Загадочный Мариинский проспект
Просмотров: 2817
22 жовтня 2017 12:55
Мариинский проспект, как любая старинная локация, таит в себе множество загадок: почему так назывался, какой была протяженность, расположение объектов градостроения.
Известно, что Мариинским проспектом называлась часть современной улицы Университетской от ул. Александра Невского до пересечения с ул. М. Грушевского. От перекрестка, как утверждают более поздние планы, начиналась ул. Почтовая. Это неправильно. В мелитопольских адрес-календарях объекты, находящиеся по этой улице, идут под адресом «ул. Мариинская». То есть Мариинский проспект был частью Мариинской улицы, которая продолжалась, поднимаясь вверх, вплоть до ул. Межевой (ныне Б. Хмельницкого).
Название проспекта - типичное для дореволюционных городов. Мог быть назван в честь императрицы Марии Александровны или Марии Федоровны. Предпочтительнее является второй вариант, так как на этой улице стояла городская «Александро-Мариинская» больница, названная так в честь бракосочетания императора Александра III и Марии Федоровны.
С гранитной мостовой
Северная сторона проспекта известна неплохо. На углу нынешних улиц М. Грушевского и Университетской располагался одноэтажный «магазин часов». Позже, по всей видимости, в конце 30-х годов, когда реконструировалась швейная фабрика им. Р. Люксембург, над ним надстроили второй этаж. Дальше, на месте современного магазина «АТБ» и вокруг, простиралась Соборная площадь, вымощенная гранитом.
В центре стоял огромный Александро-Невский собор, сориентированный, как и положено, с запада на восток. В собор можно было войти как со стороны Мариинского проспекта (сейчас там остановки маршруток), так и через пристроенную колокольню - справа от современного центрального входа на рынок. Территория собора была обнесена забором из камня-меловика и кованой оградой с изображением крестов, а с севера и востока примыкали здания, принадлежавшие церкви. Самое известное из них - здание пригородной автостанции - было построено в 1907 г. как дом «для народных собраний». За этим домом начиналась Базарная площадь с резервуарами скважины и торговыми рядами и продолжалась до Александровской улицы.
Дожили до наших дней
Гораздо больше загадок таит в себе южная сторона Мариинского проспекта. Но благодаря опубликованным старинным фотографиям, а также книгам Н. Крылова, В. Кумока, С. Воловника пробелы в знаниях удалось свести до минимума. К сожалению, фотографии, которые мы анализировали, - разновременные: от начала ХХ в. и до 1918 г., соответственно многие полученные данные изменялись, и их только условно можно отнести к длительному 20-летнему периоду в жизни нашего города.
Краеугольным зданием, которое отмечало начало Мариинского проспекта от пересечения с Воронцовской улицей, был дом
И. А. Минаша (ул. Грушевского, 21) (сейчас известен, как гортипография). Первый этаж был отдан под различные компании, а второй занимало отделение Петербургского международного коммерческого банка. Дальше стоял одноэтажный магазин (сейчас «Золото - серебро») с двумя вывесками. Первая, что поменьше, совсем не читается, на другой написано большими буквами
«П. Е. Черников». Скорее всего, это магазин мануфактуры. Известно, что братья Черниковы - Петр и Иван - в основном занимались торговлей именно этим товаром. Причем богатому коммерсанту, каким был Черников, было вполне по карману владеть собственным, а не арендованным зданием под магазин.
Там, где сейчас Дом мебели «Березка», находилось одноэтажное здание (сейчас снесенное) с магазинами «Граммофоны», «Электротехника» и «Гилоди» с изображением часов. Ключевое название здесь последнее. Известный мелитопольский предприниматель, уроженец Одессы Герш (Григорий) Абрамович Гилоди представлял в Мелитополе множество фирм и продавал их товары: часы «Зенит», «Омега», патефоны, граммофоны, драгоценности, подарки, электротовары, в том числе экономичные лампы (уже тогда!). Был награжден правительством серебряной медалью. Опираясь на подобную информацию, можно сделать закономерный вывод, что все это здание было магазином Герша, состоявшим из трех отделений. В 1920 г. Г. Гилоди на одном из врангелевских кораблей эвакуировался в Турцию, где тоже открыл ювелирный магазин.
Дальше сохранилось старинное двухэтажное здание, которое, по неподтвержденным данным, иногда называют «дом Алейникова». Сейчас в нем располагаются «Центральный ломбард» и парикмахерская «Орхидея». В 1918 г. первый этаж сдавался в аренду под магазины: «Шапочная торговля Лаевский» (к тому времени закрытый) и «Галантерейные товары» Мих. Иц. Красовицкого. На известной фотографии того времени хорошо видно, что именно с порога этого магазина кайзеровские офицеры принимали парад своих войск, оккупировавших Мелитополь.
За «домом Алейникова» стояло одноэтажное здание с вывеской «Мануфактурный магазин Н. З. Кублановского». Оно сохранилось до сих пор с тем же дизайном фасада, только старинная изящная крыша с декоративными фронтончиками перестроена. Сейчас в этом здании - известный всему городу обменный пункт. В книге «Евреи Мелитополя» сообщается, что владелец Ноте Зельманович принадлежал к многочисленной и активной еврейской семье, которая играла ведущие роли в жизни общины. Сам Ноте был крупным, по мелитопольским меркам, торговцем. Он был одним из учредителей общества квартировладельцев и общества для содержания еврейской больницы. И вообще, много занимался благотворительностью. Умер от сыпного тифа после гражданской войны.
Кублановский так рекламировал свое заведение: «Суконно-мануфактурный магазин Н. З. Кублановского… Девиз магазина: «Добросовестная продажа».
Остались лишь на старых фото
За магазином Кублановского был арочный проезд, через который в наше время можно попасть на Образцовый рынок. Следующий в ряду - Дом быта Мелитопольского горбыткомбината, построенного на месте старинных зданий в начале 70-х гг. ХХ в. На месте западного крыла Дома быта стояло одноэтажное здание с вальмовой черепичной крышей, в котором располагалось два магазина: «Мебельный и зеркальный магазин» (1906 г.) и еще какой-то магазин (заведение) с неразборчивой вывеской на нем.
На месте восточного крыла Дома быта находилось самое красивое и загадочное двухэтажное здание Мариинского проспекта, как считает автор статьи - еще один дом Минаша. Только принадлежал он не уже известному нам Исааку Абрамовичу Минашу, а владельцам Торгового дома «Минаш М. М. и сынъ». В 1912-1914 гг. в доме располагались аптека Райха с аналитическим кабинетом для проведения основных видов медицинских, санитарных и технических анализов, «Модная мастерская С. Б. Стуль»,
«Постоянный Мелитопольский зуболечебный кабинет М. М. Кацина», прием заказов для специального мебельного и зеркального магазина И. Ц. Хандраша «Свой труд», обувной и галантерейный магазин Х. Бершацкого, а сами владельцы торгового дома, возможно, открыли здесь же представительство по продаже автомобилей Бенц и Ко.
Дальше находился длинный одноэтажный «трехсоставной» дом, который в рекламных объявлениях именуют «домом Купенко». Сейчас на этом месте расположены магазины «Gold star», «Овочевий світ», «Консул», «Мясной опт». Накануне Первой мировой войны здесь тоже находился ряд торговых заведений. В частности, в адрес-календаре указывается, что рядом с аптекой Райха в доме Купенко располагаются «Булочная и кондитерская Л. Я. Кублановского» и «Магазин часов Д. А. Столяр». Л. Я. Кублановский, возможно, занимался и выпечкой хлеба: в Первую мировую войну он получил из действующей армии более сотни открыток с благодарностью за качественные сухари.
Кроме того, на старинных фото удалось прочитать вывески других предприятий, расположенных в этом длинном здании (по очереди): «Мануфактурная торговля
М. Т. Купенко», «Музыкальный магазин Ш.А. Столяр», какое-то заведение Р. Неймера. Ш. Столяр призывал потенциальных клиентов: «Не бросайте даром денег на прокат! Каждому доступно приобрести из музыкального магазина рояли и пианино поставщиков императорского двора, а также фисгармонии и граммофоны «Der Musikkenner» с рассрочкой платежа по 15 руб. в месяц...»
На углу Мариинского проспекта и Александровской улицы (где сейчас магазин «Одежда - обувь» и площадка летней «Чебуречной- шашлычной») находился небольшой двухэтажный дом. На его первом этаже также располагалось какое-то коммерческое предприятие.
Как видим, на Мариинском проспекте трудно найти хотя бы намек на жилые дома или квартиры. С одной стороны, это был центр религиозной жизни, которая концентрировалась вокруг собора, с другой - торговая «мекка» для местных купцов и лавочников. Что интересно, не видим мы и привычных в наше время ресторанов, пивных, рюмочных. По всей видимости - это результат действовавших тогда запретов на распитие крепких напитков во всех местах, «открытых для доступа посторонней публики». Не последнюю роль играла и близость церкви, которая имела возможность влиять на режим работы торговых учреждений.
Александр Чухраенко, научный сотрудник МКМ
Статья написана на основе фондовских материалов МКМ, в ней также использованы фото из книги «Северная Таврия на почтовых открытках ХХ века».
Известно, что Мариинским проспектом называлась часть современной улицы Университетской от ул. Александра Невского до пересечения с ул. М. Грушевского. От перекрестка, как утверждают более поздние планы, начиналась ул. Почтовая. Это неправильно. В мелитопольских адрес-календарях объекты, находящиеся по этой улице, идут под адресом «ул. Мариинская». То есть Мариинский проспект был частью Мариинской улицы, которая продолжалась, поднимаясь вверх, вплоть до ул. Межевой (ныне Б. Хмельницкого).
Название проспекта - типичное для дореволюционных городов. Мог быть назван в честь императрицы Марии Александровны или Марии Федоровны. Предпочтительнее является второй вариант, так как на этой улице стояла городская «Александро-Мариинская» больница, названная так в честь бракосочетания императора Александра III и Марии Федоровны.
С гранитной мостовой
Северная сторона проспекта известна неплохо. На углу нынешних улиц М. Грушевского и Университетской располагался одноэтажный «магазин часов». Позже, по всей видимости, в конце 30-х годов, когда реконструировалась швейная фабрика им. Р. Люксембург, над ним надстроили второй этаж. Дальше, на месте современного магазина «АТБ» и вокруг, простиралась Соборная площадь, вымощенная гранитом.
В центре стоял огромный Александро-Невский собор, сориентированный, как и положено, с запада на восток. В собор можно было войти как со стороны Мариинского проспекта (сейчас там остановки маршруток), так и через пристроенную колокольню - справа от современного центрального входа на рынок. Территория собора была обнесена забором из камня-меловика и кованой оградой с изображением крестов, а с севера и востока примыкали здания, принадлежавшие церкви. Самое известное из них - здание пригородной автостанции - было построено в 1907 г. как дом «для народных собраний». За этим домом начиналась Базарная площадь с резервуарами скважины и торговыми рядами и продолжалась до Александровской улицы.
Дожили до наших дней
Гораздо больше загадок таит в себе южная сторона Мариинского проспекта. Но благодаря опубликованным старинным фотографиям, а также книгам Н. Крылова, В. Кумока, С. Воловника пробелы в знаниях удалось свести до минимума. К сожалению, фотографии, которые мы анализировали, - разновременные: от начала ХХ в. и до 1918 г., соответственно многие полученные данные изменялись, и их только условно можно отнести к длительному 20-летнему периоду в жизни нашего города.
Краеугольным зданием, которое отмечало начало Мариинского проспекта от пересечения с Воронцовской улицей, был дом
И. А. Минаша (ул. Грушевского, 21) (сейчас известен, как гортипография). Первый этаж был отдан под различные компании, а второй занимало отделение Петербургского международного коммерческого банка. Дальше стоял одноэтажный магазин (сейчас «Золото - серебро») с двумя вывесками. Первая, что поменьше, совсем не читается, на другой написано большими буквами
«П. Е. Черников». Скорее всего, это магазин мануфактуры. Известно, что братья Черниковы - Петр и Иван - в основном занимались торговлей именно этим товаром. Причем богатому коммерсанту, каким был Черников, было вполне по карману владеть собственным, а не арендованным зданием под магазин.
Там, где сейчас Дом мебели «Березка», находилось одноэтажное здание (сейчас снесенное) с магазинами «Граммофоны», «Электротехника» и «Гилоди» с изображением часов. Ключевое название здесь последнее. Известный мелитопольский предприниматель, уроженец Одессы Герш (Григорий) Абрамович Гилоди представлял в Мелитополе множество фирм и продавал их товары: часы «Зенит», «Омега», патефоны, граммофоны, драгоценности, подарки, электротовары, в том числе экономичные лампы (уже тогда!). Был награжден правительством серебряной медалью. Опираясь на подобную информацию, можно сделать закономерный вывод, что все это здание было магазином Герша, состоявшим из трех отделений. В 1920 г. Г. Гилоди на одном из врангелевских кораблей эвакуировался в Турцию, где тоже открыл ювелирный магазин.
Дальше сохранилось старинное двухэтажное здание, которое, по неподтвержденным данным, иногда называют «дом Алейникова». Сейчас в нем располагаются «Центральный ломбард» и парикмахерская «Орхидея». В 1918 г. первый этаж сдавался в аренду под магазины: «Шапочная торговля Лаевский» (к тому времени закрытый) и «Галантерейные товары» Мих. Иц. Красовицкого. На известной фотографии того времени хорошо видно, что именно с порога этого магазина кайзеровские офицеры принимали парад своих войск, оккупировавших Мелитополь.
За «домом Алейникова» стояло одноэтажное здание с вывеской «Мануфактурный магазин Н. З. Кублановского». Оно сохранилось до сих пор с тем же дизайном фасада, только старинная изящная крыша с декоративными фронтончиками перестроена. Сейчас в этом здании - известный всему городу обменный пункт. В книге «Евреи Мелитополя» сообщается, что владелец Ноте Зельманович принадлежал к многочисленной и активной еврейской семье, которая играла ведущие роли в жизни общины. Сам Ноте был крупным, по мелитопольским меркам, торговцем. Он был одним из учредителей общества квартировладельцев и общества для содержания еврейской больницы. И вообще, много занимался благотворительностью. Умер от сыпного тифа после гражданской войны.
Кублановский так рекламировал свое заведение: «Суконно-мануфактурный магазин Н. З. Кублановского… Девиз магазина: «Добросовестная продажа».
Остались лишь на старых фото
За магазином Кублановского был арочный проезд, через который в наше время можно попасть на Образцовый рынок. Следующий в ряду - Дом быта Мелитопольского горбыткомбината, построенного на месте старинных зданий в начале 70-х гг. ХХ в. На месте западного крыла Дома быта стояло одноэтажное здание с вальмовой черепичной крышей, в котором располагалось два магазина: «Мебельный и зеркальный магазин» (1906 г.) и еще какой-то магазин (заведение) с неразборчивой вывеской на нем.
На месте восточного крыла Дома быта находилось самое красивое и загадочное двухэтажное здание Мариинского проспекта, как считает автор статьи - еще один дом Минаша. Только принадлежал он не уже известному нам Исааку Абрамовичу Минашу, а владельцам Торгового дома «Минаш М. М. и сынъ». В 1912-1914 гг. в доме располагались аптека Райха с аналитическим кабинетом для проведения основных видов медицинских, санитарных и технических анализов, «Модная мастерская С. Б. Стуль»,
«Постоянный Мелитопольский зуболечебный кабинет М. М. Кацина», прием заказов для специального мебельного и зеркального магазина И. Ц. Хандраша «Свой труд», обувной и галантерейный магазин Х. Бершацкого, а сами владельцы торгового дома, возможно, открыли здесь же представительство по продаже автомобилей Бенц и Ко.
Дальше находился длинный одноэтажный «трехсоставной» дом, который в рекламных объявлениях именуют «домом Купенко». Сейчас на этом месте расположены магазины «Gold star», «Овочевий світ», «Консул», «Мясной опт». Накануне Первой мировой войны здесь тоже находился ряд торговых заведений. В частности, в адрес-календаре указывается, что рядом с аптекой Райха в доме Купенко располагаются «Булочная и кондитерская Л. Я. Кублановского» и «Магазин часов Д. А. Столяр». Л. Я. Кублановский, возможно, занимался и выпечкой хлеба: в Первую мировую войну он получил из действующей армии более сотни открыток с благодарностью за качественные сухари.
Кроме того, на старинных фото удалось прочитать вывески других предприятий, расположенных в этом длинном здании (по очереди): «Мануфактурная торговля
М. Т. Купенко», «Музыкальный магазин Ш.А. Столяр», какое-то заведение Р. Неймера. Ш. Столяр призывал потенциальных клиентов: «Не бросайте даром денег на прокат! Каждому доступно приобрести из музыкального магазина рояли и пианино поставщиков императорского двора, а также фисгармонии и граммофоны «Der Musikkenner» с рассрочкой платежа по 15 руб. в месяц...»
На углу Мариинского проспекта и Александровской улицы (где сейчас магазин «Одежда - обувь» и площадка летней «Чебуречной- шашлычной») находился небольшой двухэтажный дом. На его первом этаже также располагалось какое-то коммерческое предприятие.
Как видим, на Мариинском проспекте трудно найти хотя бы намек на жилые дома или квартиры. С одной стороны, это был центр религиозной жизни, которая концентрировалась вокруг собора, с другой - торговая «мекка» для местных купцов и лавочников. Что интересно, не видим мы и привычных в наше время ресторанов, пивных, рюмочных. По всей видимости - это результат действовавших тогда запретов на распитие крепких напитков во всех местах, «открытых для доступа посторонней публики». Не последнюю роль играла и близость церкви, которая имела возможность влиять на режим работы торговых учреждений.
Александр Чухраенко, научный сотрудник МКМ
Статья написана на основе фондовских материалов МКМ, в ней также использованы фото из книги «Северная Таврия на почтовых открытках ХХ века».