«Запорожец»: спорткар и другие
Просмотров: 4160
5 серпня 2017 21:01
Мало кто знает, что в 60-х «горбатый» «ЗАЗ-965» на полном серьезе планировали превратить в спорткар по типу Porsche 911, пишет авто журнал. Специалисты знаменитого института НАМИ и Московского института автомобильных кузовов создали элегантное купе МКЗ-НАМИ «Спорт-900». И на достигнутом не остановились. Вот как это было…
Смелое решение
В 1962 г. группа сотрудников НАМИ в составе художников-конструкторов (дизайнеров) Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина задумала спроектировать и построить небольшой спортивный автомобиль. Они были талантливыми и целеустремленными людьми, которых не испугали многочисленные гарантированные при такой задумке препятствия.
Будущей машине присвоили обозначение «Спорт-900». Она представляла собой легковой автомобиль особо малого класса вместимостью 2+2 (два взрослых и два детских места).
Рождение «Спорт-900»
Первый экземпляр купе «Запорожец» собрали в 1963 г. На шасси «ЗАЗ-965А» был установлен обтекаемый стеклопластиковый кузов длиной 3725 мм и высотой всего 1170 мм. В дизайне просматриваются черты заднемоторных купе Renault Caravelle и Volkswagen Karmann-Ghia.
Оригинальная для того времени стеклопластиковая обшивка была выполнена методом контактного формования из армированной стеклорогожи и полиэфирной смолы. Из-за рациональной конструкции кузова и использования стеклопластика автомобиль получился очень легким. Использование стеклопластиковых кузовных панелей позволило уменьшить вес авто до 500 кг. Так что даже со стандартным 900-кубовым 27-сильным мотором и четырехступенчатой МКПП оно было быстрее «Запорожца» и развивало скорость свыше 100 км в час.
Активную помощь в постройке машины оказал директор Московского завода автомобильных кузовов Кузьма Дурнов. Его вклад в работу был так высок, что у автомобиля появилось еще одно обозначение - «КД». Благодаря его поддержке было построено шесть незначительно отличавшихся друг от друга экземпляров.
Большое внимание было уделено обеспечению пассивной безопасности. Салон авто был окружен мощными стальными дугами, предохранявшими водителя и пассажиров в случае столкновения, а оконечности кузова представляли собой зоны энергопоглощающей деформации. В то время это было революционным решением.
Двигатель и коробка передач были полностью позаимствованы у «ЗАЗ-965». Двигатель имел заднее расположение и, несмотря на относительно малую мощность (всего 27 л. с.), благодаря легкому кузову развивал большую скорость и имел заметно лучшую приемистость. За счет более низкого расположения центра тяжести улучшены устойчивость и управляемость.
Интерьер автомашины был оформлен в ярком спортивном стиле, имел ковшеобразные раздельные передние сиденья и развитую центральную консоль, композиционно объединенную с панелью приборов.
На вечном хранении
Но время не бережет творения человеческих рук. Хотя кузов автомашины был стеклопластиковым и неподвластным коррозии, химические компоненты, составлявшие основу кузовных панелей, с годами стали неуклонно разрушаться.
Сегодня три из шести «Спорт-900» собраны в коллекции музея «Авторевю», но экземпляры не отреставрированы и на постоянной основе публично не экспонируются. Их, правда, показали на тематической выставке в сентябре 2011 года. Еще один экземпляр машины находится в Московской области.
Вездеход или грузовик?
Ассортимент серийных моделей «Запорожцев» был ограничен. Базовые модели были фактически одни и те же, с легкими изменениями они получали дополнительную букву. Были еще и «ЗАЗовские» вездеходы, но их производство было передано на Луцкий автомобильный завод.
Уже во время подготовки к производству автомобиля «ЗАЗ-965» возникла мысль о разработке на его базе легкого грузового микроавтомобиля. Эта задача была решена совместно инженерами завода «Коммунар» и НАМИ.
Грузовик на базе «Запорожца»? Да! Стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины - лишь в небольших количествах были фургончики «москвичи». Кроме того, конструкторы всего мира продолжали бредить немецким «Фольксвагеном Т1».
Даже американцы, проектируя заднемоторный «Шевроле-Корвэйр», использовали опыт немцев.
Победное же шествие «Жука» продолжили грузовички и микроавтобусы на его базе - «Транспортер-Т1». Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно.
«Точило»
Семейство «ЗАЗ-970» включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось.
Первый образец, прозванный на заводе «Точило», отличался коротким «капотом» и внешне немного напоминал «ЗАЗ-965». «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание.
Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский - талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав.
Предельно функциональный дизайн «ЗАЗ-970» разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля под руководством Юрия Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Мурашов.
Двигатель и коробка передач на «ЗАЗ-970» стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965.
И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке («ЛуАЗ»)...
А теперь - автобус!
В 1962 г. был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации - минивэн) «ЗАЗ-970В». Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским. При сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах сидений - 350 кг груза.
Как и у фургона «ЗАЗ-970Б», двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга. Между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна - по правому борту.
Был создан и грузовой вариант с тентованным кузовом.
На базе данного фургона был создан грузопассажирский автомобиль «ЗАЗ-970В», рассчитанный на 6-7 человек, и «ЗАЗ-970Г» бортовой, на 400 кг груза. Шел рабочий процесс по разработке полноприводных машин «ЗАЗ-971»...
Полное забвение
С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и минивэны. С появлением на дорогах СССР грузовых польских «Жука» и «Нисы», работы по мини-грузовичкам в стране практически прекратились. И о «970-м» постепенно забыли.
Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе ЗАЗа. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной...
по материалам сети Интернет.
Смелое решение
В 1962 г. группа сотрудников НАМИ в составе художников-конструкторов (дизайнеров) Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина задумала спроектировать и построить небольшой спортивный автомобиль. Они были талантливыми и целеустремленными людьми, которых не испугали многочисленные гарантированные при такой задумке препятствия.
Будущей машине присвоили обозначение «Спорт-900». Она представляла собой легковой автомобиль особо малого класса вместимостью 2+2 (два взрослых и два детских места).
Рождение «Спорт-900»
Первый экземпляр купе «Запорожец» собрали в 1963 г. На шасси «ЗАЗ-965А» был установлен обтекаемый стеклопластиковый кузов длиной 3725 мм и высотой всего 1170 мм. В дизайне просматриваются черты заднемоторных купе Renault Caravelle и Volkswagen Karmann-Ghia.
Оригинальная для того времени стеклопластиковая обшивка была выполнена методом контактного формования из армированной стеклорогожи и полиэфирной смолы. Из-за рациональной конструкции кузова и использования стеклопластика автомобиль получился очень легким. Использование стеклопластиковых кузовных панелей позволило уменьшить вес авто до 500 кг. Так что даже со стандартным 900-кубовым 27-сильным мотором и четырехступенчатой МКПП оно было быстрее «Запорожца» и развивало скорость свыше 100 км в час.
Активную помощь в постройке машины оказал директор Московского завода автомобильных кузовов Кузьма Дурнов. Его вклад в работу был так высок, что у автомобиля появилось еще одно обозначение - «КД». Благодаря его поддержке было построено шесть незначительно отличавшихся друг от друга экземпляров.
Большое внимание было уделено обеспечению пассивной безопасности. Салон авто был окружен мощными стальными дугами, предохранявшими водителя и пассажиров в случае столкновения, а оконечности кузова представляли собой зоны энергопоглощающей деформации. В то время это было революционным решением.
Двигатель и коробка передач были полностью позаимствованы у «ЗАЗ-965». Двигатель имел заднее расположение и, несмотря на относительно малую мощность (всего 27 л. с.), благодаря легкому кузову развивал большую скорость и имел заметно лучшую приемистость. За счет более низкого расположения центра тяжести улучшены устойчивость и управляемость.
Интерьер автомашины был оформлен в ярком спортивном стиле, имел ковшеобразные раздельные передние сиденья и развитую центральную консоль, композиционно объединенную с панелью приборов.
На вечном хранении
Но время не бережет творения человеческих рук. Хотя кузов автомашины был стеклопластиковым и неподвластным коррозии, химические компоненты, составлявшие основу кузовных панелей, с годами стали неуклонно разрушаться.
Сегодня три из шести «Спорт-900» собраны в коллекции музея «Авторевю», но экземпляры не отреставрированы и на постоянной основе публично не экспонируются. Их, правда, показали на тематической выставке в сентябре 2011 года. Еще один экземпляр машины находится в Московской области.
Вездеход или грузовик?
Ассортимент серийных моделей «Запорожцев» был ограничен. Базовые модели были фактически одни и те же, с легкими изменениями они получали дополнительную букву. Были еще и «ЗАЗовские» вездеходы, но их производство было передано на Луцкий автомобильный завод.
Уже во время подготовки к производству автомобиля «ЗАЗ-965» возникла мысль о разработке на его базе легкого грузового микроавтомобиля. Эта задача была решена совместно инженерами завода «Коммунар» и НАМИ.
Грузовик на базе «Запорожца»? Да! Стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины - лишь в небольших количествах были фургончики «москвичи». Кроме того, конструкторы всего мира продолжали бредить немецким «Фольксвагеном Т1».
Даже американцы, проектируя заднемоторный «Шевроле-Корвэйр», использовали опыт немцев.
Победное же шествие «Жука» продолжили грузовички и микроавтобусы на его базе - «Транспортер-Т1». Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно.
«Точило»
Семейство «ЗАЗ-970» включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось.
Первый образец, прозванный на заводе «Точило», отличался коротким «капотом» и внешне немного напоминал «ЗАЗ-965». «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание.
Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский - талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав.
Предельно функциональный дизайн «ЗАЗ-970» разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля под руководством Юрия Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Мурашов.
Двигатель и коробка передач на «ЗАЗ-970» стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965.
И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке («ЛуАЗ»)...
А теперь - автобус!
В 1962 г. был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации - минивэн) «ЗАЗ-970В». Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским. При сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах сидений - 350 кг груза.
Как и у фургона «ЗАЗ-970Б», двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга. Между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна - по правому борту.
Был создан и грузовой вариант с тентованным кузовом.
На базе данного фургона был создан грузопассажирский автомобиль «ЗАЗ-970В», рассчитанный на 6-7 человек, и «ЗАЗ-970Г» бортовой, на 400 кг груза. Шел рабочий процесс по разработке полноприводных машин «ЗАЗ-971»...
Полное забвение
С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и минивэны. С появлением на дорогах СССР грузовых польских «Жука» и «Нисы», работы по мини-грузовичкам в стране практически прекратились. И о «970-м» постепенно забыли.
Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе ЗАЗа. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной...
по материалам сети Интернет.