Три сценария развития ситуации в 2018 году
Итак, вариант первый — наиболее вероятный. Стабилизационный, или марш на месте.
В первые два года после революции достоинства страна совершила настоящий рывок, осуществив больше перемен, чем за все предыдущие годы. И это несмотря на войну, катастрофическое падение экономики и жизненных стандартов.
Из основного — формирование боеспособной армии, которая может противостоять одной из сильнейших армий мира. Успешное позиционирование на международной арене, политическая и финансовая поддержка Запада. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Децентрализация, резко расширившая возможности местных громад. Принятие антикоррупционных законов и формирование антикоррупционных органов. Наконец, стабилизация национальной валюты и экономическая стабилизация. И как позитивная оценка преобразований — безвизовый режим.
Как говорится, тут бы “жить-поживать и добра наживать”. Однако есть одно существенное но: система осталась прежней. Олигархическо-клановая экономическая и соответствующая ей политическая система, базирующаяся на коррупции. Утратив основных бенефициариев после Майдана, она пришла в себя. На финансовые потоки встали новые люди, реанимировали прежние схемы и создали новые. И по мере стабилизации ситуации на военном фронте все очевиднее становилось, что враг №1 — это коррупция. Что это именно тот камень, о который спотыкаются все благие планы и реформы.
Стабилизационный вариант развития событий означает политику мирного сосуществования с коррупцией “своих” коррупционеров, а также “не своих”, но лояльных. Борьба с коррупцией заменяется имитацией, после демонстративных публичных арестов — многолетние судебные тяжбы (кстати, что там с “бриллиантовыми прокурорами”?), антикоррупционные структуры заполняются послушными людьми.
Экономический рост возможен, но незначительный, поскольку система, не допускающая честной конкуренции, “отстегивающая” от бизнеса коррупционную ренту в государственный аппарат и политику, отпугивающая иностранных инвесторов, неспособна к прорыву.
Возможно ли последовательное осуществление этой модели? Скорее всего, нет.
С одной стороны — осмелевшее и чувствующее свою силу гражданское общество. С другой — западные партнеры, теряющие терпение и откровенно связывающие перспективы финансовой, политической и военной поддержки с успехами в борьбе с коррупцией. А главное — народ, разочарованный и злой, сильно обедневший после трехкратного падения гривни и почти ежедневно получающий сообщения о многомиллионных коррупционных сделках. И претендентов на роль Саакашвили у нас хватает.
Так что последовательная реализация варианта “пусть все будет как есть” вряд ли возможна.
Вариант второй — возможный. Отступательно-силовой (очень плохой).
Перспектива предстоящих выборов и отсутствие гарантии сохранения власти может вызвать искушение решить некоторые проблемы силовым путем. Заключение мира с коррупцией логически означает войну с антикоррупционерами. Конец уходящего года ознаменовался настоящей контратакой системы на антикоррупционные органы — попытка подчинить себе слишком независимое НАБУ, наезды на общественные организации и даже случаи (правда, пока единичные) избиений гражданских активистов.
Наконец, очевидно, что в следующий год перейдет скандальный закон, требующий заполнять электронные декларации представителей антикоррупционных организаций и всех, кто с ними связан. В самом деле, если не доверяют власти, так пусть и вам не доверяют!
Вряд ли дойдет до репрессий, но ведь есть и другие методы: возбудить народную жабу зависти, круглосуточно вызывать на допросы, дискредитировать в СМИ, да мало ли еще как. Заткнуть рты особо шумным, нажать на собственников медиа, назначить своего в доску аудитора для НАБУ, а лучше — взять под полный контроль и заменить непослушных.
Насколько реалистичен этот силовой вариант, по сути, сворачивания демократии? Как последовательная политика — нет. Слишком сильна зависимость от западных партнеров, а они высказывали свою позицию и по поводу наездов на антикоррупционные общественные организации, и по поводу НАБУ. А без поддержки Запада Украина останется наедине с Россией. Со всеми вытекающими последствиями.
Но время от времени, когда у власти правое полушарие будет подавлять работу левого, ситуативное обращение к силовому варианту вполне возможно.
Вариант третий, очень желательный. Прогрессивно-наступательный.
Давайте представим, что в год перед выборами власть (дружно, всеми своими ветвями) решит, что наилучший способ добиться успеха на выборах — это сделать максимум полезного для страны, осуществить необходимые преобразования и реформы.
И прежде всего — убрать с дороги развития камень коррупции.
Для этого — дать волю НАБУ, приняв необходимые для успешности их работы законы (разрешить прослушку, провокацию взятки и прочее), распустить это недоразумение — НАПК, набрав туда настоящих воинов, создать антикоррупционный суд с решающим голосом гражданских активистов, провести настоящую судебную реформу, довести до конца сильно затянувшиеся судебные процессы, заменить наконец ЦИК, принять давно обещанный закон о выборах с открытыми списками вместо пафосных монологов наладить диалог с обществом и прочее.
Да много чего надо сделать из того, что так и не было сделано за эти годы. И — максимально привлекать к сотрудничеству общественные организации, видя в них самых надежных соратников.
Насколько все это реально? Не очень. Однако, как показывает опыт, под сильным давлением гражданского общества и западных партнеров были приняты законы, абсолютно невыгодные власти во всех ее ветвях. Яркий пример — электронные декларации (“ежики плакали, кололись, но ели кактус”).
Все‑таки перед Новым годом всегда хочется верить в чудо. Чудо, что у наших элит верх над жадностью возьмет здравый смысл или хотя бы чувство самосохранения, и они поймут, что без Украины они — никто и ничто (даже сидя в уютном дворике где‑нибудь в Европе). Чудо, если народ пошлет подальше бессовестных популистов и поддержит тех, кто предлагает реальные программы и планы. Чудо, если кое‑кто решит, что перспектива войти в историю Украины реформатором, превратившим страну в современную европейскую державу, гораздо важнее приобретения еще одного миллиарда.