От Мариуполя до Амстердама: Как сделать украинские города пригодными для жизни

Просмотров: 787
1 грудня 2017 14:26
28-29 ноября в Украине состоялся второй Международный саммит мэров. Мероприятие собрало как украинских градоначальников, так и руководство самых продвинутых городов мира. Говорили об инновациях: что делается в мире, что уже было сделано в Украине и что следует предпринять, чтобы города нашей страны стали комфортными для жизни. Редакция 112.ua делится впечатлениями от услышанного

Прослеживается четкая закономерность между комфортностью города для жизни и его привлекательностью для стартапов. Европейские Берлин, Амстердам, Лондон, Копенгаген – все эти города не только проявляют дружелюбность к технологическим компаниям и создают условия для того, чтобы заманить их к себе, но и образцово комфортны для жизни. Что неудивительно, ведь инновации и комфорт идут рука об руку, и новые решения в области Smart City, которые так или иначе создаются стартапами, можно испытывать, буквально не отходя от рабочего места. Тут есть внутренний рынок IT-услуг и база для внедрения новых.

Среди участников форума со стороны представителей руководства зарубежных городов были Бо Франк, мэр города Векше (Швеция), Вислав Белавский, заместитель мэра Гданьска (Польша), Хелен Фебе, старший куратор Йоркширского парка скульптур (Великобритания), Карл Тлейс, старший директор по инновациям и стратегическому партнерству (ОАЭ), Шломо Долберг, генеральный директор Ассоциации муниципалитетов Израиля - ULAI (Израиль) и другие. Кроме этого, на мероприятии выступили представители VISA, WNISEF, CFCConsulting, Deloitte Ukraine. Форум посетил директор StartupAmsterdam, основатель в CodeUur Рубен Ньюювенхаус и принц Нидерландов Константин Кристоф Фредерик Ашвин, амбассадор нидерландских стартапов в мире. Несмотря на то, что все участники реализовали проекты в различных сферах – от развития IT-кластера до озеленения и управления объединенной громадой, - связывает их одно: у них уже есть опыт решения проблем, которые сейчас стоят перед украинскими градоначальниками.

Хотя украинские города имеют целый ворох проблем, есть две проблемы, которым хотелось бы уделить особое внимание. Первая – это энергонезависимость и энергоэффективность, которые премьер-министр Владимир Гройсман называет целью номер один для страны. Вторая – это технологическая отсталость (в том числе, в развитии скоростного интернета) и отсутствие внутреннего рынка IT-услуг, что делает нашу страну неинтересной для наших же технологических компаний. Поэтому в их планах решения для украинских пользователей являются, скорее, побочным эффектом, чем целью. Тем не менее именно технологии – катализатор развития городов. Даже если речь идет о таких простых вещах, как уборка мусора или планирование маршрутов городского транспорта. Как мы уже рассказывали, тут основным источником инсайтов являются большие данные. Украинские города пришли к сотрудничеству с операторами недавно – первые пилотные проекты Киев и Львов делали с "Киевстаром", затем присоединились другие города и другие операторы.

Если говорить о конкретных проектах, то в рамках второго Международного форума мэров киевские власти показали, как открытые данные помогают делать город лучше. Например, тот же открытый бюджет – около 2000 киевлян ежедневно заходят изучить то, как поступают и расходуются средства. Киевляне голосуют за петиции и принимают решения о развитии города. Открытая информация о перемещении общественного транспорта банально делает город удобнее. Большие данные помогают городу подсчитать фактическое население и выяснить его потребности в транспортных маршрутах. Киевляне уже могут записываться к врачу онлайн, оформлять заявки на садик. Данные позволят прогнозировать потребность в детских садах и школах в конкретных районах. Столицу оборудуют камерами наблюдения — одни умеют распознавать номера автомобилей и уже помогли правоохранителям в раскрытии преступлений, другие распознают лица.

Львов делает упор на привлечение IT-специалистов и развитие хабов. Город видит, что такие кадры принесут пользу как инфраструктуре, так и бюджету.

В Вознесенске работают над картой жителя – к ней уже привязаны медицинские данные и льготы. Со временем для мотивации горожан получать карту планируют внедрить программы лояльности в торговых сетях. Программа позволяет властям оцифровать данные о жителях и понять, кто живет в городе, как население пользуется инфраструктурой и какие у него потребности. Существующие ранее разрозненные и неполные реестры не позволяли видеть общей картины.

Житомир активно занимается развитием транспорта. В городе на частных перевозчиков приходятся 73% пассажиров, что делает его не очень удобным и безопасным, так как перевозчики "гоняются" за пассажирами, но не за качеством услуг. Во-первых, Житомир внедряет бесконтактную оплату за проезд. Киевляне уже имеют возможность оценить, насколько это удобно, благодаря специальным турникетам в метро, на линии скоростного трамвая и на фуникулере. Однако до полного охвата транспорта, как в Варшаве, Вроцлаве и Лондоне, например, столице еще далеко. Бесконтакт позволит Житомиру изменить структуру финансовых отношений с частными перевозчиками. Теперь все деньги будут сначала поступать в город, а потом перевозчикам. Те будут получать деньги за километраж. Власти Житомира рассчитывают, что это благоприятно скажется на безопасности на дорогах и качестве перевозок.

В Виннице разработали проект по привлечению бизнеса в город и стимуляции работы по-белому. Молодые или уже устоявшиеся бизнесы с регистрацией в Виннице и минимум годом работы за плечами смогут получать кредиты на развитие своего бизнеса, а местное самоуправление будет возвращать им часть налогов.

В городе Тростянец удалось перевести все домохозяйства на индивидуальное отопление. Как итог – там нет проблем с отсутствием тепла в батареях с приходом холодов, как в других городах страны. И 22 млн кубов газа экономии.

В Долине, что в Ивано-Франковской области, также уделяют большое внимание энергоэффективности. Руководство города стимулировало горожан утепляться, а также внедрило систему, которая позволила проанализировать использование тепла и электроэнергии в школах, детских садах и т.д. и выявила слишком большие или нецелевые расходы. Сейчас жители города охотно пользуются программами утепления жилья, а общественный транспорт планируют перевести на электричество.

В Мариуполе тем временем работали над решением проблемы безопасности. Руководство города утверждает, что благодаря установке камер видеонаблюдения и покупке программного обеспечения он вошел в десятку самых безопасных городов в стране. Камеры в автоматическом режиме отправляют данные о преступниках в полицию. Кроме того, для горожан разработали мобильное приложение с "тревожной кнопкой", которое также отправляет оповещение в полицию.

В целом у каждого украинского города в приоритете разные направления развития или решения своих самых острых проблем. Если говорить о лучшем мировом опыте, то там в большинстве своем действует уже целый комплекс подобных решений, который внедрили намного раньше, чем в Украине. То есть хотя отдельные успехи городов и заслуживают внимания и одобрения, но до создания комфортной среды Украине еще далеко.

Города волнуют проблемы транспорта, безопасности, удобства для людей с ограниченными возможностями, энергоэффективности, легализации бизнеса и привлечения технологических компаний. Но это не полный перечень того, с чем предстоит разобраться градоначальникам.

Грамотная застройка города, архитектурная гармоничность, озеленение, объединение общин и более эффективное управление – с этим еще предстоит разобраться. Как показывает опыт зарубежных участников, все проблемы решаемы, но залог успеха любого проекта – это взаимодействие общества, бизнеса и государства. Только в результате объединения усилий всех трех групп возможно появление удобных востребованных услуг и комфортной среды.

Источник: 112



Похожие новости: