Реформа или смерть
Просмотров: 1247
23 жовтня 2017 12:12
В четверг Верховная Рада приняла законы, необходимые для старта реформы системы здравоохранения.
Этому событию предшествовал год активной политической борьбы и массированная общественная кампания. За этот год не поддерживать реформу стало стыдно, подло и вообще преступно. В тысячах экспертных и журналистских текстов разъяснялось, что деньги пойдут за пациентом, тысячи пользователей Фейсбука требовали реформу, рассказывая страшные истории из своей пациентской практики, которые сводились к общему выводу "реформа или смерть". И вот, реформа есть, но не будет ли смерти? Что, собственно, случилось в четверг, и что теперь изменится в нашей жизни?
Ответ на этот вопрос очень прост - пока ничего.
С 2018 года заработает реформа на первичном уровне оказания медицинской помощи, по сути, это будет пилотный проект в масштабах всей страны. От его результатов зависит, каким мы увидим здравоохранение в 2020 году, когда реформа должна охватить и другие уровни медпомощи.
Но уже в ближайшей перспективе каждый житель Украины сможет воспользоваться медицинской реформой на первичке с минимальной выгодой в 370 грн.
ЛЮБИМЫЙ ДОКТОР
Итак, в ближайшее время каждый, кто проживает в Украине, сможет выбрать врача-терапевта или семейного врача (для своего ребёнка - педиатра или семейного врача) и подписать с ним декларацию.
Можно ли выбрать врача самостоятельно уже сегодня? Выбрать - конечно, подписать декларацию - пока нет.
В Минздраве LB.ua сказали, что хоть подписание деклараций уже идёт в тестовом режиме, официально приписная кампания ещё не началась. И начнётся после того, как президент подпишет принятые в четверг законы и будет создана Национальная служба здоровья (ориентировочно это случится в начале 2018 года).
Тогда пациент и врач смогут официально подписать декларацию, которая, согласно новому законодательству, регистрируется в электронной системе E-Health. И начнут деньги ходить за пациентом первички.
Уже известно, что это за деньги - 370 гривен на одного пациента в год (с поправкой на возрастной коэффициент). Сумма рассчитывалась исходя из общего количества людей в стране (не пишу граждан, поскольку на помощь могут рассчитывать и иностранные граждане, и люди без гражданства, которые постоянно проживают в Украине). В дальнейшем Минздрав обещает сумму увеличивать.
Если человек предпочитает лечиться в частной клинике, то эти 370 гривен станут, грубо говоря, скидкой от государства, которую он получит. Один раз в год.
Если пойдёт в государственную поликлинику - его 370 гривен попадут в бюджет этой поликлиники. Чем лучше будут работать врачи в медучреждении, тем больше к ним припишется людей, тем больше денег получит учреждение.
Улучшит ли это качество получаемой медицинской помощи? В идеале - да. В рамках учреждения распределять деньги будет главврач. Ему решать, какую зарплату кто из врачей получит. Ожидается, что главврач будет поощрять лучших врачей хорошей зарплатой - чтобы они не ушли к другому главврачу и не лишили учреждение заработка. Соответственно, врачи будут стараться работать лучше и быть добрее к пациентам, чтобы эти пациенты к ним приписывались, а главврач поднял зарплату.
В ближайшие два года будет понятно, сработает ли эта задумка. В том числе и в маленьких городах, где ассортимент врачей, мягко говоря, не широк. Предполагается, что решать проблему отсутствия врачей (хороших или любых) будут органы местной власти.
На местные власти и главврачей в медреформе вся надежда. “Наш главврач не знает, как ему дальше жить”, - коротко описал ситуацию в разговоре с моим знакомым его участковый.
В больших городах сама возможность выбрать врача - уже достаточный инструмент для того, чтобы улучшить качество получаемой услуги. Тем более, что менять свой выбор можно неограниченное количество раз. Правда, попробуй выбери из людей, которых ты совершенно не знаешь. Да и выбирать есть смысл всего из двух-трёх учреждений, находящихся близко к дому, мало кто захочет ездить с соплями или сопливым ребёнком на другой конец города.
Так что в ближайшее время ждите на LB.ua текст о том, как выбрать лечащего врача и не промахнуться.
Выбирать, кстати, надо оперативно. Потому что к одному врачу может приписаться ограниченное количество пациентов - до двух тысяч. Ограничение вводится для того, чтобы сберечь здоровье врача и избежать огромных очередей (даже пусть они будут электронными). К примеру, к самому модному в Киеве гинекологу ещё в июле записывали на декабрь (она принимает в частной клинике). Для первички это неприемлемая перспектива.
Правда ли, что семейные врачи в скором времени начнут вести беременность вместо акушеров-гинекологов? Нет, это один из мифов, которые активно циркулируют после того, как была принята реформа. Беременность по-прежнему будут вести акушеры-гинекологи, и Минздрав обещает, что их услуги будут входить в гарантированный государством бесплатный пакет.
СУДЬБА ВТОРИЧКИ И ВЫШЕ
Проголосованные законы существенно отличаются от того, что изначально обещала реформа. В частности, не было принято историческое решение разрешить пациентам законно платить за услуги государственной медицины - а это была, по сути, главная идея реформы. Бесплатная медицина остаётся бесплатной (в старом, двусмысленном значении этого слова).
Изначально предполагалось, что специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь будут предоставлять на условиях сооплаты - частично стоимость услуги оплачивает пациент, частично - государство.
Но сооплаты не будет.
Когда вы читаете о том, что теперь придётся платить не только врачу в карман, но и в кассу - знайте, что вас обманывают. Пациенты по-прежнему не имеют права официально платить за государственную медицину.
Вторичную (специализированную) и третичную (высокоспециализированную) медицинскую помощь в 2018-2019 годах будут финансировать за счет медицинской субвенции, как и раньше. Но и после сооплата не предусмотрена. Так что судьба вторички и третички пока неясна.
Нет никаких расценок на операции и другие процедуры. Минздрав собирается рассчитать тарифы в ближайшие два года. Но оплачивать их пациент не сможет, если не будут внесены изменения в принятое законодательство.
Это не очень хорошая новость для тех, кто надеялся, что реформа положит конец взяточничеству в государственных и коммунальных медицинских учреждениях. И хорошая для тех, кто боялся, что цель реформы - уничтожить остатки бесплатной медицинской помощи и перевести всё здравоохранение на капиталистические рельсы.
МИНУСЫ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Нынешняя реформа без пункта о сооплате как картина без верёвочки, за которую её можно было бы повесить на гвоздь в стене. То есть картина, может, и хорошая, но она стоит на полу и незаметна для окружающих.
Вся концепция написана с расчётом на то, что пациенты вносят свои деньги за услуги, которые не гарантированы государством как бесплатные. Учреждениям нужны эти деньги, дофинансирование. Иначе схема не будет работать.
Тут мы подходим к вопросу “А не может ли быть так, что из-за этой реформы вся наша система здравоохранения вообще поломается?”. Несмотря на то, что ни дня эксперты не дают Семашко спокойно полежать в гробу, его система работает уже четверть века после того, как развалилось государство, для которого она была создана. Плохо, унизительно, со сбоями, но украинцы получают медицинскую помощь.
Ответ: конечно, может! Среди главврачей, которые получают такую широкую автономию, наверняка окажутся не очень талантливые хозяйственники. Дальше либо дело спасут местные власти, либо учреждениям под руководством не самых талантливых хозяйственников придёт конец.
Но гораздо вероятнее, что проблемы с внедрением реформы приведут к откату назад, и наше здравоохранение окажется там же, где и было. Только с возможностью выбрать любимого терапевта - так сказать, на память о реформе.
Это был худший сценарий. Есть гораздо более оптимистические - можно внести правки в принятые законы, можно подкорректировать ситуацию кабминовскими и минздравовскими нормативными актами. Можно даже без упоминания в законе №6327 внедрить обязательные к выполнению клинические протоколы на основе доказательной медицины, что уж точно поможет удовлетворить главный запрос общества - сделать так, чтобы пациент, попав к украинскому врачу, мог не бояться за свою жизнь.
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ
"Государственный гарантированный пакет услуг" - объем медицинских услуг и лекарственных средств, которые государство обязуется оплачивать по заранее установленным единому тарифу, который будет утверждаться Кабинетом министров ежегодно. (Как будет оплачиваться всё сверх этого пакета, если не будет сооплаты, - непонятно). Объем средств на реализацию государственной программы гарантий должен ежегодно определяться в госбюджете и составлять не меньше 5% ВВП. Расходы на программу гарантий должны быть защищенными статьями расходами.
Национальная служба здоровья Украины - государственный оператор, который будет следить за качеством оказанных медицинских услуг и распределять финансирование по принципу “деньги за пациентом”. НСЗУ будет создана в начале 2018 года, обещает Минздрав.
Реимбурсация - компенсация всей или частичной стоимости лекарственного средства пациенту, который обратился в аптеку с рецептом от своего лечащего врача. Согласно Закону “О государственных гарантиях…”, до 31 декабря реимбурсация будет работать по определённому Кабмином перечню, а с 2020 года будет проводиться реимбурсация стоимости лекарственных средств, предусмотренных программой медицинских гарантий. Понятие реимбурсация для украинцев относительно новое, так как её внедряли ещё во время медицинской реформы в 2012 году.
Электронная система E-Health (электронная система здравоохранения) - информационно-телекоммуникационная система, при помощи которой ведётся учёт медицинских услуг и другой информации, касающейся функционирования системы здравоохранения.
Виктория Герасимчук, заместитель главного редактора lb.ua
Этому событию предшествовал год активной политической борьбы и массированная общественная кампания. За этот год не поддерживать реформу стало стыдно, подло и вообще преступно. В тысячах экспертных и журналистских текстов разъяснялось, что деньги пойдут за пациентом, тысячи пользователей Фейсбука требовали реформу, рассказывая страшные истории из своей пациентской практики, которые сводились к общему выводу "реформа или смерть". И вот, реформа есть, но не будет ли смерти? Что, собственно, случилось в четверг, и что теперь изменится в нашей жизни?
Ответ на этот вопрос очень прост - пока ничего.
С 2018 года заработает реформа на первичном уровне оказания медицинской помощи, по сути, это будет пилотный проект в масштабах всей страны. От его результатов зависит, каким мы увидим здравоохранение в 2020 году, когда реформа должна охватить и другие уровни медпомощи.
Но уже в ближайшей перспективе каждый житель Украины сможет воспользоваться медицинской реформой на первичке с минимальной выгодой в 370 грн.
ЛЮБИМЫЙ ДОКТОР
Итак, в ближайшее время каждый, кто проживает в Украине, сможет выбрать врача-терапевта или семейного врача (для своего ребёнка - педиатра или семейного врача) и подписать с ним декларацию.
Можно ли выбрать врача самостоятельно уже сегодня? Выбрать - конечно, подписать декларацию - пока нет.
В Минздраве LB.ua сказали, что хоть подписание деклараций уже идёт в тестовом режиме, официально приписная кампания ещё не началась. И начнётся после того, как президент подпишет принятые в четверг законы и будет создана Национальная служба здоровья (ориентировочно это случится в начале 2018 года).
Тогда пациент и врач смогут официально подписать декларацию, которая, согласно новому законодательству, регистрируется в электронной системе E-Health. И начнут деньги ходить за пациентом первички.
Уже известно, что это за деньги - 370 гривен на одного пациента в год (с поправкой на возрастной коэффициент). Сумма рассчитывалась исходя из общего количества людей в стране (не пишу граждан, поскольку на помощь могут рассчитывать и иностранные граждане, и люди без гражданства, которые постоянно проживают в Украине). В дальнейшем Минздрав обещает сумму увеличивать.
Если человек предпочитает лечиться в частной клинике, то эти 370 гривен станут, грубо говоря, скидкой от государства, которую он получит. Один раз в год.
Если пойдёт в государственную поликлинику - его 370 гривен попадут в бюджет этой поликлиники. Чем лучше будут работать врачи в медучреждении, тем больше к ним припишется людей, тем больше денег получит учреждение.
Улучшит ли это качество получаемой медицинской помощи? В идеале - да. В рамках учреждения распределять деньги будет главврач. Ему решать, какую зарплату кто из врачей получит. Ожидается, что главврач будет поощрять лучших врачей хорошей зарплатой - чтобы они не ушли к другому главврачу и не лишили учреждение заработка. Соответственно, врачи будут стараться работать лучше и быть добрее к пациентам, чтобы эти пациенты к ним приписывались, а главврач поднял зарплату.
В ближайшие два года будет понятно, сработает ли эта задумка. В том числе и в маленьких городах, где ассортимент врачей, мягко говоря, не широк. Предполагается, что решать проблему отсутствия врачей (хороших или любых) будут органы местной власти.
На местные власти и главврачей в медреформе вся надежда. “Наш главврач не знает, как ему дальше жить”, - коротко описал ситуацию в разговоре с моим знакомым его участковый.
В больших городах сама возможность выбрать врача - уже достаточный инструмент для того, чтобы улучшить качество получаемой услуги. Тем более, что менять свой выбор можно неограниченное количество раз. Правда, попробуй выбери из людей, которых ты совершенно не знаешь. Да и выбирать есть смысл всего из двух-трёх учреждений, находящихся близко к дому, мало кто захочет ездить с соплями или сопливым ребёнком на другой конец города.
Так что в ближайшее время ждите на LB.ua текст о том, как выбрать лечащего врача и не промахнуться.
Выбирать, кстати, надо оперативно. Потому что к одному врачу может приписаться ограниченное количество пациентов - до двух тысяч. Ограничение вводится для того, чтобы сберечь здоровье врача и избежать огромных очередей (даже пусть они будут электронными). К примеру, к самому модному в Киеве гинекологу ещё в июле записывали на декабрь (она принимает в частной клинике). Для первички это неприемлемая перспектива.
Правда ли, что семейные врачи в скором времени начнут вести беременность вместо акушеров-гинекологов? Нет, это один из мифов, которые активно циркулируют после того, как была принята реформа. Беременность по-прежнему будут вести акушеры-гинекологи, и Минздрав обещает, что их услуги будут входить в гарантированный государством бесплатный пакет.
СУДЬБА ВТОРИЧКИ И ВЫШЕ
Проголосованные законы существенно отличаются от того, что изначально обещала реформа. В частности, не было принято историческое решение разрешить пациентам законно платить за услуги государственной медицины - а это была, по сути, главная идея реформы. Бесплатная медицина остаётся бесплатной (в старом, двусмысленном значении этого слова).
Изначально предполагалось, что специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь будут предоставлять на условиях сооплаты - частично стоимость услуги оплачивает пациент, частично - государство.
Но сооплаты не будет.
Когда вы читаете о том, что теперь придётся платить не только врачу в карман, но и в кассу - знайте, что вас обманывают. Пациенты по-прежнему не имеют права официально платить за государственную медицину.
Вторичную (специализированную) и третичную (высокоспециализированную) медицинскую помощь в 2018-2019 годах будут финансировать за счет медицинской субвенции, как и раньше. Но и после сооплата не предусмотрена. Так что судьба вторички и третички пока неясна.
Нет никаких расценок на операции и другие процедуры. Минздрав собирается рассчитать тарифы в ближайшие два года. Но оплачивать их пациент не сможет, если не будут внесены изменения в принятое законодательство.
Это не очень хорошая новость для тех, кто надеялся, что реформа положит конец взяточничеству в государственных и коммунальных медицинских учреждениях. И хорошая для тех, кто боялся, что цель реформы - уничтожить остатки бесплатной медицинской помощи и перевести всё здравоохранение на капиталистические рельсы.
МИНУСЫ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Нынешняя реформа без пункта о сооплате как картина без верёвочки, за которую её можно было бы повесить на гвоздь в стене. То есть картина, может, и хорошая, но она стоит на полу и незаметна для окружающих.
Вся концепция написана с расчётом на то, что пациенты вносят свои деньги за услуги, которые не гарантированы государством как бесплатные. Учреждениям нужны эти деньги, дофинансирование. Иначе схема не будет работать.
Тут мы подходим к вопросу “А не может ли быть так, что из-за этой реформы вся наша система здравоохранения вообще поломается?”. Несмотря на то, что ни дня эксперты не дают Семашко спокойно полежать в гробу, его система работает уже четверть века после того, как развалилось государство, для которого она была создана. Плохо, унизительно, со сбоями, но украинцы получают медицинскую помощь.
Ответ: конечно, может! Среди главврачей, которые получают такую широкую автономию, наверняка окажутся не очень талантливые хозяйственники. Дальше либо дело спасут местные власти, либо учреждениям под руководством не самых талантливых хозяйственников придёт конец.
Но гораздо вероятнее, что проблемы с внедрением реформы приведут к откату назад, и наше здравоохранение окажется там же, где и было. Только с возможностью выбрать любимого терапевта - так сказать, на память о реформе.
Это был худший сценарий. Есть гораздо более оптимистические - можно внести правки в принятые законы, можно подкорректировать ситуацию кабминовскими и минздравовскими нормативными актами. Можно даже без упоминания в законе №6327 внедрить обязательные к выполнению клинические протоколы на основе доказательной медицины, что уж точно поможет удовлетворить главный запрос общества - сделать так, чтобы пациент, попав к украинскому врачу, мог не бояться за свою жизнь.
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ
"Государственный гарантированный пакет услуг" - объем медицинских услуг и лекарственных средств, которые государство обязуется оплачивать по заранее установленным единому тарифу, который будет утверждаться Кабинетом министров ежегодно. (Как будет оплачиваться всё сверх этого пакета, если не будет сооплаты, - непонятно). Объем средств на реализацию государственной программы гарантий должен ежегодно определяться в госбюджете и составлять не меньше 5% ВВП. Расходы на программу гарантий должны быть защищенными статьями расходами.
Национальная служба здоровья Украины - государственный оператор, который будет следить за качеством оказанных медицинских услуг и распределять финансирование по принципу “деньги за пациентом”. НСЗУ будет создана в начале 2018 года, обещает Минздрав.
Реимбурсация - компенсация всей или частичной стоимости лекарственного средства пациенту, который обратился в аптеку с рецептом от своего лечащего врача. Согласно Закону “О государственных гарантиях…”, до 31 декабря реимбурсация будет работать по определённому Кабмином перечню, а с 2020 года будет проводиться реимбурсация стоимости лекарственных средств, предусмотренных программой медицинских гарантий. Понятие реимбурсация для украинцев относительно новое, так как её внедряли ещё во время медицинской реформы в 2012 году.
Электронная система E-Health (электронная система здравоохранения) - информационно-телекоммуникационная система, при помощи которой ведётся учёт медицинских услуг и другой информации, касающейся функционирования системы здравоохранения.
Виктория Герасимчук, заместитель главного редактора lb.ua