Кто ответит за Калиновку?

Просмотров: 1517
29 вересня 2017 06:44
На складах в Калиновке находилось 83 тыс тонн боеприпасов (при максимальных 140 тыс тонн). Огонь охватил около 30% площади. На поддержание инфраструктуры склада в этом году было выделено 25 млн грн, в 2014 - 500 тыс грн. Взрыв на крупнейшем военном складе ВСУ произошел всего в 20 км от Винницы - вотчины президента Петра Порошенко. Первой версией следствия была атака беспилотника, но в военной прокуратуре эту информацию не подтверждают.

За время российско-украинской войны это уже четвертый уничтоженный склад боеприпасов ВСУ. И на этот раз очередное ЧП переросло в открытый политический конфликт среди украинских силовиков - секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что начальник ГШ ВСУ Виктор Муженко должен нести ответственность. Муженко ответил, что крайним не будет.

Сайт «LIGA.net» собрал мнения экспертов о причинах и ущербе от ЧП.

Военный эксперт Михаил Самусь, заместитель директора по международным вопросам Центра исследований армии, конверсии и разоружения

В течение 25 лет в Украине ничего не делалось для укрепления возможностей по хранению боеприпасов, поскольку главной стратегией Украины в этом направлении была как раз утилизация, уничтожение боеприпасов. Украинская армия не обеспечивалась соответствующими финансовыми средствами, более того, не было стратегии развития, была только стратегия сокращения Вооруженных сил. Соответственно, у нас хранилось около миллиона тонн боеприпасов, которые нужно было утилизировать.

Главной проблемой правительства до 2014 года, особенно в 2007, 2008, 2009 годы, был вопрос, как утилизировать боеприпасы. Во время рассмотрения этой проблемы указывалось, что значительная часть боеприпасов хранится в очень неидеальных условиях, на открытых площадках. На самом деле, ничего сделано не было. Если посмотреть, сколько денег выделялось в этой сфере, то это около ноля. Например, дорог у нас нет не потому, что у нас три года не строят дороги, а потому, что у нас 25 лет не строились дороги. Так же и в этой сфере. Склады не обеспечивались комплексными системами охраны.

До этого времени, несмотря на то, что правительство начало вкладывать деньги, - необходимы огромные средства для того, чтобы обеспечить хранение боеприпасов по стандартам НАТО. Сейчас эти стандарты не соблюдаются и много боеприпасов все еще хранятся на открытых площадках, что открывает большие возможности для действий нашего врага. Очень легко осуществлять агентурное проникновение, легко осуществлять диверсионные акты. Можно использовать беспилотные аппараты. Для того, чтобы создать комплексную систему охраны такого объекта нужны большие средства, десятки миллионов евро. Сейчас для того, чтобы поджечь такую открытую площадку особых средств не нужно, это может быть обычный бытовой беспилотник, на котором размещается небольшое взрывное устройство.

Говорить окончательно о причинах можно будет после завершения расследования того, что происходило конкретно в этот период на складе, кто дежурил, какие были приняты меры, какие были предусловия и так далее. В Украине нужно проводить системные реформы в этой, как и других, сферах. Нужно вводить стандарты НАТО, нужно во много раз повышать инвестиции в эту сферу. Отдельно я бы сказал о таком аспекте, как подбор и обеспечение кадрами важных объектов.

В странах НАТО принято делать ротацию должностных лиц на важных объектах, военных частях каждые два года. Это приводит к тому, что каждый новый командир, во-первых, замечает существующие проблемы, а во-вторых, приносит свой новый опыт, который он получил на других объектах. С другой стороны, когда человек 10, 15, 20 лет сидит на одном месте, конечно, формируется какая-то своя "империя", иллюзия взаимного доверия.

Военный эксперт Виктор Шидлюх, спикер Генерального штаба

Пока говорить об ущербе рано. Но то, что визуально можно было наблюдать, поскольку военнослужащие запустили беспилотники и оценили масштабы - количество взрывов значительно уменьшилось, остались очаги возгорания и отдельные взрывы периодически. Огонь охватил около 30% всей территории складов. Но говорить о том, что уничтожены 30% боеприпасов склада тоже нельзя, поскольку часть сгоревших складов была пустой. В основном пожар коснулся тех боеприпасов, которые находились на открытых площадках.

Оснований для паники из-за того, что ВСУ остались без боеприпасов, нет. Но ущерб есть однозначно.

После предыдущих подобных инцидентов на складах боеприпасов в других областях меры по укреплению безопасности принимались. Но защита складов не зависит только от Вооруженных сил, это комплекс мер.

Мы должны понимать, что находимся в состоянии агрессии со стороны Российской Федерации. И Российская Федерация неоднократно проводила диверсии на наших складах.

Военный эксперт Олег Жданов

Я думаю, что даже в Министерстве обороны не могут понять до конца, какой же ущерб нанесен на сегодняшний день, учитывая то, в каком состоянии учет боеприпасов и порядок хранения на складах и арсеналах. Тут нужно проводить не просто расследование, надо немедленно назначать внешний, вневедомственный аудит по наличию боеприпасов Вооруженных Сил Украины, ставить это на электронный учет и тогда мы сможем оценить, что нужно закупать, что у нас в достаточном количестве, а чего нет вообще.

Безнаказанность порождает беззаконие. Это главная причина того, что произошло. Никто не был наказан за пожар в Сватово, я начальника хранилища не беру, я имею в виду из руководства Вооруженных сил, которые несли персональную ответственность за организацию, хранение и сбережение боеприпасов. Тем более, все прекрасно знали, кто эти должностные лица, сейчас на своих местах многие из них. В результате получилась потом Балаклея, потом Донецкая область и сейчас Калиновка. Я не исключаю, что завтра еще что-нибудь может рвануть. Те же Брюховичи, допустим. Состояние примерно одинаковое всех складов, которые есть у ВСУ.

Версия о диверсии имеет право на жизнь, я не следователь, не могу ее отвергать или не отвергать. Но я ее ставлю в самый конец списка. Даже если мы говорим о диверсии, то, извините, четвертые склады подряд, а выводов никто не делал? Никто мер никаких не принял в ходе всех четырех случаев? Кстати, везде на пожарах была первая версия - диверсия. Сватово: была версия о диверсии, но в результате предъявили обвинение начальнику хранилища и караульному, халатное отношение и неосторожное обращение с огнем. В Балаклее: там министр до сих пор не представил нам отчет расследования по результатам проверки. Но там проводили эксперимент с беспилотником и эксперимент показал, что видят радиолокационные станции беспилотник. Значит, не было его.

У нас ПВО страны работает круглосуточно. Никто не пролетал никуда. В Донецкой области вообще нонсенс. Там трава загорелась в поле и огонь по траве дошел до штабеля боеприпасов. Значит, там такого понятия, как меры противопожарной безопасности вообще не существовало. Теперь Калиновка. Все то же самое. История повторяется в очередной раз, вот и все.




Похожие новости: