Что делать, если ребенок ворует: 20 полезных советов
Просмотров: 1869
26 травня 2017 09:22
Одна моя знакомая рассказала, что, когда в детстве она принесла домой подсолнечник с чужого огорода, мама отвела ее к соседям, заставила встать перед ними на колени и просить у них прощения за воровство. Этот «урок» она запомнила на всю жизнь, и мне врезался в память эпизод советского воспитания, не отличавшегося особой толерантностью и поиском подхода к ребенку. Оказывается, по статистике 80% детей в возрасте до 10 лет хотя бы один раз воровали.
Причины детского воровства
Прежде чем отучать ребенка от воровства, нужно выяснить, почему он совершил "кражу". А причин может быть несколько.
Маленькие дети могут потянуться в гостях за «лишней» конфеткой без спроса и без свидетелей. Незнание обычных правил поведения - самая первая причина «мелкого воровства» среди малышей.
Недостаток развития воли и нравственных представлений, когда ребенок очень сильно хочет заполучить чужую вещь, ворует ее и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия.
Серьезная психологическая неудовлетворенность. В этом случае чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера - родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.
Сильное желание владеть понравившейся вещью, против голоса совести. Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может. Чаще всего об этом воровстве никто не знает, так как ребенок продумывает все заранее, и пока сам не раскается в содеянном, так и останется загадкой, куда пропала ручка соседки по парте.
Недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка, когда ребенок хвастается тем, что взял деньги у родителей и может на них угостить друзей. Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их.
Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо - клептомания, то есть воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко.
Как быть родителям
Итак, как себя вести, если вы подозреваете ребенка в воровстве? Вот основные советы.
1. Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.
2. Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам, перед вами в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе и в праве на хорошее отношение окружающих. Будьте осторожны. И забудьте о словах «Как ты мог?» - они бесполезны и даже вредны. Если вы начнете разговор просто с крика, скорее всего, ребенок станет впоследствии скрывать свои негативные поступки.
3. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в полицию, и не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.
4. Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение, разделите вместе с ним ответственность и предложите решение.
5. Расскажите ребенку, как вас расстраивает то, что происходит (но не называйте содеянное «воровством», «кражей» или «преступлением»). Спокойно расскажите ребенку о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.
6. Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас (одноклассника) эту вещь, а предпочел украсть ее. Вместе тщательно разберите ситуацию и подведите к мысли о том, что этот поступок был ошибочным.
7. Попробуйте вместе с ребенком найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Можете помочь ребенку и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.
8. Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.
9. В том случае, если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: "В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место".
10. Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.
11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно и этого: "А вот я, в отличие от тебя, никогда не..."
12. После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.
13. Исключайте ситуации, которые могут провоцировать воровство.
14. Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Он может воровать "за компанию" или чтобы повысить авторитет. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.
15. Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.
Профилактика воровства:
16. Направьте активность ребенка в мирное русло, пусть он сам выберет занятие себе по душе - рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и, конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.
17. Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место.
18. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.
19. Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.
20. Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.
По материалам familyboom.ru.
Причины детского воровства
Прежде чем отучать ребенка от воровства, нужно выяснить, почему он совершил "кражу". А причин может быть несколько.
Маленькие дети могут потянуться в гостях за «лишней» конфеткой без спроса и без свидетелей. Незнание обычных правил поведения - самая первая причина «мелкого воровства» среди малышей.
Недостаток развития воли и нравственных представлений, когда ребенок очень сильно хочет заполучить чужую вещь, ворует ее и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия.
Серьезная психологическая неудовлетворенность. В этом случае чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера - родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.
Сильное желание владеть понравившейся вещью, против голоса совести. Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может. Чаще всего об этом воровстве никто не знает, так как ребенок продумывает все заранее, и пока сам не раскается в содеянном, так и останется загадкой, куда пропала ручка соседки по парте.
Недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка, когда ребенок хвастается тем, что взял деньги у родителей и может на них угостить друзей. Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их.
Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо - клептомания, то есть воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко.
Как быть родителям
Итак, как себя вести, если вы подозреваете ребенка в воровстве? Вот основные советы.
1. Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.
2. Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам, перед вами в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе и в праве на хорошее отношение окружающих. Будьте осторожны. И забудьте о словах «Как ты мог?» - они бесполезны и даже вредны. Если вы начнете разговор просто с крика, скорее всего, ребенок станет впоследствии скрывать свои негативные поступки.
3. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в полицию, и не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.
4. Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение, разделите вместе с ним ответственность и предложите решение.
5. Расскажите ребенку, как вас расстраивает то, что происходит (но не называйте содеянное «воровством», «кражей» или «преступлением»). Спокойно расскажите ребенку о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.
6. Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас (одноклассника) эту вещь, а предпочел украсть ее. Вместе тщательно разберите ситуацию и подведите к мысли о том, что этот поступок был ошибочным.
7. Попробуйте вместе с ребенком найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Можете помочь ребенку и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.
8. Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.
9. В том случае, если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: "В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место".
10. Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.
11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно и этого: "А вот я, в отличие от тебя, никогда не..."
12. После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.
13. Исключайте ситуации, которые могут провоцировать воровство.
14. Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Он может воровать "за компанию" или чтобы повысить авторитет. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.
15. Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.
Профилактика воровства:
16. Направьте активность ребенка в мирное русло, пусть он сам выберет занятие себе по душе - рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и, конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.
17. Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место.
18. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.
19. Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.
20. Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.
По материалам familyboom.ru.