По ту сторону манежа

Просмотров: 2461
28 жовтня 2017 19:22
Увалень пес Вулкан дает лапу «Привет!», ходит «испанским шагом» и катает бочки. Выполняют трюки толстый енот Еврик, дикобраз Динар, кошки, лисица и песец.

Всем этим чудесам животных научила дрессировщица Анастасия Пономаренко. Насте 28 лет, она удивительный человек: кроме дрессуры, с детства умеет танцевать на проволоке и садится на шпагат на высоте больше двух метров.

Кочевая жизнь
Настя из цирковой семьи: мама танцевала на проволоке, младшая сестра Раиса - воздушная гимнастка. И даже папа-военнослужащий помогал в создании номеров. Например, в репризе клоуны изображали нищих, которые забирали деньги у прохожих. А потом на арену выходил датский дог Грей в кожаной куртке и темных очках, он громко лаял на них и отбирал «награбленное». Смотрелось шикарно! Причем готовил дога к выступлению папа.

- У артистов цирка вся жизнь кочевая: весь год они колесят по городам и странам, за собой возят и детей, - объясняет Анастасия. - В детстве мы ничего не видели, кроме цирка и школы. Мама прекратила цирковую деятельность, чтобы мы с сестрой смогли нормально учиться в школе. Мой дом в Харькове, там есть стационарный цирк, там я занималась в школе-студии «Старый цирк». После десятого класса я перевелась в вечернюю школу, но учиться дальше физически не успевала. О том, чтобы танцевать на проволоке, мечтала с детства, учила меня сначала мама, потом тренер. Сначала пять лет просто ходила по проволоке, поднималась все выше, изучала трюки, танцевальные элементы.

Эксперты поражаются: как можно совместить такие разные жанры?! Но вот получается.

Заходим в ее вагончик. Нас сразу встречают друзья: коты и той-терьерчик Каспер, он вовсю норовит тоже дать интервью, вертится юлой, запрыгивает на колени и мечтает поцеловаться с журналистом. За Настей по миру катаются остальные ее друзья общей сложностью в 13 душ: три кота, пять собак, лиса, песец, а также животные с «валютными» кличками - носуха Ларик (грузинская валюта), дикобраз Динар (азиатская валюта) и енот Еврик.

С животными циркачка проводит 24 часа в сутки, ведь их нельзя надолго оставлять. Экзотические животные требуют и пищи соответствующей: им приходится весь год покупать фрукты, овощи, мясо. 4000 гривен уходит на корм трем псам породы «московская сторожевая» - Велесу, Вулкану и Зевсу. А еще большинство зверей-циркачей любят орехи. Но вкусы у каждого свои: дикобраз грызет их в скорлупе, а еноту и носухе приходится очищать.

Животным в шапито, конечно, нелегко: летом в дороге им жарко, зимой мерзнут. Летом стараются переезжать ночью, чтобы звери не чувствовали духоту, открывают все двери.

Большую часть жизни циркачка Анастасия Пономаренко проводит в шапито, но все же находит время погостить и дома в Харькове. Тут уж звери наматывают круги по трехкомнатной квартире. Конечно, соблюдая график пробежек. Ведь хоть они и дружат, но все же выпускать погулять одновременно песца и крольчиху не стоит: для хищника кролик - просто мясо.

Сложные трюки для зверька - стресс

Зрителей на представлениях цирка «Сфера» особенно впечатлили московские сторожевые. Самый младший - Велес, ему три года, Вулкану и Зевсу пять и восемь лет. Умеют они проходить через бочку, делают трюки «монт» (идти передними лапами по барьеру), «испанский шаг» - когда пес идет и лапы поднимает в такт музыке.

Отрабатываются трюки по-разному: от одного месяца до двух лет. Дрессура - тяжелая штука. Анастасия против издевательства над животными, которые в недавнем прошлом имели место в цирке.

- Животные не должны прыгать в горящие кольца и с огромной высоты - для них это огромный стресс! В последние годы защитники животных неоднократно проводили акции протеста «Цирк без животных». Нельзя эксплуатировать животных, некоторые из них погибают при исполнении трюков. Но даже и при более благополучном исходе их жизнь сокращается: сердце не выдерживает, случаются инфаркты и инсульты, потом животное лежит парализованное.

Нельзя заставлять их делать что-то сверхъестественное. Когда я покупала носуху, я заметила, что она делает пируэты, и я потом только усовершенствовала это с помощью прикормки бананами. Я по своему опыту знаю: сегодня люди хотят видеть красивых, ухоженных животных, им неважно, что делает животное на манеже.

Под куполом

Глядя на гимнастку под куполом цирка, мы и не задумываемся о том, что циркачи - такие же люди, у них может быть плохое настроение или грипп.

- Я не раз падала с высоты, и травмы тоже получала, - признается Анастасия. - Окружающим непросто понять нас, жаль денег на билет, но кому будешь объяснять, что за аренду территории платится далеко не тысяча гривен, что освещение тоже влетает в копеечку? Заболеешь, сил нет - напьешься лекарств и идешь работать. Зритель не видит, чего нам это стоит. Хотя мы и мастера своего дела, но профессионализм не спасает от человеческих чувств и переживаний. Вот я иду по проволоке на высоте в 2,3 метра.

Я вижу всех вокруг, и суета мешает сосредоточиться. Люди шевелятся, дети вскакивают с мест, бегают по залу... И я уже не думаю о том, чтобы выполнить последовательность, а беспокоюсь, чтобы не зацепили трос, который поддерживает проволоку. Удивительно, что зрители не понимают опасности, не следят за детьми, не ценят труд артистов.

Доля циркачки - нелегкая, ведь приходится проводить ее в разлуке с близкими. Окна в вагоне украшены фотографиями родных. «Это моя мама, это мы с сестрой, а вот посмотрите на мою дочку», - с радостью показывает Настя дорогих людей.

Муж Насти работает шапитмейстером (организатором установки). Дочка Богдана до пяти лет ездила за мамой вместе с шапито. Но теперь переехала к бабушке в Харьков - нужно готовиться к школе. Богдана очень любит четвероногих: последним лакомым кусочком поделится! А на громадном Вулкане просто катается, держа пса за уши. И кто знает: может быть, цирковая история этой семьи еще ждет своего продолжения?

Фото из архива А. Пономаренко.



Похожие новости: