Полтысячи школьников Мелитополя нуждаются в коррекции речи. ФОТО

Просмотров: 2800
14 листопада 2017 12:02
В школах Мелитополя работает всего четыре логопеда
30 проц. детей поступают в школу с нарушениями речи. 548 школьников Мелитополя нуждаются в коррекции речи. В городе работает четыре логопеда – в ООШ №№ 4, 11, 23 и УВК № 16.

С начала нынешнего учебного выявлено в Мелитополе 66 логопатов-дошкольников. В городе открыты сегодня в 22 логопедические группы в детсадах. Растет количество детей-аутистов, ребят с тяжелыми нарушениями речи, которые смогут осваивать программу лишь в инклюзивных классах. В обычные классы приходят первоклассники с общим недоразвитием речи, полиморфной дислалией (картавость), фонематико-фонематичным и фонетическим недоразвитием речи (нарушения произношения).

Когда Денис пришел впервые, он закрыл рот руками и молчал. Но уже на втором занятии у него уже прорвался звук «р», а потом и все остальные. Как связаны мультики и ошибки речи? Почему мамы бывают против занятий с логопедом? На эти вопросы нам ответила логопед Мария Морозова.

«Ротик – домик, в нем живет язычок, вот язычок вышел из домика, потом спрятался» - так в игре начинается процесс работы над будущей красивой речью. Мария Морозова родом из Киева, там же, в столичном пединституте, получила специальность «учитель-логопед для массовых школ и школ с тяжелыми нарушениями речи». Два года учила выговаривать «р» и «ш» дошкольников, потом вплотную занялась учениками младших классов школ. С тех пор работает логопедом уже три десятка лет.

Ее уютный кабинет находится в СШ № 23. На шторах сложили крылья бабочки, в шкафу притаились зеленая лягушка и разноцветная мозаика. Но игры – только начальная часть занятий, после них начинаются труд и старание. «Можно?» - заглядывают в класс Саша и Семен. Второклашки заходят, усаживаются перед большим горизонтальным зеркалом и, не дожидаясь указаний педагога, сразу же начинают надувать щеки и вытягивать губы. Видно, что им не терпится заняться артикуляционной гимнастикой.

- Учебный год школьного логопеда начинается с выявления детей, имеющих нарушения в произношении сначала в своей школе, потом в близлежащих, - объясняет М. Морозова. - У меня в этом году их 40. Поставить звук можно даже и за месяц, а вот на закрепление уходит много времени. Чтобы было веселей, пишем ручками с цветной пастой, используем творческие упражнения: собираем из рассыпавшихся букв слова, ищем потерявшиеся в тексте буквы. С нарушениями письма и чтения работаем весь год, а иногда и несколько лет. Но все исправимо, главное – настроить родителей. К сожалению, у многих современных детей свободное время расписано по минутам, танцы и занятия борьбой кажутся родителям интереснее и полезнее. Они часто пишут отписки, прося освободить ребенка от «скучных» занятий с логопедом. Иногда мамы и папы считают, пусть специалисты сами учат ребенка говорить – на то и зарплату получают! Но если дома сознательно относиться к исправлению дефектов речи, работа идет успешнее. К каждому ребенку нужен особый подход: одним стыдно высовывать язык, другие корчат положенные во время гимнастики рожицы и хохочут так, что их не остановишь!
Профессия эта непростая: ведь дети приходят со своими страхами, психологическими проблемами. А ты должен вселить в них уверенность, что можно стать таким как все. После трудового дня, бесконечных артикуляционных гимнастик хочется просто молчать, чтобы ни один мускул на лице не дрогнул. Вот, например, девочке Юле очень тяжело давались занятия. Она говорила: «Я не способная, глупая, у меня ничего не получится!» Тут уж пришлось становиться психологом. Сегодня Юля – лучший друг: подбегает и преданно обнимает своего логопеда. Она никогда уже не будет писать «кастлюря», как когда-то!
- А мне просто приятно видеть ее и других детей их счастливыми. Я рада, что выбрала эту специальность, - говорит М. Морозова.

Сегодня количество детей с речевыми проблемами растет. Это связано с ухудшением экологии, увеличением количества сложных беременностей и родов, с некачественной диагностикой речевого развития. Мамы все меньше говорят со своими малышами, им некогда общаться с ребенком, поэтому его чуть ли не с младенчества сажают к компьютеру.

- Когда дети ко мне приходят, я всегда спрашиваю: «Какие сказки любишь?» Никто не называет «Три поросенка» или «Дюймовочку», - рассказывает логопед.- Обычно любимые сказки – это популярные мультфильмы. Когда я прошу описать героев, школьники не могут описать их облик словами, показывают жестами. После просмотра таких мультиков у ребенка не увеличивается словарный запас, не совершенствуется речь, плюс ко всему ребенок живет в нереальном мире. Ведь зачастую эти герои – фантастические персонажи - и не люди, и не животные. Хочется пожелать родителям: читайте со своими детьми классику детской литературы! Иногда мамы и папы думают: малыш повзрослеет - и выговорится. Так можно считать только до пяти лет. Если ребенок нечетко говорит, глотает окончания – не оставляйте это без внимания! Все больше дисграфиков – детей, которые путают свистящие и шипящие, пишут в диктантах «л» вместо «р», заворачивают наоборот хвостики «б» и «д», пишут в зеркальном отображении «С», «З» и «Е», просто не слышат окончаний. Но если не исправлять неправильную речь и письмо, будет тяжело учиться. Неуспеваемость в начальной школе ведет к общему нежеланию учиться, низкой самооценке, конфликтам с учителями и родителями, неврозам.

Несмотря на несомненную нужность профессии, специалисты-логопеды сталкиваются на практике с проблемами. Не хватает ставок: в городе работает лишь четыре школьных логопеда. В школах нет места для занятий. Приходится сталкиваться с бумажной работой, которая отвлекает от занятий с конкретными детьми. Еще один аспект: внедрение компьютерных технологий. Дело это, безусловно, нужное и полезное. Однако логопедия требует практической работы с речевым аппаратом, и компьютер тут не помощник, все равно ребенку нужно сначала «поставить» звук.

И вне работы логопед остается верен профессии. В маршрутке и замечает шепелявых ведущих радиопрограмм. Включит телевизор – и разводит руками от неумения депутатов Верховной Рады говорить чисто. Что уж тут требовать от детей! Но если на них не махать рукой, то маленький первоклашка вырастет человеком, который будет знать, чего он хочет добиться в жизни. Бывший ученик Женя, когда встречал Марию Васильевну на перемене, всегда говорил весело и раскатисто: «Здррррравствуйте!». Так он желал показать, как хорошо научился говорить звук «р». А потом Евгений стал переводчиком.

Вот и сейчас маленький Семен старается перед зеркалом. Кем вырастет он? Это напрямую зависит от вложенных усилий. За огромным окном – необъятный мир. В него так хочется войти человеком, который правильно выговаривает все звуки, а окружающие его понимают и ценят.



Похожие новости: