Кибербуллинг: чем он опасен и как ему противостоять?
Просмотров: 2467
5 жовтня 2017 09:17
С развитием современных информационных технологий, средств связи и c вовлечением детей и подростков в мир Интернета и смартфонов появился и такой вид школьного насилия, как кибербуллинг - унижение или травля с помощью мобильных телефонов, других электронных устройств. Иногда он оказывается для подростков более болезненным, чем побои после уроков, считают психологи.
Кибербуллинг (cyber-bullying) - это подростковый виртуальный (cyber) террор, который получил свое название от английского слова bull – «бык», с родственными значениями: «агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить». В молодежном сленге есть глагол аналогичного происхождения - «быковать».
К примеру, одноклассники 15-летней американки Джуди Румб создали сайт, посвященный ее избыточному весу и дате предстоящей смерти.
Другая девушка Кайли Кенни была вынуждена несколько раз менять школу из-за сайта «Корпорация «Убей Кайли», на котором были обнародованы ее координаты вместе с компрометирующей информацией; в итоге девушка была вынуждена перейти на домашнее обучение.
16-летний Джед Престо не выходил из дома и пытался покончить с собой после конфликта с ребятами из его школы. Они начали терроризировать подростка ночными звонками, распространять слухи в Интернете , отправлять оскорбительные sms-сообщения.
Эти и другие случаи кибербуллинга заставляют понервничать всю семью, наносят психологическую травму подростку, могут привести к суицидальным последствиям, когда ребенок не выдерживает атаки окружающих.
Через социальные сети и сообщества в Интернете распространение любой информации происходит молниеносно. Один клик – и унизительные и порочащие фотографии, видео, пародийные изображения, слухи достигают огромного количества адресатов. Используя смартфоны, Интернет, киберагрессоры круглые сутки могут запугивать своих жертв, создавая у них иллюзию полного контроля их жизни и поведения. Интернет-технологии позволяют сохранить их анонимность, поэтому дети в условиях, когда они не могут определить, кто является источником их мучений, боятся мести за привлечение к проблеме родителей и учителей. Они часто боятся рассказывать о применяемом к ним кибернасилии, так как испытывают страх, что они будут наказаны за «донос». Анонимность и связанная с этим безнаказанность приводят к «растормаживанию» агрессора: процесс увлекает подростка, и его методы становятся более жестокими и наносят все больший вред жертве.
Для киберагрессора не обязательно иметь физическую силу, авторитет и влияние на сверстников, чтобы чувствовать свое превосходство. Через Интернет возможность унизить, оскорбить, терроризировать реализуется только с помощью компьютера или смартфона. Однажды попав в Сеть, информация остается там надолго, циркулируя и появляясь в разных информационных интернет-ресурсах. Этот факт обусловливает длительное травмирующее воздействие на психику ребенка, который является объектом насмешек и унижений, формирует его низкую самооценку, зачастую приводит к депрессивным состояниям, не исключая и суицидальные последствия.
Кибербуллинг может выйти из границ Интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе, в одном районе или городе. Дети и подростки, не оценивая последствий своих действий, выкладывают большой объем личной информации в Интернет на своих страницах в социальных сетях, которая может быть использована агрессором в целях запугивания своего объекта. Родители же, как правило, в редких случаях имеют понятие о кибербуллинге и методах защиты от него, от других интернет-угроз, о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн-безопасность их ребенка.
Как уберечь ребенка от кибербуллинга?
1. Внимательно относитесь к тому, как ребенок пользуется Интернетом, задайте временные рамки нахождения в Сети.
2. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет проявляться агрессия или угрозы. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
3. Научите детей правилам интернет-общения. Объясните, что анонимность не должна приводить к вседозволенности, что интернет-общение должно быть дружественным, в нем недопустима агрессия по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова - читать грубости так же неприятно, как и слышать. С другой стороны, дети должны уметь правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.
4. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать - часто кибербуллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами - игнор».
5. Обязательно расскажите, какую личную информацию никогда не нужно выкладывать в Сеть (например, домашний адрес и телефон). Обсудите, как может быть использована та или иная информация интернет-хулиганами.
6. Интересуйтесь успехами ребенка в освоении Сети, показывайте ему, какие в ней заложены возможности и как ими воспользоваться. Старайтесь вызвать интерес к развивающим ресурсам.
7. Подростку стоит объяснить, что нельзя покупаться на иллюзию анонимности в Интернете. Хотя киберпространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенок должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реальному вреду, ведь все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого - накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить - трудно.
8. Если ребенок стал очевидцем кибербуллинга по отношению к другим, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву - лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в киберпространстве - классному руководителю, школьному психологу, родителям.
Как помочь ребенку, если он уже столкнулся с интернет-угрозой?
1. Если ребенок столкнулся с кибербуллингом, то вы можете зам етить изменения в его настроении во время и после общения в Интернете. Установите контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Он должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но не наказать.
2. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить. Выясните, что привело к данному результату - непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете.
3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Предложите свою помощь - обсудите, как можно обезвредить, заблокировать агрессора. Объясните, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей. Если киберагрессия носит серьезный характер и есть риск для здоровья ребенка, то могут быть основания для привлечения правоохранительных органов.
4. Соберите и храните наиболее полную информацию о происшествии - как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где он был, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию.
5. В случае, если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезен конфликт, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме. Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов вашей семьи, то вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов.
Полностью искоренить кибербуллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов - это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибербуллингом является особенно опасным. В некоторых случаях стоит поговорить с психологом.
По материалам Интернета.
Кибербуллинг (cyber-bullying) - это подростковый виртуальный (cyber) террор, который получил свое название от английского слова bull – «бык», с родственными значениями: «агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить». В молодежном сленге есть глагол аналогичного происхождения - «быковать».
К примеру, одноклассники 15-летней американки Джуди Румб создали сайт, посвященный ее избыточному весу и дате предстоящей смерти.
Другая девушка Кайли Кенни была вынуждена несколько раз менять школу из-за сайта «Корпорация «Убей Кайли», на котором были обнародованы ее координаты вместе с компрометирующей информацией; в итоге девушка была вынуждена перейти на домашнее обучение.
16-летний Джед Престо не выходил из дома и пытался покончить с собой после конфликта с ребятами из его школы. Они начали терроризировать подростка ночными звонками, распространять слухи в Интернете
Эти и другие случаи кибербуллинга заставляют понервничать всю семью, наносят психологическую травму подростку, могут привести к суицидальным последствиям, когда ребенок не выдерживает атаки окружающих.
Через социальные сети и сообщества в Интернете распространение любой информации происходит молниеносно. Один клик – и унизительные и порочащие фотографии, видео, пародийные изображения, слухи достигают огромного количества адресатов. Используя смартфоны, Интернет, киберагрессоры круглые сутки могут запугивать своих жертв, создавая у них иллюзию полного контроля их жизни и поведения. Интернет-технологии позволяют сохранить их анонимность, поэтому дети в условиях, когда они не могут определить, кто является источником их мучений, боятся мести за привлечение к проблеме родителей и учителей. Они часто боятся рассказывать о применяемом к ним кибернасилии, так как испытывают страх, что они будут наказаны за «донос». Анонимность и связанная с этим безнаказанность приводят к «растормаживанию» агрессора: процесс увлекает подростка, и его методы становятся более жестокими и наносят все больший вред жертве.
Для киберагрессора не обязательно иметь физическую силу, авторитет и влияние на сверстников, чтобы чувствовать свое превосходство. Через Интернет возможность унизить, оскорбить, терроризировать реализуется только с помощью компьютера или смартфона. Однажды попав в Сеть, информация остается там надолго, циркулируя и появляясь в разных информационных интернет-ресурсах. Этот факт обусловливает длительное травмирующее воздействие на психику ребенка, который является объектом насмешек и унижений, формирует его низкую самооценку, зачастую приводит к депрессивным состояниям, не исключая и суицидальные последствия.
Кибербуллинг может выйти из границ Интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе, в одном районе или городе. Дети и подростки, не оценивая последствий своих действий, выкладывают большой объем личной информации в Интернет на своих страницах в социальных сетях, которая может быть использована агрессором в целях запугивания своего объекта. Родители же, как правило, в редких случаях имеют понятие о кибербуллинге и методах защиты от него, от других интернет-угроз, о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн-безопасность их ребенка.
Как уберечь ребенка от кибербуллинга?
1. Внимательно относитесь к тому, как ребенок пользуется Интернетом, задайте временные рамки нахождения в Сети.
2. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет проявляться агрессия или угрозы. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
3. Научите детей правилам интернет-общения. Объясните, что анонимность не должна приводить к вседозволенности, что интернет-общение должно быть дружественным, в нем недопустима агрессия по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова - читать грубости так же неприятно, как и слышать. С другой стороны, дети должны уметь правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.
4. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать - часто кибербуллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами - игнор».
5. Обязательно расскажите, какую личную информацию никогда не нужно выкладывать в Сеть (например, домашний адрес и телефон). Обсудите, как может быть использована та или иная информация интернет-хулиганами.
6. Интересуйтесь успехами ребенка в освоении Сети, показывайте ему, какие в ней заложены возможности и как ими воспользоваться. Старайтесь вызвать интерес к развивающим ресурсам.
7. Подростку стоит объяснить, что нельзя покупаться на иллюзию анонимности в Интернете. Хотя киберпространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенок должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реальному вреду, ведь все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого - накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить - трудно.
8. Если ребенок стал очевидцем кибербуллинга по отношению к другим, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву - лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в киберпространстве - классному руководителю, школьному психологу, родителям.
Как помочь ребенку, если он уже столкнулся с интернет-угрозой?
1. Если ребенок столкнулся с кибербуллингом, то вы можете зам
2. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить. Выясните, что привело к данному результату - непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете.
3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Предложите свою помощь - обсудите, как можно обезвредить, заблокировать агрессора. Объясните, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей. Если киберагрессия носит серьезный характер и есть риск для здоровья ребенка, то могут быть основания для привлечения правоохранительных органов.
4. Соберите и храните наиболее полную информацию о происшествии - как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где он был, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию.
5. В случае, если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезен конфликт, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме. Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов вашей семьи, то вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов.
Полностью искоренить кибербуллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов - это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибербуллингом является особенно опасным. В некоторых случаях стоит поговорить с психологом.
По материалам Интернета.