Запорожцы и запрещенная музыка

Просмотров: 2842
1 липня 2017 18:40
Идеологический контроль над музыкой в СССР был суровым. А достать желанные записи оказывалось невероятно трудно. Но ведь доставали, ухитрялись! И крутили по ночам приемники, вылавливая в эфирной трескотне знакомые звуки. И покупали пластинки из-под полы. В общем, есть о чем вспомнить…

Записи «на ребрах»


В 50-е годы в Запорожье появились радиолы. И начинается пластиночный бум! «Правильные» запорожцы слушают «Рио-Риту», Шульженко, Утесова и, как пишет местная пресса тех времен, «затаив дыхание, в тысячах квартир наслаждаются мелодиями Чайковского и Шопена, слушают записи речей любимого Ильича…». «Неправильные» - Петра Лещенко, Александра Вертинского, рок-н-рол. А это рискованно. Эмигранты Лещенко и Вертинский - «пошляки» и «белогвардейцы», а рок-н-ролл - «тлетворное влияние Запада, которое отравляет души молодежи».

Записи «низкопробных пошлых куплетов» и «вульгарных песенок» купить можно только на «туче»-барахолке, в районе Кривой бухты (чуть позже на Зеленом Яре), в Парке Металлургов, парке Строителей. И это даже не совсем пластинки. «На ребрах» и «на бедрах» - так запорожцы 50-х называли аудионосители запрещенных песен. Секрет названия прост - музыка кустарно записывается на рентгеновской пленке с видом анатомических деталей человеческого тела. Такие пластинки служат недолго, но позволяют слушать не те песни, которые рекомендует советская идеология, а те, что просит душа!



«Доктор, я слышу голоса»

60-е годы. Культовая вещь - портативный транзистор «Спидола», пришедший на смену огромным ламповым приемникам. Стоимость продукта рижского завода «ВЭФ» равняется месячной зарплате советского рабочего, и ее часто дарят на новоселье и свадьбу - иногда даже с дарственными надписями на аппарате.


При этом «Спидола», словно латвийская диверсия против советской идеологии, хорошо принимает западные радиостанции. «Вражеские голоса» («Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна», «Русская служба Би-би-си»…) - один из редких способов знакомства советских меломанов с творчеством каким-нибудь заграничных рок-групп. Впрочем, голоса этих групп зачастую разобрать очень сложно - он с трудом прорывается через помехи, которые создают специальные радиовышки-«глушилки».

Ленин вместо Леннона

Вторая половина 60-х. «Радиохулиганство» получает свое определение в Уголовном кодексе, а возле остановки «12 апреля» открывается магазин «Грампластинки». Здесь есть 14-я соната Бетховена, народная «Дубинушка» и даже речь Ленина «Что такое Советская власть»?».
Зато бесперспективно искать, например, «Битлз» или «Энималз». Пластинки с модными песнями можно купить сугубо «с рук». Основные их поставщики в Запорожье - интуристы, заморские студенты либо товарищи, вернувшиеся из загранкомандировок. Впрочем, провоз записей зарубежных рок-групп приравнивается к идеологической диверсии, а значит, гарантирует неприятности от КГБ.
Из-за этого «пластов» - очень мало, желающих к ним приобщиться - чрезвычайно много. Поэтому на «черном музыкальном рынке» фигурируют цены в половину месячной зарплаты. Да и требуется предусмотрительность. Могут, например, «впарить» старую, «запиленную» пластинку, которую выдают за новую. Могут, например, речь Владимира Ильича вложить в конверт из-под заграничного «пласта». Чего только не бывает!

 «Романтика»!

Конец 60-х. Запорожские парни отращивают себе прически: «патлы» и бакенбарды - «под битлов». Партийно-комсомольские чиновники на местах демонстрируют категорическое неприятие новой молодежной моды. Стенгазеты пестрят слоганами в духе «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Ливерпульскую четверку как только не клеймят - от «лохматых жучков» до «буржуазного выверта в искусстве».
Тем не менее, размноженные на тысячах бобин записи легендарных «Битлз» без устали крутят не менее легендарные портативные магнитофоны «Романтик». Эти «катушечники» - единственная возможность взять модную музыку с собой на «вылазку» или на дачу. Правда, батареек этого «шика» хватает всего часа на четыре, поэтому приходится брать запасной комплект.



Лейся песня из окна!

Начало 70-х. Запорожцы уже не только слушают «вражеские голоса», но и записывают их на бобинные магнитофоны. Стереофонический «мафон» может себе позволить практически каждый меломан - надо только потратить на него пару-тройку зарплат или заработанные на летней студенческой «шабашке» деньги. Катушечный аппарат «Ригонда» имеет размер с прикроватную тумбочку. Для того чтобы переписать пленку у приятеля, такой агрегат надо, обливаясь потом, тащить к нему домой, а потом тем же «макаром» обратно.

Особый шик - выставить бобинные «Яузу» или «Комету» на подоконник, распахнуть окошко и дать возможность насладиться песнями Высоцкого, Галича или Окуджавы всем окрестностям своего двора.

Паша - джаз-папаша

Вторая половина 70-х. Единственная советская компания звукозаписи «Мелодия» время от времени выпускает пиратские «синглы» западных музыкантов - маленькие пластинки на четыре песенки. Жутко дефицитные крохи от «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Криденс» и даже «Дип Перпл»!
Впрочем, бал правит все тот же «черный рынок». Ведь, как пишут запорожские газеты, в фаворе у молодежи «новый вид хвастовства» - записать на магнитную пленку «суперультрамелодию» и «бродить себе по проспекту». Благо, уже появилась культовая переносная «Весна-306»! Появление кассетных магнитофонов, которые можно запросто таскать с собой, существенно облегчает распространение музыки. Кассеты можно легко менять, передавать друг другу, ими гораздо проще пользоваться.

Модных «Фараонов», «Энималз» или Адамо для своей «Весны» можно раздобыть разве что у какого-нибудь «Паши - джаз-папаши» - «короля музыкальной «тучи». У такого «Паши» можно купить модный «пласт» за 40 рублей или переписать на свою бобину несколько хитов за «пятерку».



Рай меломанов

Первая половина 80-х. Запорожские меломаны по воскресеньям устремляются в парк Металлургов, парк Строителей, возле бывшего 77 завода, ну и конечно ДК Титан - знаменитый в 80-ых Клуб филофонистов. Здесь есть возможность приобрести или обменять аудиозапись. Одна бобина тут может «затянуть» на «червонец», а пластинка - на 70 - 80 рублей (что-то около половины зарплаты). В лидерах «чартов», по версии газетчиков, - «бездарные группы, привлекающие не вокальными данными, а пошлыми репликами, непристойными воплями. Ансамбли клевещут на нашу страну, проповедуют секс и насилие». Наказывают нелегальных шоу-бизнесменов по всей строгости закона - тюремный срок и конфискация имущества.

«Неофашист» Хулио Иглесиас

Вторая половина 80-х. В Запорожье всего две государственные студии звукозаписи. Здесь можно записать песни Антонова, Пугачевой, «Синей Птицы» или Тото Кутуньо. В то же время запорожские правоохранители отчитываются: в 1985 году задержаны 18 человек, продававших записи с песнями эмигрантов. Токарев, Жемчужный, Розенбаум, Новиков… Все они «идеализируют белогвардейщину, восхваляют патриотизм белых офицеров, расписывают прелести жизни в свободном обществе и воровскую романтику». Достается и отечественным рок-группам - «чернят советский строй». Что уж говорить о западных исполнителях: «Хулио Иглесиас - неофашизм», «Пинк Флойд» - извращение внешней политики СССР», «Тина Тернер - секс»… Подобные темники распространяли среди активистов-комсомольцев. В них перечислялись «вредные» для советской молодежи исполнители и группы. А на танцы в парки часто наведывались комсомольские патрули и слушали, не антисоветсткую ли музыку исполняют музыканты?
Да уж, веселые были времена!

по сайту retro.zp.ua



Похожие новости: