Что означает продление особого статуса "отдельных районов" Донбасса

Просмотров: 1210
9 жовтня 2017 10:40
Два законопроекта о Донбассе, из-за которых в четверг, 5 октября, ломались копья в Верховной Раде, были все-таки приняты на следующий день. Голосование снова попытались сорвать, но уже не блокированием президиума, а дымовыми шашками, правда, безуспешно. Как все было и что теперь будет - в материале "Страны".

Короткий и длинный

На пятничном заседании снова рассматривались подготовленные Администрацией президента законопроекты о Донбассе - № 7163 "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" и №7164 "О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Первый, прозванный самими депутатами "длинным" - 15 страниц, объясняет ситуацию в регионе с привычных позиций (Россия - агрессор, самопровозглашенные республики - ее оккупационные администрации), дает обоснование военной операции и определяет порядок руководства ею и подконтрольными Киеву районами.

Второй, фигурировавший как "короткий" - 2 страницы, продлевает на год закон об особом статусе местного самоуправления Донбасса, действие которого заканчивается 18 октября, и говорит о создании условий для разворачивания на неподконтрольных территориях миротворческой миссии ООН.

День тому назад они стали причиной громкого скандала в Раде. Вокруг них велись жаркие споры, оба переписывались, а один даже перевносился. Их принятия остро ждало руководство страны и западные партнеры.

О важности этих документов свидетельствует, например, тот факт, что в Раде с коротким докладом на тему законопроектов выступил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов. Он является одним из центров влияния в НФ.

Но когда уже все было готово к голосованию, президиум заблокировали депутаты из фракций "Самопомощи" и "Батькивщины", а также представители партии "Свобода" и "Национальный корпус". Оттеснить их фракциям власти не удалось. Не помогли ни переговоры в кабинете спикера, ни уговоры Турчинова, ни обещания представителей "Блока Петра Порошенко" (БПП) и НФ всяческих проблем участникам "блокады". После взаимных обвинений в работе на Кремль обе стороны покинули зал. По горячим следам Турчинов дал брифинг, в ходе которого назвал действия блокировавших "сознательной провокацией", которой нет оправдания, а их самих "пятой колонной" в Украине.

"Если Турчинов знает, что в составе "Самомопощи" есть российская агентура, он должен немедленно передать эти данные в правоохранительные органы. Если он этого не сделает, я считаю, что он должен уйти в отставку, потому что у него морального права во время войны оставаться на этой позиции", - прокомментировал "Стране" народный депутат Роман Семенуха ("Самопомощь").

Скандал получился знатный. В Раду сразу же приехал президент Петр Порошенко с наставлением для своей фракции на следующий день мобилизоваться и таки принять злополучные законопроекты. Ему в тот вечер еще предстоял разговор с послами США, Германии и Франции на ту же тему…

Дым в Раде

Ранним утром депутаты от БПП во избежание повторения вчерашнего сценария укрепились в президиуме. Заседание открылось нормально, но с первых минут стало видно, что страсти не улеглись.

"По требованию "Народного фронта" из законопроекта (№ 7163 - Прим.Ред.) были изъяты все ссылки на Минские договоренности. Без наших голосов этот законопроект не пройдет. "Народный фронт" всегда требовал назвать Россию агрессором и соответствующим образом формировать политику государства. За нашей силой - конкретные дела и решения. Мы имеем моральное право на такие слова. Этот закон нужен, он наконец называет вещи своими именами", - заявил лидер фракции НФ Максим Бурбак с трибуны.

За его принятие высказались также БПП, Радикальная партия, депутатская группа "Воля народа", ряд внефракционных депутатов, например, группа членов партии УКРОП. Снова докладывал Турчинов. Итого за документ в первом чтении отдали 233 голоса. Теперь его обещают переработать, например, дописав больше о Крыме.

По "короткому" законопроекту №7164, который продлевает спецстатус Донбасса на год, доклад делала первый вице-спикер, уполномоченная президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко.

"Мы сегодня не переголосовываем закон, мы даем действие этому закону, мы даем силу нашим дипломатам для того, чтобы они имели оружие и продлили санкции. А ключевой пункт в законе "Самопомощи", который она предлагает снять этот пункт - это для того, чтобы снять санкции Кремля нашими руками. Этого не будет", - заявила Геращенко.

Фракция "Самопомощи" гнула свое линию. "Именно этот законопроект - это законопроект об оккупации Украины, это законопроект о добровольной сдачи Украины. Это законопроект о том, чтобы тех, кто убивал и убивает украинских ребят, нужно отпустить и поблагодарит им, что они это делали. Это законопроект преступный", - заявил ее лидер Олег Березюк.

Протестовать против принятия законопроекта о спецстатусе его противники решили не только словами, но и делом. В разгар прений неожиданно из ложи слева от мест "Самопомощи" повалил густой черный дым. Это была дымовая шашка, которую пронесли в сессионный зал депутат от "Самопомощи" Семен Семенченко и член "Свободы" Юрий Левченко. В ложу заскочил первый замглавы фракции НФ Андрей Тетерук, поднял шашку и побежал с ней к открытому выходу.

"Семенченко и Левченко тренировались зажигать шашку в туалете Рады на первом этаже. Коллега Курило (член фракции БПП Виталий Курило - Прим.Ред.), мол, хлопцы, что ж вы делаете? Подбежали ребята из Управления госохраны. Я думаю: они хотели, чтобы из-за дыма сработала противопожарная сигнализация, и спикеру пришлось прервать заседание. Голосование было бы сорвано", - прокомментировал "Стране" депутат Андрей Река (НФ).

Левченко, который показал себя самым непримиримым противников проектов, с готовностью соглашается с этим. "Я считаю, что раз эта Верховная Рада принимает такие законы. И если бы эта Верховная Рада была сожжена, это было очень хорошо!" - убеждал он журналистов в кулуарах, признавая, что зажег шашку именно он.

В зале он попытался прорваться к трибуне еще раз, но его оттащил тот же Тетерук и депутат от БПП Максим Саврасов.

"Дымовая" тактика не сработала. Несмотря на пятницу (а это день, когда в Раде бывает наименьшая явка депутатов), закон о спецстатусе набрал 229 голосов. Доля президентского именного блока - 122 голоса, НФ - 59. Из фракции "Оппозиционного блока" проголосовали девять депутатов, из депгруппы "Видродження" - 19, из депгруппы "Воли народа" - восемь плюс десять внефракционных. Во фракции "Самопомощи" поддержала проект народный депутат Наталья Веселова, которую вскоре исключили, а во фракции Радикальной партии - народный депутат Артем Витко, который там только числится, а ориентируется в голосованиях на БПП.

За "длинный" законопроект проголосовало 233 депутата. Из фракции БПП его поддержали 114 депутатов, из фракции НФ - 71, из фракции радикалов - 17, из депутатской группы "Воля народа" - 12, а также 19 внефракционных.

Почему удалось проголосовать

Собеседники "Страны" в депутатском корпусе называли две причины срыва голосования в четверг.

Согласно одной из версий, платки в колеса попыталась поставить "партия войны" (включая руководителей "Народного фронта"), чтобы зарубить на корню саму возможность реализации политической части Минских соглашений. Для этого и было организовано шоу с блокированием трибуны. Правда, НФ горячо защищал оба документа и проголосовал за них.

Другая версия: произошедшее в стенах Рады - это отголосок конфликта президента Петра Порошенко и министра внутренних дел Арсена Авакова, который является одним из центров влияния в "Народном фронте". На это намекал собеседник издания в партии. Якобы министр решил показать, что Порошенко самостоятельно не может ничего обещать западным партнером. Договариваться, мол, нужно не только (и не столько) с ним, но и с "Народным фронтом".

Но уже после успешных голосований версию влияния конфликта другой источник в НФ заверил, что министр ни при чем. А противники законов из "Самопомощи", "Батькивщины" и националистов действовали по своей инициативе, желая разогреть своих сторонников накануне акций 14 октября (марши националистов) и 17 октября (акция майдановской антипорошенковской оппозиции).

Их месседж понятен – президент подыгрывает Москве в желании выполнить политическую часть Минских соглашений.

Порошенко, впрочем, отвечает им тем же.

"У некоторых вообще из-под вышиванок выглядывают косоворотки, на головах - торчат кокошники", - сказал президент про действия противников законопроектов.

Свой интерес


Нардеп от БПП Мустафа Найем, который не голосовал ни за один законопроект считает, что "длинный" закон (там где про агрессию и оккупацию) был блефом, нужным президенту лишь для того, чтобы протянуть второй закон – о продлении спецстатуса.

Действительно, второй закон отпочковался от первого лишь после того, как "Народный фронт" дал понять, что за продление голосовать не будет. Кроме того, именно второй закон был принят окончательно, а "длинный" - в первом чтении и дальнейшая его судьба непонятно.

Наконец, именно на продлении особого статуса для Донбасса настаивали западные партнеры Украины, в то время как вопросы наименования территорий оккупированными, а России – страной-агрессором их мало волновали.

Да и сама спешка вокруг принятия была обусловлена не столько желанием Порошенко, сколько внешними факторами.

Принять документы нужно было обязательно до новой встречи спецпредставителя Госдепа США по Украине Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова, запланированной на субботу, 7 октября.

Было ли это обещание стран Запада перед Россией в ходе переговорного процесса на тему урегулирования конфликта на Донбасса, или же желание избежать ее обвинений в срыве Киевом Минских соглашений, остается только догадываться.

Сам Волкер написал в своем микроблоге в Твиттере, что продление спецстатуса демонстрирует, что Украина делает решительные шаги на пути к миру. "Надеюсь, что Россия будет действовать ради установления мира - время заканчивать конфликт", - отметил Волкер.

Похвалила Украину за законы также посол Франции в Украине Изабель Дюмон. "Принятие этого закона, отстаиваемого Порошенко, подтверждает приверженность Украины мирному урегулированию конфликта в рамках Минских соглашений", - написала она в микроблоге в Твиттере. Приветствовало успешное голосование и посольство Германии в Украине.

Впервые за многие годы добрые слова в отношении Украины нашлись и у России. В Москве одобрили продление спецстатуса как решения, без которого реализация Минских договоренностей невозможна, хотя и осудили принятый в первом чтении закон о реинтеграции.

Как уже писала "Страна", продление действия закона сохраняет шансы на реализацию политической части Минских соглашений. Закон вступает в силу после проведения местных выборов на неконтролируемых территориях по украинским законам. И если это произойдет, то закон об особом статусе (который дает широкие права сепаратистским территориям) начинает работу.

Следует напомнить, что не так давно Волкер заявил, что выборы на Донбассе станут возможны после введения миротворцев, о чем в последнее время идут интенсивные переговоры в треугольнике Россия-Запад-Украина.

Действительно ли продление действия закона открывает дорогу к политическому урегулированию на Донбассе? Или же это очередной ритуальный шаг, который ни к чему не приведет?

Здесь оценки разошлись.

Политический эксперт Дмитрий Корнейчук считает законы подготовкой к разрешению ситуации на Донбассе путем введения миротворческих сил и оформления спецстатуса региона на деле. "Ключевой закон, который продлевает действие закона от 2014 года принят. Теперь Волкер и Сурков должно проговорить детали плана по введению миротворцев и выборов на Донбассе, введения особого статуса и прочих действий в рамках большой сделки между США и Россией", - считает Корнейчук.

Но есть и другое мнение: при нынешней конфигурации власти в Киеве реальное движение к политическому урегулированию и прекращению войны на Донбассе невозможно. А до тех пор Минские соглашения отложат в долгий ящик, и продление закона – пустая формальность.

"Скорее всего речь идет новой стратегии – замораживании конфликта, постановки "Минска" на паузу и отказе от давления на Украину в части выполнения соглашений" - резюмирует политолог Руслан Бортник.

Источник: Страна. ua



Похожие новости: