Николаевича мечта:

- Я рад, что смог продолжить дело отца! – так говорит он о всей своей жизни. - Николай Алексеев был уникальной личностью: занимался гидрохимией, краеведением, гигиеной, медицинской географией, изучал минеральные воды края. Мой домашний кабинет заполнен книгами от пола и до потолка - это отцовский архив. Мне очень хотелось бы систематизировать его труды и издать самые выдающиеся. Я верю и надеюсь – у этих мыслей и выводов есть свои читатели! Мне кажется, самое нужное, чему мы можем научить наших детей – любить свою землю.



Похожие новости: