История двух улиц

Просмотров: 3385
16 липня 2017 16:43
У каждой улицы своя история. У одной – богатая событиями, у другой – скромнее. Но каждая из них родная и дорога для жителей, чьи дома стоят на этих улицах.

 Береговая
Таиса Захаровна живет недалеко от начала Береговой улицы с момента прокладки и помнит, как постепенно эта улица обживалась…

- Когда нарезали Береговую улицу, участки тут давали шоферам, которые работали на автобазе. До этого тут были огороды с улицы Калинина. Считали, сколько деревьев на огороде, и за каждое дерево надо было заплатить бывшим хозяевам.

А на четной стороне улицы огороды не отбирали. Хозяева с Калинина их или продавали, или отдавали детям, чтобы те строились.
На нечетной стороне всем нарезали по шесть соток. В начале улицы обрыв подходит близко, поэтому часть участков оказалась в балке. У остальных весь участок наверху. Только году в 1970 исполком бросил клич занимать балку под огороды.

Как раз тогда балку прочистили земснарядом, и речка ушла в одно русло. До этого речка была широкая, сразу за обрывом вода начиналась. Там даже черепахи были. А сколько лягушек! Но в речке было мелко, так что там не купались, разве что дети.

И вот люди стали в балке огороды разрабатывать. Там, возле речки, всегда лучше родило. Там и сыро, поливать не надо, и земля удобренная. А здесь наверху песок - в него воду лей и лей, а урожай все равно хуже, чем внизу.

Но приватизировать землю в балке не разрешили, сказали - это государственное, пока можно пользоваться, но, если государству понадобится, оно возьмет назад.

И когда мэром был Анатолий Мангул, он сказал, что заберет балку под гаражи для Моторного завода. Это вдобавок к тем гаражам, которые там есть сейчас. Сказали, что сделают дорогу от моста, от проспекта Богдана Хмельницкого, даже уже колышки набили. Но люди пошли к Мангулу и попросили землю не отнимать. Он приехал, увидел какие тут картошка и помидоры, и сказал, что такую красоту нельзя портить. И новые гаражи строить не стали….

Сейчас молодые уже позабрасывали многие огороды в балке, и там все травой позарастало, амброзией.

Первые, кто строились на Береговой, носили воду с ул. Калинина на коромысле. Воду по улице провели только году в 1968 году. А чуть позже сделали асфальт в начале улицы, добились мужчины-водители с автобазы.

Телефоны дали сначала только участникам войны. Потом выделили еще 11 номеров, но людям пришлось самим под эти номера тянуть кабель, доставать его с бердянского завода. Это считалось как кооператив.

Газ проложили по четной стороне улицы, а с нечётной пришлось под улицей трубы тянуть. Все заплатили за газ по 600 гривень. Обещали людям эти деньги вернуть, но так и не вернули.

 Моторная
Вот что вспоминал об этой улице мелитополец Николай Роговой.

- Когда-то тут было село Песчаное, и улиц тут внизу тогда было только три - Белякова, Калинина и Тельмана. У всех были большие огороды. С Белякова огороды доходили аж до середины водокачки, чуть дальше, чем где сейчас Курчатова, и там встречались с огородами тех, кто жил на Калинина. Так что на месте Грибоедова, Курчатова и Моторной были только огороды. У многих в огородах росли деревья, кое-где были колодцы, но построек никаких не было.

И вот в конце шестидесятых через эти огороды стали прокладывать улицы, и участки отдавать под застройку. Сначала «нарезали» участки на ул. Грибоедова, потом - Курчатова, а в последнюю очередь - Моторную.

Некоторые хозяева с Белякова, пока у них не успели забрать огороды, начинали в этих огородах строить дома для своих взрослых детей. Тогда государство разрешало детям на этой земле остаться. А остальную землю раздали рабочим моторного завода. Потому улицу и назвали Моторной. Кстати, Курчатова тоже нарезали работникам моторного. А переулки Крылова - «Автоцветлиту».

На юго-восток от ул. Тельмана ул. Моторную продлили только через два или три года после нас, и тоже раздали работникам моторного. А сначала прорезали Моторную только от горы до Тельмана. Было это весной 1968 года.

Под застройку раздали участки на нечетной стороне улицы, каждому по шесть соток. А на четной стороне так и остались огороды с ул. Белякова. Там уже позже дома строились: кто-то продавал землю у себя в огороде, кто-то строил там дома своим детям, но это все уже было добровольно, насильно на четной стороне землю не отбирали. И строились там уже постепенно, до сих пор там строятся новые дома на месте огородов, а во многих местах до сих пор огороды так и выходят на ул. Моторную...

А на нечетной стороне Моторной строились все одновременно. Мне достался участок по ул. Моторной, 23. Мы первым делом вырыли колодец, чтобы было откуда брать воду на стройку. В 1969 году построили времянку, и в конце года уже туда переселились. В 1970-м построили коробку дома, а в через год сделали отделочные работы и заселились в дом. Стройка шла медленно, потому что мы с женой все делали своими силами. Те, кто нанимал строителей, строились, конечно, быстрее.

Домовую книгу давали только тем, кто построит дом, перед домом поставит забор, а перед забором посадит палисадник - один или два ряда деревьев. Улица у нас неширокая, поэтому все сажали в один ряд. А заборы тогда все ставили деревянные штакетники. Сейчас на улице много еврозаборов, есть кирпичные и металлические заборы, но их поставили уже в последние годы.

В моей домовой книге есть и планировочное задание, подписанное 1 августа 1968 года. Там примерно нарисовано, как должны быть во дворе расположены строения. Не обязательно было четко строить так, как в этом задании, и план двора составляли уже потом, когда все было построено. Но все равно все построили дома на одной и той же стороне дворов: как заходишь через ворота, дом налево, а огород направо, и каждый дом выходит окнами в соседский огород.

Свет на улице проложили быстро - за год. Бригада электриков с моторного завода поставила столбы, протянула провода, повесила фонари. Столбы поставили на нечетной стороне, ведь на четной тогда еще никто не строился. В 1990-2000 годы перегоревшие лампочки стали менять нерегулярно. Было время, когда на весь квартал от ул. Тельмана до горы горел только один фонарь, и то потому, что хозяин сам платил за электричество.

Воду тоже провели в первые годы застройки улицы. Протянули трубы с ул. Тельмана и поставили на Моторной две колонки: одну - на углу с Тельмана, другую - на середине улицы, между домами номер 15 и 17. А к себе в дома воду долго не разрешали прокладывать.

Рассматривала комиссия водоканала, дать или не дать разрешение. У меня жена была диабетиком, поэтому нам проложить воду было проще. Разрешение мы получили в 1989-м. Со временем и другие люди провели воду. Но некоторые не проводили воду года примерно до 2005 или 2010-го, пока «Водоканал» не убрал колонки на улице: сначала на углу с ул. Тельмана, а потом и на середине улицы.

Телефоны у нас появились только в 1990-е. Очередь была большая. Телефон разрешали ставить или по большому знакомству или больным. Но мы не ставили. Мы и в начале 2000-х ходили звонить к друзьям через несколько домов от нас. А потом появились мобильники, и телефон стал вообще не нужен.

На учете парткома завода с самого начала стоял вопрос сделать по улице твердое покрытие. Потом кто-то на парткоме сказал, что асфальт уже проложили, вопрос вычеркнули и больше к нему не возвращались, хоть на самом деле никакого асфальта и не было. В начале 1990-х улицу посыпали щебенкой, но, когда проводили по улице газ, всю щебенку перемешали с землей.

Газ прокладывали году примерно в 2005 году, одновременно со всеми соседними улицами. Было несколько фирм, которые соревновались за то, чтобы им доверили прокладывать газ по нашей улице. Но у нас выбрали неудачную фирму: она брала слишком дорого.

Напротив дома № 25 одно время стоял турник. Его один спортсмен сам поставил в 1990-е годы. Некоторые ходили туда заниматься, дети часто там собирались. А в 2000-е турник срезали, - якобы, дети сильно шумели….





Похожие новости: