В супермаркетах сдавать сумки в камеры хранения не обязательно
Просмотров: 3085
12 травня 2017 15:25
Конфликты в одном из обувных магазинов Мелитополя достигли такого количества, что Управлению по вопросам развития предпринимательства и защиты прав потребителей Мелитопольского горисполкома даже пришлось опубликовать на сайте горсовета Мелитополя свои разъяснения на сей счет – об этом журналисту «МВ» рассказала главный специалист Светлана Белова.
«В связи с поступлением обращений граждан, управление по развитию предпринимательства, промышленности и защиты прав потребителей исполкома Мелитопольского городского совета Запорожской области предоставляет разъяснения по такому поводу: Обязаны ли потребители (покупатели) сдавать вещи при входе в магазин?
Согласно п.21 постановления Кабинета Министров Украины от 15.05.2006 N 833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением КМУ от 29.06.2011 N 706) субъект хозяйствования обязан:
—обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализация которых осуществляется в таких торговых объектах;
—создать условия для сохранения вещей потребителей, в случае, когда вход в торговый объект с товарами, которые реализуются в таких заведениях, запрещен.
Если же Вы положили вещи в камеру хранения магазина, администрация магазина несет полную ответственность за сохранность ваших вещей, даже несмотря на наличие объявления об обратном. Администрация берет на себя обязанность по сохранности сданных покупателями вещей на хранение. Это подтверждается выдачей покупателю номерного жетона, другого знака, удостоверяющего принятие вещи на хранение (согласно ст. 937 Гражданского кодекса Украины). Фактически Вы заключаете с администрацией магазина договор о хранении вещей.
Ответственность магазина (хранителя) в случае потери или повреждения вещи потребителя (поклажедателя) предусмотрена статьями 950-951 Гражданского кодекса Украины.
Согласно статье 951 убытки, нанесенные поклажедателю потерей (недостачей) или повреждением вещи, возмещаются хранителем:
в случае потери (недостатка) вещи – в размере ее стоимости;
в случае повреждения вещи – в размере суммы, на которую снизилась ее стоимость.
Если вследствие повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель имеет право отказаться от этой вещи и требовать от хранителя возмещения ее стоимости.
Если администрация магазина, в случае повреждения вещей в камере хранения, откажется добровольно возместить причиненный ущерб в полном размере, вы имеете право обратиться с соответствующим иском в суд.
Как свидетельствует практика, при судебном рассмотрении споров, возникающих между покупателями (потребителями) и субъектами, осуществляющими торговую деятельность, по поводу сдачи и хранения вещей в магазинах и возмещения убытков, причиненных ненадлежащим хранением таких вещей, судами применяются нормы, регулирующие договоры хранения.
По условиям договора хранения, согласно ст.942 ГК Украины хранитель обязан принимать все меры для обеспечения сохранности вещи. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о вещи, как о свою собственную.
Однако, предупреждаем, трудности при защите своих прав возникают прежде всего при доказывании в суде обстоятельств, на которые ссылается лицо, имущество которого повреждено или утрачено. Так, при сдаче сумок или других вещей на хранение, нигде никак не фиксируется, что именно кажется (например, в сумке есть мобильный телефон), опись переданных вещей не делается, поскольку такое законодательством не предусмотрено. Также трудно назвать «принятием всех мер для обеспечения сохранности вещи» хранение вещей в шкафах или ячейках, в лучшем случае – под ключ и тому подобное.
Итак, если Вы не уверены в том, что ваши вещи будут храниться надлежащим образом, Вы имеете право отказаться от хранения ваших вещей в ячейках хранения магазина и передвигаться помещением супермаркета (магазина) со своими вещами, сумками и тому подобное. Но, заметим, в вашей сумке должны быть товары, которые реализуются в данном магазине.
А кто имеет право проверять вещи? Работники магазинов НЕ могут заставить при входе в торговый зал предъявить приобретенные в других местах товары, а при выходе – проверять правильность чека и осматривать вещи покупателя. При выходе из торгового зала охранник может попросить показать сумку, причем сам он делать обзор не имеет права. Производить досмотр может только сотрудник полиции и только в том случае, если покупатель подозревается в краже товара. А вообще, я бы просто посоветовала не посещать тот магазин, который вплоть до рукоприкладства заставляет покупателей сдавать свои вещи в камеру хранения и при этом не хочет нести за это ответственности. Нужно наказать продавца гривной, поскольку судиться с торговой сетью можно, но это процесс довольно длительный и хлопотный», - сказала Светлана Белова.
«В связи с поступлением обращений граждан, управление по развитию предпринимательства, промышленности и защиты прав потребителей исполкома Мелитопольского городского совета Запорожской области предоставляет разъяснения по такому поводу: Обязаны ли потребители (покупатели) сдавать вещи при входе в магазин?
Согласно п.21 постановления Кабинета Министров Украины от 15.05.2006 N 833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением КМУ от 29.06.2011 N 706) субъект хозяйствования обязан:
—обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализация которых осуществляется в таких торговых объектах;
—создать условия для сохранения вещей потребителей, в случае, когда вход в торговый объект с товарами, которые реализуются в таких заведениях, запрещен.
Если же Вы положили вещи в камеру хранения магазина, администрация магазина несет полную ответственность за сохранность ваших вещей, даже несмотря на наличие объявления об обратном. Администрация берет на себя обязанность по сохранности сданных покупателями вещей на хранение. Это подтверждается выдачей покупателю номерного жетона, другого знака, удостоверяющего принятие вещи на хранение (согласно ст. 937 Гражданского кодекса Украины). Фактически Вы заключаете с администрацией магазина договор о хранении вещей.
Ответственность магазина (хранителя) в случае потери или повреждения вещи потребителя (поклажедателя) предусмотрена статьями 950-951 Гражданского кодекса Украины.
Согласно статье 951 убытки, нанесенные поклажедателю потерей (недостачей) или повреждением вещи, возмещаются хранителем:
в случае потери (недостатка) вещи – в размере ее стоимости;
в случае повреждения вещи – в размере суммы, на которую снизилась ее стоимость.
Если вследствие повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель имеет право отказаться от этой вещи и требовать от хранителя возмещения ее стоимости.
Если администрация магазина, в случае повреждения вещей в камере хранения, откажется добровольно возместить причиненный ущерб в полном размере, вы имеете право обратиться с соответствующим иском в суд.
Как свидетельствует практика, при судебном рассмотрении споров, возникающих между покупателями (потребителями) и субъектами, осуществляющими торговую деятельность, по поводу сдачи и хранения вещей в магазинах и возмещения убытков, причиненных ненадлежащим хранением таких вещей, судами применяются нормы, регулирующие договоры хранения.
По условиям договора хранения, согласно ст.942 ГК Украины хранитель обязан принимать все меры для обеспечения сохранности вещи. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о вещи, как о свою собственную.
Однако, предупреждаем, трудности при защите своих прав возникают прежде всего при доказывании в суде обстоятельств, на которые ссылается лицо, имущество которого повреждено или утрачено. Так, при сдаче сумок или других вещей на хранение, нигде никак не фиксируется, что именно кажется (например, в сумке есть мобильный телефон), опись переданных вещей не делается, поскольку такое законодательством не предусмотрено. Также трудно назвать «принятием всех мер для обеспечения сохранности вещи» хранение вещей в шкафах или ячейках, в лучшем случае – под ключ и тому подобное.
Итак, если Вы не уверены в том, что ваши вещи будут храниться надлежащим образом, Вы имеете право отказаться от хранения ваших вещей в ячейках хранения магазина и передвигаться помещением супермаркета (магазина) со своими вещами, сумками и тому подобное. Но, заметим, в вашей сумке должны быть товары, которые реализуются в данном магазине.
А кто имеет право проверять вещи? Работники магазинов НЕ могут заставить при входе в торговый зал предъявить приобретенные в других местах товары, а при выходе – проверять правильность чека и осматривать вещи покупателя. При выходе из торгового зала охранник может попросить показать сумку, причем сам он делать обзор не имеет права. Производить досмотр может только сотрудник полиции и только в том случае, если покупатель подозревается в краже товара. А вообще, я бы просто посоветовала не посещать тот магазин, который вплоть до рукоприкладства заставляет покупателей сдавать свои вещи в камеру хранения и при этом не хочет нести за это ответственности. Нужно наказать продавца гривной, поскольку судиться с торговой сетью можно, но это процесс довольно длительный и хлопотный», - сказала Светлана Белова.